При организации
предметно-развивающей среды в ДОУ, для повышения двигательной активности детей
на воздухе, а также для реализации приемов и методов физического воспитания
предлагаю использовать игры на асфальте. Они не требуют специального
оборудования и дополнительного места для их проведения. Игры на асфальте легко
организовать везде, где есть асфальтированные дорожки, например, вокруг
детского сада, как это организовано в нашем детском саду. Количество участников
не ограниченно: правила предусматривают одновременное участие в игре всех
детей, что способствует повышению двигательной плотности
физкультурно-оздоровительных мероприятий. В данной дискуссии я воспользовалась
не только опытом нашего детского сада, но интересным материалом опубликованным
в журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 2008г.
Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения
совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей.
Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разного
возраста (от 2 до 7 лет) и различной физической подготовленности - игр,
направленных на развитие двигательных навыков с учетом зоны их ближайшего
развития.
Отличительная особенность игр на асфальте заключается в том, что одну и ту же
игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности
и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия. Более того, меняющаяся
игровая ситуация позволяет закрепить знание правил игры и двигательные навыки.
Игры помогают воспитателю интересно и эффективно провести утреннюю гимнастику,
физкультурное занятие, прогулки, организовать самостоятельную деятельность
детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных
навыков и умений.
С точки зрения решаемых в играх на асфальте педагогических задач их можно
классифицировать по следующим основаниям:
• По интенсивности движений (игры малой, средней и высокой интенсивности);
• По типу преимущественного двигательного действия (бег, прыжки, ведение мяча,
метание и др.);
• По сложности построения игры (индивидуальные, командные);
• С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 2-7 лет;
• По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без них,
сюжетные);
• По развиваемым физическим качествам (игры, способствующие формированию
выносливости, ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых
качеств);
• По структуре физкультурно-оздоровительного мероприятия (для вводной,
основной, заключительной частей занятия, утренней гимнастики, прогулки).
Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому позволяют наиболее
эффективно в комплексе решать оздоровительные, образовательные и воспитательные
задачи.
Основными видами двигательной активности в играх на асфальте являются разные
виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой
площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно
использовать двигательные навыки и умения, что обеспечивает их
совершенствование, а также естественное проявление физических качеств: быстрота
реакции, ловкости, равновесия, координации движений, выносливости, навыков
пространственной ориентировки, глазомера.
Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную
деятельность ребенка, закрепляя знания прямого и обратного счета, форм
геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей,
стимулируют использование знаний об окружающем мире, о поведении животных,
поступках людей; пополняют словарный запас, совершенствуют психологические
процессы.
Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта. Организуя
соревновательную деятельность, воспитатель учит детей вежливому, тактичному,
внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим
поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и
соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует
дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и
самостоятельность.
Игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера. Они основаны
на продолжительном и многократном повторении достаточно однообразных
двигательных действий; при этом возникает необходимость проявлять волевые
усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха при проведении игр на
асфальте является эффективным средством закаливания детей, повышение
сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по
физическому воспитанию, делая их более эмоциональными и разнообразными.
Перечисляя игры на асфальте, вспомним, прежде всего, наши старые, добрые
«Классики» самых разнообразных видов для детей самого разного возраста. Для
детей младшего возраста применяются различные змейки, паровозики, различные
жучки, в которых вместо цифр нарисованы следы, или просто цветные сектора. Для
старших детей «Классики» усложняются, в секторах рисуются цифры или
геометрические фигуры. С различными нетрадиционными видами «Классиков» можно
познакомиться в том же журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 2008г, а так же
в книгах «Подвижные игры на свежем воздухе» - различные издания.
|