Пятница, 19.04.2024, 12:23

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Формы и методы сотрудничества с родителями

Семейный детский сад как возможность


Нина Ювинальевна, расскажите, пожалуйста, в чем принципиальное отличие семейного детского сада от привычного, традиционного ДОУ? С какой целью он создается?

Н.Ю. Симонова: Семейные детские сады открываются в целях поддержки многодетных семей и работают по месту проживания семьи. Право открыть сад имеет один из родителей (законных представителей) многодетной семьи, воспитывающей трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (допускается принятие ребенка из другой многодетной семьи, если кто­то из трех собственных детей пошел в начальную школу). Родитель, принявший решение организовать семейный детский сад, становится сотрудником ДОУ – воспитателем.

Часто семейный детский сад организуется для детей, не посещающих ДОУ по определенным причинам (ограниченные возможности здоровья или особое мировоззрение родителей, например, религиозное).

Семейный детский сад создается на базе ДОУ юридически и является его структурным подразделением.

Принципы его организации предполагают тесное сотрудничество с ДОУ: детский сад разрабатывает режим дня, сетку занятий (которые проводятся дома и в саду), предусматривается приход специалистов домой.

Какие нормативные документы позволяют создать семейный детский сад?

Н.Ю. Симонова: Организация семейного детского сада в ДОУ г. Москвы регламентируется Примерным положением об организации деятельности семейного детского сада, утвержденным постановлением правительства г. Москвы от 30.10.2007 № 951­ПП. Все остальные документы – локальные, они принимаются руководителями ДОУ, в котором открывается семейный детский сад.

Сколько таких учреждений открыто в г. Москве?

Н.Ю. Симонова: На 1 сентября 2008 г. в г. Москве работает 103 семейных детских сада с численностью детей 350 чел. В управлениях образования г. Москвы к сентябрю 2008 г. находилось 29 заявлений на открытие семейного детского сада. Каждое из них было рассмотрено.

По какой образовательной программе работают семейные детские сады?

Н.Ю. Симонова: В любом дошкольном учреждении есть образовательная программа, по которой оно работает. Семейный детский сад, как структурное подразделение, выбирает ту же программу. Она может быть более сложной, комплексной, охватывающей разные направления развития ребенка, и при переработке ее для семейного детского сада необходимо обратить внимание на уровень образованности и возможности воспитателя. В этом деле большая роль отводится старшему воспитателю ДОУ и, конечно, руководителю.

Департамент образования г. Москвы оказывает методическую поддержку родителям-­воспитателям?

Н.Ю. Симонова: Как только вышло постановление правительства г. Москвы, Департамент образования создал рабочую группу, которая ежемесячно собирается и обсуждает проблемы семейных детских садов. Этот вопрос стоит на контроле: в каждом округе есть специалист, который отвечает за решение возникающих трудностей. Разработана целая система переподготовки и повышения квалификации мам­воспитателей. У нас уже прошли обучение 17 мам в 2008 г. И мы на этом не останавливаемся: Московский институт открытого образования принимает воспитателей у себя. В институте разработан модуль по оказанию методической помощи, и одной из форм обучения является дистантная подготовка. Мы совершенствуем систему, радуясь тому, что она уже функционирует и дает положительные результаты.

Для открытия семейного детского сада матерям требуются специальная подготовка, образование?

Н.Ю. Симонова: Нет, не требуются. Так сложилось, что большинство мам­воспитателей имеют педагогическое образование, многие окончили медицинские вузы. Но требования, чтобы мама­воспитатель имела профильное образование, нет. Основное условие – многодетность. Наша цель – предоставление возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка. А курсы переподготовки дают возможность получить знания о дошкольной педагогике, возрастной физиологии и т. д.

Вводятся ли дополнительные единицы в штатное расписание ДОУ, в чьей структуре функционирует семейный детский сад?

Н.Ю. Симонова: Да, вводятся дополнительные штатные единицы со ставками: воспитатель – 1,0, воспитатель по физкультуре – 0,25, музыкальный руководитель – 0,25, старшая медсестра – 0,25, педагог­психолог – 0,5, социальный педагог – 0,5.

Как и кем финансируется данная форма дошкольного образования?

Н.Ю. Симонова: Помимо тех средств, что предусматриваются для ДОУ нормативом, правительством г. Москвы выделяются деньги и на семейные детские сады. В норматив входит зарплата воспитателя, такая же ставка, как в детских садах. Мама-­воспитатель получает деньги в соответствии с ЕТС, в т. ч. за образование и стаж работы. Также выделяются средства на зарплату работникам, которые вводятся в штат ДОУ дополнительно и, если необходимо, специалиста по коррекционной работе. Помимо этого правительство г. Москвы выделяет деньги на питание детей в семейном детском саду в размере, равном сумме, выдаваемой на ребенка в ДОУ традиционной формы. На питание одного ребенка приходится от 76 до 86 руб. в зависимости от возраста (до 3 лет или от 3 до 7 лет).Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя. Конечно, мама­воспитатель получает рекомендации ДОУ относительно питания детей, но влияние семейных традиций здесь остается достаточно сильным.

Как медицинский персонал ДОУ взаимодействует с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Н.Ю. Симонова: Дети данной категории в первую очередь наблюдаются поликлиникой и органами здравоохранения. Детский сад – это прежде всего образовательное учреждение, а функции дошкольного образования – образовательная и воспитательная. В ДОУ проводится коррекционная работа. Если в семейных детских садах есть дети, которым необходима коррекционная помощь, то им наравне с воспитанниками, посещающими ДОУ, такая помощь оказывается. Как правило, с ними работают логопеды, педагоги­психологи, дефектологи, медсестры по массажу и др.

Предусмотрено ли оказание помощи семейному детскому саду – например, покупка игрушек, ремонт помещений?

Н.Ю. Симонова: Все многодетные семьи посещают детские сады бесплатно, правительство г. Москвы детскому саду выплачивает компенсацию. Также и в случае организации семейного детского сада. Покупка игрушек и необходимых пособий руководителями ДОУ осуществляется на деньги, которые поступают из бюджета или внебюджетных источников. Заведующий ДОУ совместно с бухгалтером составляют смету расходов, планируют необходимые покупки. Предполагается, что дети из семейного детского сада пользуются всем игровым оборудованием наравне с остальными воспитанниками ДОУ. Ремонт квартиры, где функционирует семейный детский сад, не предусматривается.

Хочется отметить, что уровень материально-­технической базы современных садов достаточно высок. Даже в обеспеченной семье не всегда можно создать такие условия, какие есть в детском саду – бассейн, тренажерный, спортивный залы, просторное помещение для игр, большое разнообразие игрушек и др.

Помимо этого, в некоторых садах развита система помощи малообеспеченным семьям.

Категория: Формы и методы сотрудничества с родителями | Добавил: 461119 (19.05.2013)
Просмотров: 1158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: