Воскресенье, 13.10.2024, 03:57

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Здоровье и игра

Пальчиковый тренинг


 

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.). При этом очень важно противопоставление большого пальца остальным пальцам и навык включение движений пальцев в единую кинетическую мелодию. Кроме того, важно научить ребенка выполнять сложные координированные движения пальцами, тренируя переключаемость с одного движения на другое и плавность движений. В качестве примера таких заданий предлагаем следующий развивающий тренинг.

Ручки на столе лежат и пока что крепко спят.

А теперь одна проснулась и тихонько потянулась.

(Ладони лежат на столе. Одна приподнимается).

Это – правая рука.

Это – левая рука.

(Приподнимаются соответствующие ладони с растопыренными пальцами – ребенок смотрит на вас, как вы это делаете. Только сидите не напротив, а рядом с ним. Он еще не научился переворачивать мысленно праву и левую стороны).

Теперь обе проснулись – пальцы сильно-сильно потянулись.

(Движения повторяются одновременно: ладони прижаты к столу, приподнимаются и вытягиваются только пальцы).

Большой пальчик подними и тихонько постучи.

Это – правая рука.

Это – левая рука.

(Поднимаются поочередно большие пальцы на обеих руках и стучат по столу).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Раздается  снова стук.

Пальчик указательный, самый замечательный.

Он самый любопытный из братьев.

Все замечает и на все показывает.

(Поднимаются поочередно указательные пальцы на обеих руках и стучат по столу).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Раздается  снова стук.

Средний пальчик –  длинный самый.

Помогает братьям малым.

(Поднимаются поочередно средние пальцы на обеих руках и стучат по столу).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Раздается  снова стук.

Пальчик безымянный – все время забывает, как его зовут.

И когда откликнуться нужно – не отзывается.

Вот какой он рассеянный!

(Поднимаются поочередно указательные пальцы на обеих руках и стучат по столу).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Раздается  снова стук.

Пальчик самый маленький – мизинчиком называется.

Он всегда за братьями торопиться успеть – и почти всегда не успевает.

(Поднимаются поочередно мизинцы на обеих руках и стучат по столу).

А теперь пальчики все проснулись на обеих ручках!

Нужно им поздороваться!

Здравствуй! Большак! – Здравствуй-здравствуй!

Здравствуй! Указка! – Здравствуй-здравствуй!

Здравствуй! Середка! – Здравствуй-здравствуй!

Здравствуй! Безымяшка! – Здравствуй-здравствуй!

Здравствуй! Малыш-мизинчик! – Здравствуй-здравствуй!

(Ладони отнимаются от стола, поворачиваются друг по отношению к другу, соответствующие пальцы, имитируя приветствие, слегка сгибаются по очереди, потом прикасаются подушечками).

Будем вместе играть? Будем! Будем!

(Пальцы обеих рук складываются, как в замок. Снова раскрываются и снова складываются, переплетаясь между собой, затем принимают исходное положение – ладони расслабляются и укладываются на стол).

Светят солнышка лучи – они очень горячи.

А как тучка набежала – сразу солнышка не стало.

(Пальцы раздвигаются на поверхности стола, потом сдвигаются).

«Солнышко- солнышко! Выгляни в окошко!

Деткам погулять хочется!» – зовут братья-пальцы.

(Руки поднимаются со стола, поворачиваются друг напротив друга, сгибаются и разгибаются пальцы).

Вот тучку солнышко и прогнало!

Снова светло стало!

(Пальцы снова укладываются на стол в сдвинутом положении, потом раздвигаются снова).

По ровненькой дорожке быстро побегут две ножки.

Вот так! И так! И так! И так! И вот так!

(Пальцы по парам пробегают по столу).

А вот их мама с папой догоняют.

(По очереди правой и левой рукой делается «человечек» из указательного пальца и среднего – и имитируется бег человечка по столу).

Ищут – справ, ищут – слева.

Впереди и позади.

Нашли!

(«Человечки» из пальцев забегают на разные края стола).

Пальчики с родителями покушали – пошли заниматься и работать. Отгадай, что они делали – и сделай так сам (сама).

Взрослый изображает с помощью пальцев такие движения:

- собирание крошек,

- оттирание пятнышка на столе,

- подметание метелкой,

- пиление,

- закручивание винтика,

- резанье ножницами,

- забивание гвоздей.

При этом взрослый просит ребенка разнообразить движения: «У меня винтик большой, а у тебя, давай, будет маленький? Как ты его закрутишь – покажи!» и т.д.

А теперь братья помогают папе дома строить, тяжелые бревна таскать.

(Рука кладется на стол, пальцы свешиваются со стола («Пальчики на крышу залезли») – по очереди на каждый из них надевается наперсток (или колечко с грузиком на ниточке, что лучше для развития мелких мышц). Каждый пальчик должен приподняться до горизонтальной со столом линии (если получается – чуть выше). Взрослый тогда подхватывает грузик и хвалит пальчик, называя его по имени).

Получился вот такой домик (взрослый складывает из спичек квадрат). Сделай, как я! (ребенок выполняет такую же постройку, глядя на образец). Чего в нем не хватает? Крыши! Давай, сделаем крышу! (взрослый и ребенок достраивают крышу). Теперь нужно сделать вот это. Посмотри, как я построю это (строит лестницу из 6-7 спичек). Что это получилось? Правильно, это лестница! Сделай такую же лестницу! (ребенок строит, ориентируясь на образец).

Как славно поработали пальчики! Порадовали маму и папу!

Вот купили мы арбуз,

Он хороший был на вкус!

(Соединить кончики пальцев обеих рук, образуя шар).

А потом купили дыню –

Сразу съели половину.

(Не отрывая пальцев, сложенных в виде шара, раздвинуть руки в стороны).

Потом черешни мы купили – вместе с Большаком помыли.

(На каждой руке одновременно идет следующая серия движения: сначала большой и указательный образуют вместе колечко (знак «окей»), потом по очереди в такое же колечко складываются большой и средний, большой и безымянный, большой палец и мизинец).

Какие еще игры можно посоветовать родителям? Вот находки, найденные членами Родительской академии:

1.     Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2.     Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребёнок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.

3.     «Футбол». Каждым пальцем поочерёдно отстреливать шарик на ниточке.

4.     Сделайте вид, что случайно рассыпали бусы. Попросите ребёнка помочь собрать бусинки. Пусть он соберёт бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может помочь Вам нанизать бусы на нитку в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

5.     Работа с пластилином. Скатать шарики. Расплющить шарики в лепёшки большим и указательным пальцами. Скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Вылепить из шариков морковь, яблочко, грибок и т.д. Вылепить змею. Украсить её пятнашками из пластилина другого цвета. Змея сворачивается в кольцо.

6.     Игры с кольцами.

а) Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трёх пальцев (не зажимая в кулак).

б) Нанизать колечки на верёвку, на шнурок.

7.     Предложите повторить за Вами такие действия:

а) Три кольца укладываются на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: «Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно – снизу».

б) Три кольца (пять) укладываются горизонтально. «Одно колечко – в середине, одно – слева, одно – справа».

в) Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т.д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

г) Поместите на небольшом расстоянии друг от друга пять колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно «прошагали» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

8.     Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для        шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду.

Маленький коврик можно соткать из материи или цветной бумаги: сделать внутри прямоугольника параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки или полоски бумаги, переплетая ими полоски прямоугольника поочерёдно сверху, снизу, сверху, снизу. «Мастер» будет очень горд, если сможет подарить Вам такую салфетку или подставку под горячее.

9.     Из пуговиц можно выложить красивый узор. А затем нанизать их на нитку  или верёвку.

10.      Узоры из спичек. К 4 годам ребёнок может выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для малыша.

11.      Игры с пальчиками. Ребёнку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, перетянуть пальцами поочерёдно Ваши пальцы. Поочерёдно сгибать и разгибать каждый палец.

Категория: Здоровье и игра | Добавил: 461119 (09.05.2013)
Просмотров: 1708 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: