Четверг, 25.04.2024, 11:37

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Здоровье и игра

Подбор подвижных игр в зависимости от группы двигательной активности детей

Подбор подвижных игр в зависимости

от группы двигательной активности детей

к.п.н., доцент  МГПИ, Морозова Л.Д.

Невозможно переоценить значение игры в жизни ребенка любого возраста.

Подвижные игры обладают огромным диапазоном воздействия на дошкольников. Прежде всего, в них ребенок удовлетворяет свою врожденную потребность в двигательной активности, от которой зависит успешность физического развития. Однако выбирая подвижную игру для ребенка, следует осуществлять индивидуальный подход и дифференцировать двигательные возможности детей.

Условно, не зависимо от возраста, выделяются три группы детей, характеризующиеся большой, средней и малой подвижностью.

Малоподвижные дети вялы и пассивны, быстро устают, не решительны, избегают участия в подвижных играх, уходят в сторону, даже не наблюдая за ходом игры. Роль родителей состоит в постепенном вовлечении таких детей в подвижные несложные игры с минимальным количеством правил, малой и средней физической нагрузки, в привлечении к их играм на детской площадке других детей  и в их объединении для расширения двигательного и игрового опыта своего малыша. Для них рекомендуются игры малой и средней подвижности.

Игры спокойные, малоподвижные - это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.) в помещении на ограниченной площадки. Такие игры служат для отдыха, развлечения детей, для развития внимания, четкости и слаженности движений, развивают координацию движений. Примерами таких игр являются: "Найди игрушку", "Зайка беленький сидит", "Найди и промолчи", пройди тихо", "Узнай по голосу", "Угадай кто ушел (спрятался)", "Найди свою пару", "Летает - не летает", "Слушай команду", "Пройди – не задень" и т.п. Для других, более подвижных детей, такие игры  следует использовать в вечерние часы, в конце прогулки, в жаркие дни.

Дети средней подвижности, отличаются ровным, спокойным поведением, адекватной подвижностью, они эмоциональны, обладают хорошими двигательными умениями и способностями. Такие дети любят играть в подвижные игры, с удовольствием выполняют в игре разные роли, могут играть самостоятельно. Для них рекомендуются игры средней подвижности - это зона тонизирующей нагрузки.

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению. Кроме физической нагрузки, на ребенка оказывает влияние психическая напряженность, когда дети выполняют в игре главную роль, наличие нескольких правил, ожидание сигналов к смене действия, наблюдение за игровой ситуацией на площадке и т.п. В процессе игрового действия происходит суммарная нагрузка на организм, она изменяется с увеличением или уменьшением дозировки (количества повторений) и продолжительностью игры, с изменением темпа и ритма игровых действий. Тонизирующий эффект достигается за счет небольшого утомления, между конами организм отдыхает, затем привыкает к небольшим нагрузкам. Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма, параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентировка в пространстве и т.п.

Со всеми категориями детей, независимо от вида их двигательной активности, игры средней подвижности широко используются в утренние часы, проводятся на утренней прогулке. Примерами таких игр являются: "Тише едешь – дальше будешь", "Зайчики", "Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Мы веселые ребята", "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса" и др.

Индивидуального и дифференцированного подхода требуют дети, обладающие высокой подвижностью – гиперактивные дети. Они отличаются реактивностью, неуравновешенностью поведения. Для них характерны скоростные движения,  повышенная интенсивность которых вызывает быстрое утомление. Следует также отметить, что движения таких детей не отличаются хорошей техникой выполнения, точностью и координацией. В подвижных играх гиперактивные дети нетерпеливы, часто спешат, не могут сосредоточится, не осознают своих действий, не запоминают правил и являются постоянными их нарушителями. Они любят играть в шумные игры с большой физической нагрузкой, но интенсивность игры вызывает у них скорое утомление, что может сказаться на поведении. Индивидуальный подход будет заключаться в уменьшении дозировки двигательной активности, переключении на более спокойные игры, а также использование похвалы за каждое успешное двигательное действие.

Хотя игры высокой подвижности являются для них своеобразной «отдушиной». Для остальных детей - это зона тренирующего воздействия. Они применяются с дошкольниками только старшего возраста. Это игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, большим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры, игры с мячом, со скакалкой, в воде. Подвижные игры тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжках через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течении 10 – 15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки. Увеличение частоты сердечных сокращений до 140 – 160 ударов в минуту  вызывается не только физической нагрузкой, но и эмоциональным и психическим напряжением, потому что соревнования – это всегда соперничество, желание победить. Эти игры связанны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, полном самостоятельных решений и рациональной технике и тактике игры. Примерами таких игр могут быть: "Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" и другие спортивные игры, игры эстафеты с различными двигательными заданиями. Игры большой подвижности требуют большого пространства – это спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка, мини-стадион; проводятся в часы дневной прогулки.

Категория: Здоровье и игра | Добавил: 461119 (10.07.2014)
Просмотров: 2348 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: