Пятница, 26.04.2024, 08:26

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Четыре времени года или Как взрослеют дети разных типов темпераментов

Четыре времени года или Как взрослеют дети разных типов темпераментов

Кошкина Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ «Гармония» г.Москвы

 

Весна, лето, осень, зима

У каждого времени года своя задача, своя прелесть. Изменения происходят, и в природе, и нашей жизни. И не только в бытовом значении этого слова, но и психологическом.

Если можно провести аналогию, то каждому времени года может соответствовать различный возраст человека или темперамент.  Так  например: весна - детство, юность; лето - молодость;  осень - зрелость;  зима - старость или  поздняя зрелость.

Или четыре типа темперамента, описанные А.Дюма в его всем известном романе «Три мушкетёра».

А часто ли встречается темперамент в «чистом» виде?

И как рассматривать это понятие?

Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение частей) это индивидуальная характеристика человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: [1]

  • общую активность,
  •  особенности моторной сферы;
  • свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объёмом  взаимодействия человека, в данном случае - ребёнка, с окружающей средой - физической и социальной. Следовательно: ребёнок может быть пассивным, инертным, спокойным или активным, стремительным.

Моторную сферу можно рассматривать как частное выражение общей активности: темп, рост, быстрота, ритм и общее количество движений.

Эмоциональность в данном случае это: впечатлительность, импульсивность, чувствительность.

Существуют и другие критерии в определении  понятия темперамент: поведение и деятельность. Так И. П. Павлов, после долгих лабораторных исследований, сделал вывод о том, что типы нервной системы должны определяться только по лабораторным процедурам, выявляющим особенности условно-рефлекторной деятельности. И изменил значение слова темперамент, введя  понятия «генотип» и «фенотип». Где генотип определил как  прирождённый  тип нервной системы, а фенотип - как  тип высшей нервной деятельности, который образуется  в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. И.П.Павлов определил понятие генотип как «темперамент», а фенотип- с понятием «характер».[1]

При всем разнообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент это та  биологическая база, на основе которой формируется  и социализируется личность.

Темперамент, как генотип,  не меняется в течение  жизни, но характер,  и может, и часто  меняется.

Черты характера возникают тогда,  кода темперамент уже достаточно развит: примерно в 4-5 лет. Поэтому отождествлять характер и темперамент не стоит, т.к.  именно темперамент является основой, на которой  формируется характер, а не наоборот. 

Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью считали такие учёные как С. Рубинштейн, С. Городецкий. 

Природной основой характера  называл темперамент Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев. 

 

Как же распознать  темперамент малыша?

 

Холерик  (желчь). Это сильный, неуравновешенный тип нервной системы, с преобладанием возбуждения. Эти малыши любят командовать,  сразу заявляют о себе громким голосом. Часто могут конфликтовать со сверстниками, хотя жить без них не могут. Может бросить какое-то очень интересное занятие ради другого, не менее интересного или включиться сразу в два интересных для него дела. Если упадет, то встанет и пойдет дальше добиваться своей цели. Заводится с пол-оборота, его шалости неизмеримы, энергия неиссякаема. Боец, задира. Настроение часто меняется в зависимости от обстоятельств. Предпочитают красный цвет. Любят громкую, быструю мажорную или минорную  музыку.

 

Меланхолик (чёрная желчь). Неуравновешенный, слабый тип нервной системы. Малыши отличаются редкой чувствительностью и ранимостью, обладают тихим голосом, почти не смеются. Они добры и внимательны. Тихони. Легко и часто обижаются, с трудом переживают неудачи. Боятся смены обстановки и новых людей. Сильно реагируют на громкие звуки и крики. Плачут по каждому пустяку. Наказания воспринимают как трагедию. Предпочитают синие, фиолетовые цвета. Любят спокойную и грустную музыку.

 

 Флегматик (слизь) - тип нервной системы сильный, уравновешенный, инертный. Все делает спокойно, с чувством, толком, с расстановкой, проверенными способами. Копуша. Среди детей  не выделяется. Может долго играть самостоятельно. Упорно идет к своей цели, невзирая на трудности.  Его сложно переубедить, своих решений он не меняет. Сдержанный,  устойчив к внешним раздражителям. С трудом обучается, но то, что понял – надолго. Не любит перемен, медленно и трудно к ним привыкает. Любит зелёный цвет. Музыку выбирает спокойную, мажорную.

 

Сангвиник (кровь) - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Быстро переключается, привыкает к новой обстановке, вливается в любой вид деятельности. Друзья - все. Ему до всего есть дело, он умеет находить выход из конфликтных ситуаций. Среди сверстников – лидер. Грустит редко и недолго. Хохотун, обладает чувством юмора и богатой мимикой. Легко обучается и…  легко забывает материал. Предпочитает жёлтые, красные цвета. Любит мажорную, быструю музыку.

Описанные выше  типы темпераментов человека в «чистом» виде, в жизни встречаются редко. Чаще всего они сочетаются друг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. К тому или иному типу темперамента человека относят на основании того, какие в его психологии и поведении доминируют черты  из описанных типов.

Можно заметить, что у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные стороны и нужно не «переделывать» тот или иной темперамент, что не допустимо, а разумно использовать в деятельности его достоинства.

 

Как помочь ребёнку?

 

Детство - это основной этап в формировании характера. Как уже было сказано ранее, темперамент закладывается в онтогенезе, а характер начинает складываться  под влиянием родителей и педагогов с первых лет жизни. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. И эта коррекция - наша подстройка под требования социума.  Для чего? С целью более эффективного и успешного развития и жизни в целом.

Как важно правильно обращаться с малышом с  раннего возраста. Ребёнок должен «искупаться» в любви!

Однако, часто такие черты характера как: агрессия, злость, замкнутость – возможная реакция на отношение взрослого. Большое влияние  на формирование характера оказывают общения, которые вызывают у ребенка сильные эмоции и связаны с удовлетворением его наиболее важных жизненных потребностей. Например: первая  стадия - базовое доверие или недоверие,    по мнению Э. Эриксона (от рождения до года), влияет на всю жизнь индивида, т.к. если в детстве индивида воспитывал человек, которому ребёнок полностью доверял, то и дальнейшем он сам будет с доверием относиться к происходящим в мире событиям. Подрыв чувства первичного доверия у ребёнка может привести его к замыканию в себе или полному непониманию окружающих.[2] Это начало  формирования коммуникативных черт характера.

 

Начало формирования волевых черт характера складываются позднее, когда приучают малыша к тем или иным способам действий, под воздействием поощрений или наказаний.

Если родители или педагоги умело сочетают поощрения и наказания, поддерживают в ребенке старание, настойчивость, целеустремленность и другие качества поведения, то у него складываются волевые черты характера. Особенно удачно это получается в процессе игры - основной деятельности ребёнка дошкольного возраста. То, что взрослым кажется простым развлечением, является мощным инструментом воздействия на ребёнка. Это его мир! Знания, правила поведения, приёмы, позволяющие выходить из сложных ситуаций - всё это  быстрее усваивается ребёнком.

Деловые черты характера начинают формироваться последними в дошкольном возрасте, причем их становление зависит как от получаемых поощрений и наказаний, так и от подражания ребенка окружающим. Если  педагоги и родители сами постоянно демонстрируют ребенку хорошие деловые черты характера, то  можно рассчитывать и на то, что  со временем эти же черты характера проявятся у ребенка.

Дошкольное детство характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка, и со взрослыми, и сверстниками. Ребёнок старается   соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя в нем комфортно.

Развитие ребёнка стремительно в это время. Важно в этом возрасте привить детям чувствительность к нравственным и социальным нормам поведения.

 

Как взрослеют дети разных типов темпераментов?

Темперамент ребёнка – основа отношений с другими детьми и взрослыми.

Малыш будет  общаться как подсказывает ему его природа.  Когда ребёнок подрастёт, то будет общаться как «нужно», а не только как хочется. И с  частыми конфликтами дети разных темпераментов справляются по-разному. Кто-то, рыдая, бежит к маме по каждому поводу, а кто-то выясняет отношения сам, кто-то замыкается в себе.

 Например, дети холерического темперамента, очень подвижны, раскованны, часто бывают своевольны. Если  вовремя  не корректировать поведение ребёнка, не быть достаточно  строгим, то он может сам нанести себе вред, в виде травм, увечий. А какой вред наносит своевольный ребёнок своему интеллектуальному и эмоциональному развитию![6] Важно понять, что своеволие – это не свобода и независимость.  Последствия своеволия придётся «расхлёбывать» уже в школе: инфантилизм, асоциальное поведение, в дальнейшем - неудачи в личной жизни.

Также важно поддержать  полезное увлечение ребенка-холерика, направить его энергию в нужное русло. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать.

 Чтобы ребёнок с преобладанием холерического темперамента не вырос агрессивным, способным в сложной ситуации потерять контроль над своими эмоциями  и  действиями, не следует применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы,  то  от этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Такие дети с удовольствием берут на себя роль командира, любят шумные игры, требующие быстроты, напора.

Так как у детей-холериков слабый тормозной процесс, их не следует упрекать за чрезмерное возбуждение,  лучше  помочь его обуздать, может быть с юмором..

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, мозаика, конструирование, рисование - то, что может увлечь и требует усидчивости.  Хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой

Живые, общительные дети-сангвиники, с пластичной и податливой нервной системой,  уже достаточно выразительной мимикой, часто рано проявляют свою индивидуальность. Они быстро устают от однообразия, в отличие от детей флегматиков, однако малышей надо приучать доводить начатое до конца иначе это  может стать свойством характера. Заводилы в играх, легко увлекаются и увлекают, но и «остывают» также быстро. Меняют игрушки и, к сожалению, друзей! Сангвиник доверчив, легковерен, непостоянен. При неблагоприятных условиях его подвижность может смениться отсутствием сосредоточенности, поверхностными суждениями, поспешностью в действиях в будущем.

 Умение довести дело до конца, собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Часто такие дети становятся любимцами и снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям принятых правил порядка  (разбросал  игрушки, не убрал за собой)  затрудняет формирование полезных привычек, устойчивых интересов и привязанностей.

Совсем другое дело ребёнок, у которого преобладают черты меланхолика. Дети сильных типов темпераментов достаточно быстро справляются с незнакомыми обстановками, легче общаются с новыми людьми. В данном случае темперамент помогает им быстро «схватывать» новое, легко общаться. То, что легко даётся малышу-сангвинику, для меланхолика не приемлемо. Он может просто заболеть, попав в незнакомую обстановку. Для ребёнка  с преобладанием этого типа темперамента психическое подавление очень вредно.  Но такое  часто бывает в семьях, где сами родители психически подавленны и пытаются самоутвердиться   за счёт своих детей.

Из детей такого темперамента не стоит «выковывать» лидера. По мнению психолога Т. Шишовой такие дети  от природы не конкурентные, не претендуют на первое место, поэтому быстро начинают чувствовать свою ущербность - ведь им не удаётся оправдать ожидания родителей. Родители, не сумев оценить скромность ребёнка, считают его трусишкой, сравнивают с активными детьми, что ещё больше травмирует малыша, они перестают верить в свои силы. Такие дети, вырастая, могут  часто испытывать депрессии. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Дети-меланхолики тревожны, но им свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы и учёбы при условии благоприятной обстановки.

 А какие верные, любящие бывают люди, обладающие темпераментом меланхолика! Это люди глубоких и искренних чувств.

Как  интроверты, такие дети  чаще «общаются» с игрушками. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.  Большое значение  имеет  окружающая обстановка, но, в целом, причиной формирования неуверенного, чрезмерно робкого характера, является неполноценная жизнь в детстве. Поэтому у детей - меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует мягко и тактично  и терпеливо, как слабые ростки, поддерживать положительные эмоции этих детей.

 

Не надо всё-время понукать «копушу» флегматика. Это нанесёт ему эмоциональную травму. Бывает так, что сильный раздражитель - окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того, чтобы торопиться, он действует медленнее. Лучше стараться облегчить  ребёнку жизнь и возвысить, элевировать  медлительность до обстоятельности, т.е. поднять недостаток до уровня достоинства.[6] Повысить самооценку ребёнка.

 Ещё одной ошибкой  взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет самостоятельным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Прибавить темп обучения можно  только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в самом начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо, соблюдая  принцип постепенности Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности. Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в будущем  в леность, апатию (Обломов), а ровность чувств – в их бедность и слабость. Стараться создавать ситуации, требующие находчивости, расторопности,  хвалить  ребенка за проявление этих качеств. Ребёнку-флегматику необходимо одобрение!

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть педагогу и родителям, особенно в процессе оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. Можно выбирать игры, где нужна точность, спокойный расчёт, занятия, где важна вдумчивость, неспешность. При оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности следует опираться на такие присущие ему качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

 

В дальнейшем, на новом этапе возрастной периодизации, когда ребёнок начнёт обучаться, проявления темперамента обязательно будут сказываться.

 

Таким образом, нужно учитывать возможности детей с разным типом темперамента, чтобы у ребёнка сформировался хороший, гармоничный характер, правильное  отношение к жизни и окружающим.

 

Характер человека - внутренние, психологические основы поступков, зависит от личности человека и от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воля и мотивация поведения человека. Как уже было сказано выше, с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, но  его характер воспитывается при жизни.

 

Каковы же условия формирования личности ребёнка?

 

  •  целенаправленность воздействия;
  • наличие определённой системы организуемых воспитательных воздействий и влияний;
  • соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям человечества;
  • освоение социального опыта;
  • развитие индивидуальности ребёнка. [3]

 

Весна, лето, осень, зима….

 

Характер человека, сложившийся в основном в детстве, может оставаться более или менее постоянным или изменяться в положительную или отрицательную сторону.

 

Факторы, влияющие на изменения характера ребёнка в ту или иную сторону:

 

  •  недостаточна социализация ребёнка. Его отрицательное  отношение к самому себе и  отрицательное или противоречивое  отношение к нему окружающих могут быть причиной конфликтов.
  • существует определённый идеологический заказ общества, в виде ценностей норм и морали, реализуемые в методах обучения  и воспитания детей ( спартанское воспитание, пионеры и комсомольцы и. т. д);
  • определённая политическая и экономическая ситуация в стране;
  • велико влияние семьи, так как формирует национальные, культурные, религиозные типы характеров;
  • влияние образовательных учреждений: ДОУ; школы, дополнительного образования которые формируют межличностные черты характера, связанные с деловым и личным общением людей. Большое значение для формирования характера школьников имеет их общение со сверстниками и учителями.

Если у ребёнка не достаточно сформирован характер, тогда поведение  в пубертатном периоде  может стать акцентуированным, т.е.  выходящие за пределы нормы.  Как правило, к 20-годам характер улучшается и  стабилизируется. Акцентуация может иметь временный (возрастной) и постоянный характер. У большинства людей временные акцентуации характера обнаруживаются в критические периоды жизни: во время болезней, в сложных, напряженных жизненных условиях. Существуют некоторые возрастные особенности проявления черт характера. Кризисные  периоды будут приведены ниже. Постоянно акцентуированный характер часто бывает у людей с трудным детством.

Так, например Э. Фромм, говоря о «садистах», «мазохистах», «отшельниках» и «конформистах», пришёл к выводу, что свободные  рыночные отношения в США, в 50-е годы прошлого века породили  определённые  типы социальных характеров, достаточно непривлекательных. 

Он назвал их неудачниками:

  • «садисты» - неудачники, которые в своих бедах винят других и, соответственно, на них направляют свою агрессию.
  • «мазохисты» -  неудачники, которые винят самих себя и направляют агрессию против себя.
  • «конформисты» - сознательные, беспринципные приспособленцы, которые легко и просто меняют свои взгляды, как только изменяется экономическая или политическая конъюнктура.
  • «отшельники» - те, кто замыкается в себе и тем самым «уходит» от жизненных проблем, предпочитая не решать их, а просто не замечать.

Хочется привести пример возрастной периодизации отечественных учёных.

В.И. Слободчивов  (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО) и  Цукерман Г.А.( доктор психологических наук, сотрудник ПИРАО) создали собственную гипотезу. Корни этой гипотезы уходят в пласт религиозно-философских представлений о человеческой реальности.[3]В.И. Слободчиков писал: " Я ввёл в психологию понятие со-бытие общности. В основе неё лежит принцип   неслиянности  и нераздельности. Это принцип Троицы, он пронизывает не только Церковь но и всю человеческую жизнь. Он живёт в семье, не случайно семью называют малой церковью, в дружеских объединениях, но не в дворовых компаниях, устроенных по силовому-иерархическому принципу.

Суть этого принципа в том, что мы вместе и в то же время каждый уникален, самобытен. Но сама по себе это самобытность не складывается. Чтобы объединиться по этому принципу, люди должны приложить усилия, иначе это симбиотическая общность или формальная структура. Человек, его самостоятельность, индивидуальность уничтожается, человек атомизируется, происходит обезличивание людей.

Опыт событийной общности был задан 2000 лет тому назад. Христос собрал вокруг себя апостолов. А принцип соборности-суть его не слиянность и нераздельность."[5].

Виктор Иванович  Слободчиков предположил, что таким общим понятием, позволяющим развернуть теорию развития субъективной реальности и его периодизации в онтогенезе является понятие со-бытийности общности, внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду:

  • входить в различные общности и приобщаться к  определённым формам культуры;
  • выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть само-бытным.

          Интегральная  периодизация общего психического развития.

 

Ступени

развития субъективности

Период становления событийности

 

Кризисы

рождения

стадии принятия

период реализации самобытности

 

Кризисы

развития

стадии освоения

Оживление

 

 

 

родовой кризис

-2мес - +3 нед

новорожденность

0,5-4,0 мес

 

 

кризис новорожденности

3,5 мес-7 мес

(комплекс оживления)

младенчество

6 мес-12 мес

Одушевление

 

Кризис младенчества

11мес-18 мес

 

раннее детство

1год3мес-3,0 г

кризис раннего детства

2,5 г-3,5 года

дошкольное детство

3.-6,5 лет

Персонализация

кризис детства

5,5 лет-7,5 лет

 

 

отрочество

7,5 л-11,5 лет

кризис отрочества

11,0 лет-14 лет

юность

13,5 лет-18 лет

Индивидуализация

кризис юности

17,0 -21,0

 

молодость

19,0-28,0

кризис молодости

27,0-33,0

взрослость

32,0-42,0

Универсализация

кризис взрослости

39,0-45,0

 

зрелость

44,0-60,0

кризис зрелости

55,0-65,0

старость

62,0-

 

кризис индивидуальной жизни

 

 

 

           

 

Оживление.( от рождения до года) -общность с родным человеком (взрослым). Программа ухода за ребёнком в психологическом смысле -это язык новой формы со-бытия ребёнка и взрослого. Ребёнок осваивает телесную психосоматическую индивидуальность.

Одушевление (11 мес-6,5 лет) - общность с близкими взрослыми. Ребёнок открывает для себя свою собственную самость (я - сам), осознаёт себя субъектом собственных желаний и умений. Способность к перемещению, к речи очень важный момент в духовном развитии ребёнка. Множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий приводят к началу кризиса первого года жизни.

Персонализация (5,5 -18 лет) - партнёром растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях как: учитель, наставник, мастер и др. Человек осознаёт себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за своё будущее, уточняет границы само-тождественности внутри собственного бытия с другими людьми. Подростки осваивают право, науки, искусство, религию. "Личины"-маски и роли, присущие этому периоду и Лики - внутренняя сущность человека. Кульминационный момент-способность к развитию личности (самости), но не достигшей внутренней свободы, освобождения от влияния чужой самости. Появляется способность рефлексии. Способность отличения себя от не-себя "я-не-я". Формула субъектности на данной стадии " Я лично", наиболее характерна для юношеского возраста.

Индивидуализация.(17лет-42г) Партнёром человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Человек старается  обособиться от мнения окружающих.  Суть данной  ступени развития   в том,  что человек становится ответственным за собственную самость  (ощущения себя как целостной телесной и психической организацией, личностью), собственную субъектность, которая иногда складывается не по воле и без ведома её носителя. Этот момент в духовном развитии человека связан с выработкой собственного мировоззрения, в определении и реализации своего собственного способа жизни ("В чём смысл жизни?")

Универсализация. (36 лет - старше) - выход за пределы развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще -и сверхчеловеческих ценностей как в "своё другое" Бого-человечество как со-участник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия. Кризис взрослости - это кризис самости. Возможность войти в область общечеловеческих жизненных смыслов как "Я-ТЫ". Зрелость как всеобщая форма со-бытийности человека и его мира в целом и как ответственность его за этот мир выводит человека в пограничную сферу вселенского со-бытия, о котором апостол Павел сказал: " И уже не я живу, но живёт во мне Христос!"

Ни один прожитый человеком возраст не кончается в том смысле, что ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено при жизни человека.[5]

Кризисы рождения-переходы в новую сущность.

Вхождение в новую общность на каждой ступени развития - это подобно новому рождению ( человек рождается не - единожды ) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми, с собой. Поэтому период вхождения в новую общность называется кризисом рождения.

Кризисы рождения обусловлены внутренней логикой развития самого субъекта человеческих отношений, сменой режима индивидуальной жизни. Вызревание новой способности делает человека способным к вхождению в новую общность, как вызревание плода в утробе матери длится до момента возможности отдельного биологического существования новорожденного.

Разрыв между сложившейся формой совместной жизнедеятельности и возможности нового, более высокого уровня со-бытия и создаёт явление кризиса: "так по-старому жить нельзя".

Ступени развития субъективной человеческой общности можно представить в виде колец, сцепленных в кризисах рождений.

Человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявленные ему ожидания и старается им соответствовать.  Партнер тоже должен принять в общность другого в его индивидуальной полноте. Это этап принятия партнёрами друг друга называется стадией принятия. К концу стадии принятия - индивид может осваивать новые способы взаимодействия с партнёром так, что уже может по собственной инициативе строить данное взаимодействие и налаживать данное взаимодействие.

Так, например, когда ребёнок становится достаточно инициативным, взрослый ставит ему задачи "на -вырост", из будущего, которое актуально присутствует в каждой общности, но ещё не знакома ребёнку. В существующую общность, взрослый снова предлагает ребёнку новое содержание. Ребёнок на новой ступени открывает для себя то, что ему пока не подвластно. Кризис "хочу быть таким, как ты, и не могу быть как ты!" В кризисах взрослый ориентирует ребёнка на новые способы самоопределение, на познание своего "Я".

В момент кризиса происходит разрыв, разнонаправленность партнёров, их инициатив. Усилия взрослого направлены на ребёнка, он ориентирует ребёнка на поиск новых способов самоопределения.

Пост кризисная ситуация - освоение ребёнком своего отдельного места - другая стадия развития, стадия освоения субъектом своей отдельности внутри этой общности- переход на новый уровень развития.

Таким образом, если три ступени пройдены правильно, то можно  сказать,  что человек, в данном случае ребёнок,  вырастает в личность.

И как  нет «плохого»  времени года,  так нет и «плохого» темперамента.

Есть работа родителей, педагогов, самого ребёнка.

Когда ребёнок взрослеет,  то  у него на основе темперамента, воспитания и обучения, среды формируются, а в дальнейшем развиваются определённые нравственные  черты характера: доброта, трудолюбие, честность; развивается ум, способности, индивидуальность!

Источники:

1. Гиппенрейтер Ю.Б «Введение в общую психологию». Курс лекций.- М.: ЧеРо 1996.-336

2. Кэш Адам "Психология для "чайников" " -М.; Изд. дом "Вильямс", 2003-320с

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. «Дошкольная педагогика» уч. Пособие для студентов  высш. и сред. учеб. заведений ; под ред. В.И.Селиверстова–М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.-263с.

4. Петровский А.В. Учебник для студентов высш. пед.уч. заведений М; Изд. центр "Академия"2002-512с

5.Слободчиков В.И. "Психологические проблемы становления внутреннего мира человека" Вопросы психологии 1986 №6

6.Шишова Т.Л. «Чтобы ребёнок не был трудным» - М.: Лепта Книга, 2006-624с.

7. Эльконин Д.Б. "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" избр. психолог.ст. М; 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (30.10.2016)
Просмотров: 1197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: