Принципы закаливания как основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Кандидат медицинских наук, профессор
Института детства ФГБОУ ВО МПГУ
Людмила Ивановна Кириллова
«К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму
русская речь прибегает по аналогии с явлениями,
наблюдаемыми на железе, стали при их закаливании,
- им большую твёрдость и стойкость».
И.Р. Тарханов (1899 г.)
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №2 журнала за 2017 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
Система закаливания опирается на принципы закаливания (Г.Н. Сперанский): систематическое проведение процедур; постепенное увеличение дозировки процедур, силы раздражителя; оптимальное тепловое состояние детей; индивидуальное использование закаливающих процедур с учётом состояния здоровья и степени закаленности; комплексность проведения процедур (воздушные ванны можно сочетать с водными процедурами, солнечными и т.д.); положительное эмоциональное состояние ребёнка.
Опишем их подробнее.
Систематическое проведение процедур складывается из ежедневного их использования, порой не зависимо от погодных условий. Закаливание должно занимать определённое место в режиме дня ребёнка. Повторные, регулярные закаливающие процедуры приводят к появлению стойких условных рефлексов, которые при наличии перерывов быстро могут угасать: у детей дошкольного возраста через пять – семь дней. При перерывах в закаливающих процедурах эффект закаливания исчезает. Рекомендуют закаливание начинать в тёплое время года. Дети бывают много на воздухе, в облегчённой одежде, когда происходит стихийное закаливание. Затем закаливающие процедуры следует продолжить в течение всего года, даже при лёгких заболеваниях и их выздоровлении (Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, Е.М. Белостоцкая).
Постепенное увеличение дозировки процедур, силы раздражителя имеет большое значение при закаливании. При закаливании нужно постепенно снижать температуру раздражителя или увеличивать площадь, на которую он воздействует, или продлевать время воздействия. У ребёнка может быть самая разная реакция: изменение дыхания, учащение пульса. Если этого не происходит, то сила раздражителя увеличена не достаточно, желаемого эффекта от тренировки не наступает. Обратная реакция в виде побледнения кожи, появления дрожи, свидетельствует о недопустимом увеличении силы раздражителя.
Всегда следует помнить о существующем в физиологии правиле: тренировке помогают слабые раздражители; сильные раздражители противодействуют деятельности функциональных систем; сверхсильные раздражители способствуют появлению обратного эффекта.
Оптимальное тепловое состояние детей при закаливании.
Оптимальная ответная реакция теплорегуляции при закаливании может быть при наличии теплового комфорта ребёнка. Эффект тренировки достигается при периодических кратковременных воздействиях раздражителя. У замёрзшего ребёнка ответа на закаливающий раздражитель не будет. При перегреве ребёнка, потоотделении, даже слабый закаливающий раздражитель может сопровождаться переохлаждением и появлением простудного заболевания (М.П. Ронжина).
В связи с этим следует напомнить родителям и педагогам, что одним из важных закаливающих средств является одежда ребёнка. Нельзя «кутать» ребёнка. Он всегда должен быть одет по погоде, а не по сезону. Одежда должна соответствовать физическим данным ребёнка, удобной, комфортной для активной, подвижной деятельности, как на улице, так и в помещении.
Индивидуальное использование закаливающих процедур с учётом состояния здоровья и степени закаленности.
Систематическая тренировка терморегулирующих механизмов должна проводиться с учётом особенностей развития детей, а именно: с учётом возраста, состояния здоровья (наличие хронических заболеваний, аномалий развития, наличие частых простудных заболеваний), показателей закалённости. Закаливание следует начинать с щадящего, постепенного использования раздражителя.
Комплексность проведения процедур.
При закаливании можно комплексно использовать процедуры: воздушные ванны можно сочетать с водными процедурами, солнечными и т.д..
Положительное эмоциональное состояние ребёнка.
Для хороших результатов тренировки терморегуляционных систем организма необходимым условием является положительный эмоциональный настрой ребёнка на любую процедуру. Ребёнок должен с удовольствием начать заниматься той или иной процедурой. Однако, если ребёнок капризничает, плачет, беспокойно себя ведёт, следует процедуру перенести или изменить характер воздействующего фактора. |