Четверг, 25.04.2024, 04:00

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Здоровье и игра

Игры и упражнения, направленные на развитие ручной и тонкой моторики, графических навыков

Игры и упражнения, направленные на развитие ручной и тонкой моторики, графических навыков (часть вторая)

учитель-логопед

Пономаренко Наталия Алексеевна

старший воспитатель Яценко Ольга Михайловна

ГБОУ СОШ № 1416 (структурное подразделение № 8) г.Москвы

 

Игры и упражнения, направленные на развитие ручной и тонкой моторики, графических навыков делятся на несколько групп. Опишем их подробнее. Их можно использовать как в работе воспитателей и специалистов детского сада, так и в условиях домашнего воспитания и обучения - в общении родителей со своими детьми дома.

Развитие хватания

«Баскетбол»

Цель. Учить детей выполнять задания по показу взрослого: брать в руки шарики и бросать их целенаправленно (в корзину или  коробочку).

Оборудование. Коробка с шариками разного размеры и цвета, сделанными из различного материала (пластмассовые, резиновые, деревянные, железные и др.).

Ход игры. Педагог сначала предлагает осмотреть и ощупать шарики в коробке, и говорит о том, что их надо все бросать в корзину. Показывает, как это надо делать. Если ребенок испытывает затруднения - используются совместные действия или действия по подражанию. Если все получается – ребенка следует хвалить и поощрять.

Поймай, не зевай!

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование. Резиновый мяч яркого цвета.

Ход игры. Ребенок стоит напротив взрослого. Взрослый предлагает ребенку поймать мяч двумя руками. Показывает, как нужно держать мяч, сам его подбрасывает и ловит, обращая внимание ребенка, как расположены его руки, пальцы и корпус тела в этот момент.

Взрослый несильно бросает мяч ребенку, стараясь направить его «прямо в руки ребенка». Взрослый направляет ребенка, помогает ему. При необходимости сам распределяет пальцы его рук на мяче.

Золушка

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью; развивать координированные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозайка,  игрушки из киндер-сюрприза), пластмассовые корзиночки, пластмассовая мисочка.

Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым своя мисочка, справа от него в пластмассовой корзиночке, лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.

Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в мисочку, обращая внимание детей на то, что второй рукой он придерживает мисочку. Потом просит деток делать так же.

При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают обратно в корзинку, которую переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать мисочку правой.

Заборчик

Цель. Продолжать учить правильно брать мелкие предметы, развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий, эмоциональное отношение к игре, подражание действиям взрослого; развивать внимание и мышление.

Оборудование. Цветные счетные палочки. Маленькая фигурка животного, например,  зайчика. Игрушечный домик маленький.

Ход игры. Педагог раздает детям домики и счетные палочки,  фигурки животных. Затем говорит, что в домиках живут маленькие животные, а вокруг их дома нужно построить забор, чтобы в дом никто не пробрался. Педагог сам выкладывает забор из счетных палочек  - выкладывает в линию друг за другом красные и синие палочки (со временем количество палочек, отличающихся по цвету  можно увеличить). Далее педагог просит детей самим «построить» такой же  забор. Взрослый оказывает необходимую помощь, направляет деток, хвалит их.

Развитие соотносящих движений

Посадим елочки (грибочки)

Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Оборудование. Деревянное поле с отверстиями; елочки (диаметр ножки елочки соответствует диаметру отверстия).

Ход игры. Педагог берет елочку одной рукой и показывает, как вставлять ее в отверстие. При этом другой рукой придерживает поле. Затем дети действуют по подражанию. Если они затрудняются, то используются совместные действия педагога и ребенка.

Пирамидки

Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивая зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

Оборудование. Пирамидки разной величины и формы.

Ход занятия. Детям раздают пирамидки из 4-5 колец с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизываются в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.

Закрой кастрюльки

Цель. Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание; учить действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину), объясняя соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

Оборудование. По две кастрюльки одинаковой формы, но разной величины, с плотно прикрывающимися крышками, на каждого ребенка.

Ход игры. Ребенку предлагают закрывать кастрюльки разной величины.

Вышли матрешки на прогулку

Цель. Упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук; формировать внимание и целенаправленные действия; создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

Оборудование.  Матрешки (двухместные) на каждого ребенка.

Ход игры. Каждому ребенку дают по четыре половинки матрешки. Педагог складывает свою матрешку, показывает ее детям, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем обыгрывает ситуацию, как  матрешки пошли гулять и спрашивает: «А ваши матрешки хотят погулять?» Предлагает детям собрать своих матрешек и отправить их на прогулку. Дети собирают матрешек и играют с ними.

Бусы для модниц

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Оборудование. Шкатулка с разными бусиками. Крупные бусы и довольно плотная нитка или шнурок, если позволяет диаметр прорези в бусинах.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на свои бусы и показывает красивую шкатулку,  бусики в ней. Предлагает детям сделать самим бусы. Педагог раздает детям бусинки, плотные нити/шнурки и показывает, как одной рукой надо взять бусинку, а другой – нитку, найти отверстие в бусинке и продеть через него проволоку. Помогает каждому ребенку надеть первую бусинку. Затем дети работают самостоятельно. Концы нити/шнурка соединяет педагог. После этого бусы примеривают, надевают на игрушки.

Развитие графических умений

Развитие графо-моторных навыков – довольно длительное и кропотливое занятие. Условно, его можно разделить на  5 этапов:

  1. «Каляки-Маляки»
  2. Точки

III. Прямые линии

IV. Кривые линии

V.  Круги, овалы

Приведем примеры игр.

  1. «Кот и клубок»

Материал. Альбом, фигурка  котенка, клубочек ниток и мягкий цветной трехгранный карандаш одного из 4 основных цветов (синий, желтый, зеленый или красный).

Цель. Учить рисовать «каляки-маляки», видеть в них линии.

Мотивация. Однажды котенок  нашел клубок ниток и решил его покатать, но клубок моментально превратился в кучку перепутанных ниток. Посмотрите, как перепутались нитки. (Педагог обыгрывает ситуацию с  клубком и котенком, просит зарисовать эту ситуацию, чтобы котенок не забыл, чем  заканчивается такая игра). Задание. Нарисуйте перепутанную нитку.

II. «Покормите курочек»

Материал. Альбом, черный карандаш, маленькие фигурки курочек.

Цель и задачи:

- Учить наносить точки необходимой яркости, изображая размер.

- Закреплять представления о размере в слове: «большой», «маленький».

- Расширять представления об окружающем мире.

- Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи.

- Обратите внимание на их размер.

Мотивация.

Курочки голодные,  нужно птичек покормить. Курочки любят пшено и семечки, давайте  угостим их.

Задание. Курочки голодные, покормите их. Чтобы изобразить пшено, следует нанести на лист точки легкими движениями. Чтобы изобразить семечки, на карандаш следует нажимать посильнее. Можно с силой покрутить карандаш на одном месте.

III. «Дождик»

Материал. Альбомный лист, на  листе нарисована  тучка с капельками  и внизу, под тучкой,  3 цветочка. Синий карандаш.

Цели:

 - Учить проводить вертикальные линии (рисование по зрительным опорам в виде точек).

- Расширять представления о природных  явлениях (жара, дождь), рассказать о значении этих природных явлений для растений.

Мотивация. Утром цветы проснулись и радостно подняли свои головки к солнышку. Но днем стало очень жарко. Цветам стало не хватать воды, и они опустили головки. Чтобы цветы не погибли, их надо полить. Для этого мы сейчас будем учиться рисовать дождь.

Задание.

  1. Поставьте карандаш на самую крупную каплю и направляйте движение карандаша вниз от точки к точке.
  2. Цветок напился, но следует напоить и остальные цветы. Найдите еще капельки и помогите им спуститься, чтобы напоить остальные цветы.

IV. «Угостим хомячка»

Материал. Альбом, простой карандаш.

Цель. Учить рисовать кривые линии по опорам.

Мотивация. Жил-был хомяк Хома. Однажды он гулял и нашел целую кучу зерна. Набил щеки зерном  и стал перетаскивать его к себе домой – в норку.

Задание. Нарисуйте дорожку, по которой бежал Хома в свою норку.

V. «День рождение»

Материал. Альбомный лист, на котором пунктиром нарисованы  воздушные шары – круглые и овальные, цветные карандаши, кукла.

Цель.

- Учить рисовать овальную форму.

- Закрепить умение изображать прямую линию, ограниченную по длине.

Мотивация. Сегодня у куклы Кати День рождения. Катя очень любит воздушные шарики! Давайте нарисуем ей подарок?

Задание.

  1. Обведите по контуру воздушные шары. Чем они отличаются? (Круглые и овальные).
  2. Нарисуйте сами один воздушный шарик круглой формы и один – овальной.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991.-207 с.
  2. С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова «Развивающие занятия с детьми»: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В.Секачев, 2001. – 80 с.
  3. О.В.Закревская. Развивайся малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 88 с.
  4. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.- «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.
  5. М.А.Касицына «Рисующий гномик». Альбомы, методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.
  6. Е.М.Косинова. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Учебное издание. ООО «Издательство «Эксмо».- М., ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 5, 2000.
  7. О.П.Рожков. Упражнения и занятия по сенсо-моторному воспитанию детей 2-4 –го года жизни: Метод.рекомендации/О.П.Рожков, И.В., И.В.Дворова. – М.: Изд-во Мос-го псих-соц. Инст; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 2004. – 192 с.

 

Категория: Здоровье и игра | Добавил: 461119 (25.03.2015)
Просмотров: 3671 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: