Пятница, 19.04.2024, 16:12

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи и социализации детей дошкольного возраста

Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи и социализации детей дошкольного возраста

 

 Валасина Ася Владимировна, кандидат педагогических наук,

автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

 

Интерес детей  - важный фактор успеха в обучении. Интерес ребенка к родному слову, к обучению родной речи, к творческой речевой деятельности играет ключевую роль в  развитии речи современных детей.

Исследователи детской речи отмечают, что если речевые единицы не являются значимыми для человека, то они впоследствии исчезают из памяти. Даже если они и остаются в ней, то не вызываются  в нужный момент, когда в них появляется коммуникативная потребность,  что отрицательно сказывается на качестве речевых умений. В результате речь ребенка несмотря на усилия педагогов остается скудной и однообразной, невыразительной. Ребенок не понимает, зачем ему учиться говорить выразительно, подбирать слова, пересказывать.

По данным нашего опроса  70 старших дошкольников только 11, 43% детей 5-6 лет называют речевые занятия своими любимыми. Причем все эти дети имеют высокий уровень развития речи. На вопрос: «Почему это тебе нравится?»  дети отвечали так: «Это легко, у меня всё получается», «Меня всегда хвалят», «Воспитательница много интересного говорит, а мы слушаем», «Мне всё интересно узнать – как огурцы, помидоры растут, как звери живут».

Остальные дети, участвовавшие в опросе,  предпочитали другие виды деятельности: лепку, рисование, конструирование, математику, музыку, подвижные игры.

Что же говорят о развитии речи дети, которые не очень любят этот вид деятельности:  «Там скучно, а я люблю, когда весело и интересно», «Не люблю, потому что там надо что-то рассказывать, а я хотел бы что-то ДЕЛАТЬ, делать!!! Ну там чего-то рисовать, писать», «Там надо долго сидеть и слушать», «Надо долго слушать и  отвечать, а если не слушать – то воспитательница ругается». 

Анкетирование 84 воспитателей детских садов  продемонстрировало также удивительные результаты: только 17% воспитателей ответили, что они любят заниматься речевыми играми и речевыми заданиями с детьми. Большинство опрошенных педагогов (83%) предпочли в ответе на вопрос «Чем Вы любите заниматься с детьми?» другие виды деятельности (математику, изо, физкультуру, театр) как более творческие и дающие возможность самовыражения ребенку и взрослому.

Как мы видим, и опрошенные педагоги, и дети в большинстве случаев не видят возможностей для самовыражения в речевой деятельности, считают этот вид деятельности обязательным, но не очень интересным. И  такое отношение  влияет на качество речевых умений детей, на результаты обучения  дошкольников родному языку.

Основоположница методики развития речи детей Е.И. Тихеева писала о занятиях родным языком в начале 20 века: «Что такое родной язык? Это — наше мышление, воплощающееся в словах, это – нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание».

Почему же детям стало не интересно «то, на чем сходятся все интересы»? Что нужно сделать, чтобы детям было интересно осваивать богатство родного языка?

Исследователи детской речи неоднократно подчеркивали, что одна из ведущих проблем в обучении детей родному языку – тот факт, что естественная мотивация речи снимается учебной ситуацией и возникает «говорение ради говорения». В результате этого речевые действия детей становятся формальными, теряют жизненный смысл для ребенка. Поэтому очень важно создавать в обучении специальные коммуникативные ситуации, которые будут поддерживать естественную мотивацию говорения, придавать речи ребенка в обучении реальный жизненный, значимый для детей смысл.

Неоднократно подтверждено, что игровые коммуникативные ситуации, значимые для детей, воздействующие на их эмоции, связанные с их интересами, одинаково сильно воздействуют на речевые высказывания  и совершенствование речевых умений детей с разным уровнем развития речи. Их применение позволяет:

- преодолеть формализм и «говорение ради говорения», часто наблюдаемое в обучении родному языку,  

- преодолеть разрыв между хорошим уровнем высказываний детей в обучении и их неспособностью выразить свою мысль  и чувства в повседневном общении,

- повысить речевую активность детей и их интерес к овладению родным языком, к родному слову,

- учесть индивидуальные особенности детей, обогатить мотивационный компонент речевой деятельности дошкольников в обучении, актуализировав все три ведущие группы мотивов ребенка: игровые, познавательные, социальные.

В каждой игровой коммуникативной ситуации речевое действие имеет для ребенка жизненный смысл: он понимает, зачем это ему нужно, видит адресата речи (кому он говорит), видит наглядный результат своей речи и каждого своего  речевого действия.  Для этого в каждую игровую коммуникативную ситуацию был введен прием «наглядной игровой оценки речи ребенка». Ребенок не просто подбирает слова, а каждым новым словом помогает весне, строит лесенку или мост, спасает мышек от кота или предупреждает Колобка об опасности.

Игровые коммуникативные ситуации в развитии словаря дошкольника

Игровые коммуникативные ситуации имеют большие возможности для уточнения, активизации и обогащения словаря ребенка. Наблюдения и аудиозаписи речевых занятий с детьми показывают, что традиционные упражнения на подбор синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов с удовольствием и результативно выполняются детьми со средним и высоким уровнем развития речи и высоким уровнем развития познавательной мотивации.

Дети же с низким уровнем речевого развития проявляют в данных упражнениях недостаточную речевую  активность.  У них наблюдается много отвлечений и посторонних движений (уходят в себя, теребят край одежды, в ответ на вопрос педагога молчат, отвлекают рядом сидящего ребенка, раскачиваются на стуле и не участвуют активно в обсуждении). В результате данный вид упражнений не оказывает нужной помощи такому ребенку в овладении богатым словарем родного языка. У педагога благодаря активности части детей группы создается иллюзия инициативы всех детей. 

 

Игровая мотивация позволяет снять эту проблему и активизировать всю группу детей для решения речевой задачи.   Даже дети с общим недоразвитием речи, синдромом Дауна и другими проблемами в речевом развитии, не проявляющие интереса к традиционным словарным упражнениям, с удовольствием в них участвуют, очень активны, предлагают повторить игру по собственной инициативе.

Есть другой традиционно используемый в практике способ повышения речевой активности детей в словарных играх и упражнениях – это соревнование (кто больше слов придумает, чья команда больше получит фишек за сказанные слова). Этот способ действительно очень сильно влияет на активность детей. Но в современной жизни, в мультфильмах и фильмах, которые смотрят сейчас дети, и так очень много идей соперничества  и борьбы «за место под солнцем». И так редко встречаются сюжеты взаимопомощи и сотрудничества. Поэтому так важно активизировать речь детей другим способом – через сотрудничество друг с другом, совместную радость от решения общей задачи, через сопереживание, взаимоподдержку и общую радость достижений. «Один бы я не справился, а вместе мы смогли!» - это так важно понять и прочувствовать для ребенка – дошкольника.

Ниже представлены несколько игровых коммуникативных ситуаций для развития словаря ребенка. В каждую из них заложен важный прием – наглядный результат детской речи. Дети не просто подбирают слова, а «видят» результаты своих речевых действий как условные игровые знаки и видят наглядно общий результат группы.

Игровая коммуникативная ситуация «Строим мост» (фрагмент). Шестой год жизни.

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

Адресат речи: другие дети и педагог

Коммуникативная задача: подобрать словосочетания со словом «тяжелый», объяснить их смысл, подобрать синонимы

Игровая задача: построить из слов мост, чтобы перейти на другой берег реки.

Материалы: речка (выложена с помощью шнура или нарисована мелом на полу), камни или строительные бруски / модули крупного размера

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации

В ходе игры – путешествия по стране Волшебной Речи дети подходят к речке (речка нарисована мелом на полу или выложена с помощью синего шнура). Как же нам перебраться на другую сторону? Нужно построить мост! Но мост  у нас будет волшебный! Мы построим его из слов!

Педагог говорит: «Чтобы построить мост, нужны большая сила и трудолюбие.  Давайте наберемся силы богатырской (звучит «Променад» М.П. Мусоргского, упражнение «набираемся силы»). Теперь можно и мост строить. Скреплять камни (блоки) мы будем волшебными словами. Камень тяжелый. Мы будем называть, что еще может быть тяжелым. Я говорю: «Тяжелый чемодан». Что это означает? (Его трудно поднять. Он много весит). Кто из вас придумал, что еще может быть тяжелым? (сумка, корзина, бревно). А я вот какое слово придумала: «Тяжелый день». Что оно означает – это означает, что день  трудно поднять? Нет? А что означает? Как только дети ответили – ставим еще один камень в наш мост. Аналогично обсуждаем другие словосочетания с переносным смыслом слова: тяжелая дорога, тяжелый взгляд. Одно слово – это еще один блок для нашего моста, который мы строим все вместе.

Как много слов мы вместе придумали! Настоящий мост построили из слов!

Если дети строили мост из больших  деталей – они переходят по нему, мальчики помогают девочкам. Если строили из мелких деталей – то переходят с помощью пальчикового упражнения «ходьба» (указательный и средний пальчики «шагают» по мосту на другую сторону речки).

Варианты проведения игровой коммуникативной ситуации данного типа:

Первый этап – ситуация разыгрывается полностью  в развернутом виде (строим мост вместе с детьми на полу из строительного материала или крупных камней, по которому переходим на другой берег).

Второй этап – ситуация не разыгрывается, используется воображаемый план действий. На доске или мольберте изображается речка, рядом находятся магнитные детали – наш строительный материал для строительства моста. Взрослый говорит: «Представьте, что мы подошли к берегу реки. Вот речка»  и далее  описывает ситуацию

Рекомендация:

- Первыми в игровой коммуникативной ситуации, направленной на активизацию и уточнение словаря ребенка, отвечают дети с низким уровнем развития речи, так как у них ограниченный словарный запас. В конце игры слова подобрать уже труднее, и лучше привлечь к ответам детей с высоким уровнем развития речи.

- Дети называют  в игре те слова, которые часто встречаются в быту, взрослый – более сложные словосочетания.

Игровая коммуникативная ситуация «Помощники весны» (фрагмент). Пятый год жизни

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

Адресат речи: Зима (сказочный персонаж)

Коммуникативная задача: подобрать словосочетания со словами «весна», «небо», «солнце»

Игровая задача: разобрать сугроб из снежинок и освободить спрятанный в нем секрет (под снежинками спрятана весенняя картинка).

Материалы: на слайде презентации или на магнитной доске выложен из снежинок сугроб. Под ним спрятан  секрет (картинка подснежника или фигурка весны). Можно использовать для прикрепления деталей снежинок пластины многоразового использования ticky-tack  или uhu patafix (многоразовые клеевые подушечки)

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации

Зима не хочет пускать Весну в лес, хочет вечно в нем царствовать. Позвала Зима ветры – буйные, снега белые и наколдовала сугробы большие, вьюжные, холодные. Преградила путь весне – не пройти ей в лес! Снова уснул лес, не может Весна в него пройти через сугробы. Попробуем ей помочь!

Посмотрите на картинку: из чего сделала Зима сугроб? (из снежинок). Могут ли снежинки превратиться в воду? Когда такое бывает? Давайте позовем весеннее солнышко нам на помощь – выглянет оно и растопит снежинки.

Мы будем говорить, какое солнышко весной. Одно слово растопит одну снежинку. Педагог называет: «Солнышко лучистое». Посмотрите – исчезла одна снежинка из сугроба! (убирает одну снежинку) Придумайте, какое еще солнышко весной? (как только ребенок называет слово – педагог убирает одну снежинку, постепенно открывается спрятанная под снежинками картинка)

Словарь: солнышко яркое, теплое, лучистое, жаркое, золотистое, сверкающее, большое, огромное, красивое, весеннее.

Иногда дети говорят, что снежинок слишком много и «нам так много слов никогда не придумать». Тогда поясняем – «Да, с такой задачей одному не справится! Но нас много, каждый скажет по слову и получится много слов! Вместе мы точно справимся»

А сейчас давайте назовем, какое небо весной (ясное, чистое, голубое, яркое, красивое, нежное).

Немного снежинок у нас осталось. Давайте похвалим весну – какая она?  (подбор слов, при каждом названном слове педагог убирает одну снежинку с картины)

Постепенно педагог убирает с картинки все снежинки,  и дети видят спрятанную весеннюю картинку (подснежник или Весна), рассматривают ее. Приветствуют Весну закличкой. Радуются, что все вместе придумали много весенних слов и смогли помочь Весне.

Игровая коммуникативная ситуация «Слово заблудилось»  (фрагмент)

Седьмой год жизни

Адресат речи: слова в домике

Коммуникативная задача: определить лишнее слово в ряду (в доме).

Игровая задача: назвать  заблудившееся слово и убрать его из домика, проверить свой ответ

Материалы:

  1. слайды презентации. На каждом слайде представлено 4 картинки. Три картинки подходят друг другу и относятся к родственным словам, одна лишняя 

Картинки в презентации дают возможность самопроверки. Если это слово относится к данной семье – то под картинкой находится зеленый кружок. Если не относится к данной семье – то красный кружок. Правильно ответа дети могут проверить сами, передвинув с помощью мышки выбранную картинку.

  1. Путь из 5 пустых кружков (как в игре - ходилке).

Примеры картинок:

- печать, печатник, печатающая машина в типографии, печь. Лишнее слово «печь», так как она не печатает, а печет.

- нос (человека), носик (котенка), носище (Бабы – Яги), носильщик. Лишнее слово носильщик, так как носильщик носит вещи, и к носу не имеет отношения. 

- лиса, лисята, лисий (хвост), лесник. Лишнее слово – лесник.

Последовательность проведения игры:

В сюжете «Там, на неведомых дорожках» дети попадают на дорожку из 5 кружков.  Чтобы по ней пройти, нужно выполнить задания. Пять кружков – пять заданий.

Педагог рассказывает детям историю о том, как однажды слова заблудились и потерялись. Забыли, кто в каком домике живет. В каждом доме должны жить 3 слова. Это слова – родственники, они похожи друг на друга. Например: снег – снежная – снеговик. Или лес – лесной – лесничий. А сколько слов поселились в доме? В каждом четыре слова. Нужно найти, какое слово заблудилось. Если найдем, то сможем сделать шаг по дорожке.

Взрослый показывает детям слайд, рассматривает картинки, просит детей назвать изображенные предметы: «Что нарисовано на картинке? Какие слова зашли в этот дом и стали в нем жить?

Дети вместе обсуждают, какое слово может быть лишним  в этом доме – какое слово заблудилось? Доказывают свое мнение. Каждая версия ответа проверяется самими детьми отодвиганием картинки в сторону.  Если под картинкой зеленый кружок – значит, слово не ошиблось, оно в своей семье, ему дан «зеленый свет» светофора. Значит, мы еще не нашли заблудившееся слово. Если же слово не в своей семье – то под картинкой дети находят сигнал «стоп» - красный кружок. Если самопроверка показала, что дети ошиблись, то они ищут вместе с педагогом другой вариант ответа и проверяют его.

Когда дети выполняют задание – кружок переворачивается и становится ярким (или закрашивается взрослым ярким фломастером). В конце пути под последним кружком детей ждет сюрприз. Сюрпризом может быть конверт с заданием, раскраской, шуткой, стихотворением, картинками к новой игре.

Игровая коммуникативная ситуация «Достань яблочко»

Для детей с 3-4 лет и старше

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

Адресат речи: другие дети группы и взрослый

Коммуникативная задача: подобрать эпитеты к слову «яблоко»

Игровая задача: подняться по лесенке и достать яблоко (одно подобранное слово – это одна ступенька вверх)

Материалы:

- на доске или мольберте – рисунок яблони и лесенки. Заранее педагог рисует яблоню, а на верхушке дерева прикрепляет яблоко из красного картона. Рядом деревом взрослый рисует две вертикальные линии – это основа лестницы, по которой мы будем подниматься за яблоком. На лестнице не нарисованы горизонтальные ступеньки.

- фломастер для рисования.

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации

Педагог читает детям стихотворение о вкусном яблоке и предлагает его достать с дерева:

«Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Он янтарный и душистый,
Кисло–сладкий, золотистый.
Крупный, круглый и хрустящий,
Королевич настоящий!
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.
Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных».
 

Дети называют, какое яблоко – подбирая слова. Чем больше слов подобрали –тем выше поднялись по лесенке за яблоком. Одно слово – это одна ступенька. Как только слово найдено, взрослый рисует горизонтальную ступеньку. Нашли второе слово – поднялись на вторую ступеньку (взрослый ее дорисовывает на рисунке). С каждым словом мы поднимаемся за яблоком всё выше и выше. Задача – добраться до верхушки дерева и сорвать яблоко, а значит, нужно подобрать много слов!


Словарь для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Количество ступенек, которые рисует на лестнице взрослый,  зависит от возраста детей. Для самых маленьких достаточно 5- 7 ступенек. Дети старшего дошкольного возраста все вместе могут подобрать и до 20 слов, и даже больше. 

Взрослый называет в игре слова, которые редко встречаются  в бытовом общении (яблоко душистое, ароматное, зрелое), а дети – более простые слова  (яблоко вкусное, румяное, круглое, сладкое, кислое, золотистое, хрустящее)

Когда дети добираются до верхушки, педагог снимает картонное яблоко с картинки. На обратной стороне яблока – сюрприз для детей (загадка, картинка из раскраски, ребус, наклейка из сказки и т.д.. на которой зашифровано следующее задание).

В следующий раз игра повторяется с другими фруктами – дети достают сливу, грушу, абрикос, подбирая эпитеты к новым словам. 

Игровые коммуникативные ситуации в развитии связной речи детей

Кошки – мышки: пересказ. Пятый год жизни

Очень часто детям пятого года жизни трудно дается пересказ, и они не понимают его смысла: «Зачем я буду эту сказку рассказывать, если все ее уже слышали?» (реплика ребенка). Поэтому на первом этапе используется игровая мотивация. Нужно пересказать текст, чтобы предупредить мышек об опасности, спасти их. Эта игровая задача принимается всеми детьми с радостью и удовольствием.

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

- Адресат речи: мышки, которые боятся кота и не знают, что он близко.

- Коммуникативная задача: пересказ текста мышке.

- Игровая задача: рассказать мышке об опасности, спасти ее

- Наглядно представленный детям результат их  речевых действий: убежавшие от кошки мыши.

- Наглядный материал: картинки на магнитной доске  или игрушки (мышки у норки – каждая мышка занята своим делом, кот Вася).

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации:

Посмотрите на картинку.  Вам нравятся мышки? Какие они? (маленькие, серенькие, хорошенькие, малюсенькие, бойкие, быстрые, проворные, ловкие и т.д.). Глазки у них как… (пуговки, ягодки, бусинки, шарики). Носики черные как… (смородинки, как угольки). А какие хвостики у мышек? (длинные). Правильно, длинные,  большие – не хвосты, а хвостища!

 Послушайте, как красиво написал об этих мышках в рассказе русский писатель – Константин Дмитриевич Ушинский.

«Собрались мышки у своей норки – старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся…Ох, берегитесь мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет».(К.Д.Ушинский «Мышки»)

 

Давайте попробуем вместе рассказать о мышках: «Глазки у них – какие?…, лапки у них …, остренькие…, серенькие …, ушки кверху…., хвостища по земле… » (дети договаривают фразы, вспоминая слова из рассказа, педагог напоминает слова).

Вы догадались, кто такой Вася? Правильно, это кот. Любит ли он мышей? Что он хочет? Кого называют приятелем? Приятель ли Вася для мышек? Что мы можем сказать о коте Васе – какой он? (хитрый). Почему вы считаете, что он хитрый? (Притворяется другом, приятелем, а сам хочет мышек съесть).

 Давайте вместе предупредим мышек об опасности: «Ой, берегитесь мышки! (грозим пальчиком). Ваш приятель  Вася недалеко. Он вас очень …, лапкой …, хвостики вам…, шубочки вам… (дети договаривают фразы из рассказа). Убегайте, мышки, в норку поскорей!».

Нас услышала только одна мышка и убежала в норку, спряталась от кота Васи (педагог прячет одну фигурку мышки в норку). А другие мышки не убежали, нас не услышали. Как же быть? Надо спасти и других мышек. Кто хочет предупредить других мышек об опасности?

Первый ребенок выбирает, какой мышке он поможет, и  пересказывает рассказ, обращаясь к ней. Взрослый помогает ребенку началом фраз и наводящими вопросами. Мышка реагирует на пересказ ребенка как живой персонаж, благодарит за помощь, повторяет за ребенком некоторые слова: «Да, у нас – мышек - глазки черненькие. А лапки у нас какие?... Ой, не хочу чтобы мне шубку порвали и хвостик помяли. Побегу быстрее в норку. Спасибо тебе, Анечка, что меня спасла!» Мышка быстро убегает (педагог прячет фигурку мышки в норку).

Всех  ли мышек мы предупредили? Где еще есть мышки на картинке? (Дети называют, где сидят мышки, используя предлоги: на, за, под, около, перед).

А мышка на печке не услышала нас (педагог показывает вторую фигурку мышки). Кто хочет предупредить ее о коте Васе – вот он, уже близко (передвигает фигурку кота ближе к мышке)! Кто расскажет мышке?  Второй ребенок пересказывает текст второй мышке. Мышка благодарит ребенка и убегает в норку.

Далее третий ребенок предупреждает об опасности мышку, которая спряталась под лавкой, мышка «убегает в норку» после рассказа ребенка.

Педагог достает  и показывает еще одну фигурку мышки: «А вот и самая маленькая мышка, она играла в прятки, спряталась от нас и ничего не слышала. Надо и ее предупредить, а значит рассказать ей о коте Васе». Ребенок помогает мышке, она убегает в норку. 

Спасли мы мышек от кота Васи, а кот голодный остался. Чем же его можно накормить? Кот Вася благодарит за угощение и уходит.

После проведения игровой коммуникативной ситуации все наглядные материалы даются детям для свободных игр по их инициативе и повторных инсценировок диалогов с мышками. Как правило, все дети желают «поиграть с мышками  и Васей» и повторение игровой коммуникативной ситуации по инициативе детей возможно провести как во время свободных игр детей в группе, так и на прогулке с подгруппами детей.

 

Игровая коммуникативная ситуация «Сюрприз для мамы к 8 Марта».

Шестой год жизни

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

- Адресат речи: мамы детей группы

- Коммуникативная задача: сочинить описание – загадку о маме, имя мамы и свое имя в загадке называть нельзя.

- Наглядно представленный детям результат их  речевых действий: панно «Наши цветы – загадки» для мам, в центре каждого цветка – загадка  ребенка о маме. 

 Наглядный материал:

- цветы, сделанные детьми из бумаги способом аппликации. Каждый цветок состоит из двух частей: лепестки и наклеенная на основу с лепестками большая круглая серединка светлого цвета. В серединку будет записана загадка ребенка о маме.

- лист обоев цвета травы,

- многоразовые клеевые подушечки для прикрепления цветов к панно.

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации:

Детям предлагается сделать для мам необычный подарок к празднику 8 Марта (можно сделать такой подарок и к Дню Матери). Это будут загадки о мамах, и каждой маме нужно будет отгадать, где ее цветочек, то есть на каком цветочке записан рассказ ее ребенка.  Для этого ребенку заранее нужно узнать всё-всё о маме. Детям дается «секретное задание» на выходные дни: узнать, какие глаза у мамы, что она любит и что не любит, какой у нее любимый цвет, любимое блюдо, как она любила играть в детстве. Надо спросить у мамы так, чтобы она не догадалась, зачем это нужно.

Примечание: Практика проведения этой коммуникативной ситуации показала, что без такой предварительной подготовки многие дети не могут сказать, какого цвета глаза у мамы, что она любит, и затрудняются в отборе содержания для загадки. Поэтому очень важно предварительно дать «секретное» задание, чтобы ребенок был готов к сочинению загадки. В дальнейшем каждое утро педагог спрашивает детей, кто выполнил секретное задание и что узнал о маме. Постепенно в течение нескольких дней дети группы уже будут готовы к составлению портрета – описания мамы.

Загадки – описания мамы составляются детьми по плану (используется план – алгоритм в картинках):

- Какая моя мама? («Моя мама очень добрая и очень веселая, она любит петь и  танцевать, вышивать. Всегда мне покупает игрушки»).

- Какие у нее глаза, волосы?

- Что она любит?

- Что я хочу пожелать своей маме в праздник?

Нужно так описать свою маму, чтобы она себя узнала в описании. Поэтому нужно рассказать о ней очень подробно. Рассказы детей записываются в ситуации «письменной речи» (ребенок диктует, взрослый вписывает описание в серединку цветочка, при необходимости помогает наводящими вопросами, уточняет  у ребенка смысл фраз).

Когда все рассказы – загадки детей будут готовы, цветы наклеиваются на большой лист обоев цвета травы. Получается очень яркое цветочное панно. Педагог зачитывает описания детей всей группе и подчеркивает, какие разные загадки получились. Какие разные у нас мамы, но все добрые, заботливые, все любят своих детей.

В день детского утренника панно вывешивается в детском саду. После утренника мамы с детьми подходят к панно и ищут на нем «свой цветок». Маме нужно найти, где написано именно о ней, дети не подсказывают. Если мама нашла рассказ о себе и поздравление  от своего ребенка, она забирает цветок себе как подарок к празднику (цветок снимается с панно).

Игровая коммуникативная ситуация «Сны для Оле – Лукойе»

Для детей старшего дошкольного возраста

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

- Адресат речи: сказочник Оле- Лукойе

- Коммуникативная задача: придумать сказку – сон и положить ее в цветной зонтик Оле- Лукойе

- Наглядно представленный детям результат их  речевых действий: каждая сказка ребенка отображается цветным пятном в зонтике Оле- Лукойе. Если сказка объемная, подробная, яркая, то педагог рисует в зонтике яркое большое пятно. Если сказка небольшая – то  рисует («кладет в зонтик» ) небольшое серое пятно.

 Наглядный материал: картинка Оле-Лукойе, два бумажных силуэта зонтика – один из них цветной, другой черно -  белый, цветные яркие фломастеры.

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации:

Педагог показывает детям картинку с изображением Оле-Лукойе и зачитывает начало сказки Г. Х. Андерсена: «Никто на свете не знает столько историй, сколько Оле-Лукойе. Вот мастер рассказывать-то!

Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. В одних чулках он подымается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылок. Подует - и головки у них сейчас отяжелеют. Это совсем не больно - у Оле-Лукойе нет ведь злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Ну вот он и уложит их, а потом уж начинает рассказывать истории.

Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель. Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками - его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его он раскрывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!»

Педагог рассказывает детям, что однажды Оле – Лукойе потерял свой цветной зонтик со снами. Теперь никто не сможет увидеть ночью интересный, чудесный, яркий сон. Оле-Лукойе не сможет один придумать много снова. Как ему можно помочь? Может быть, мы придумаем или вспомним самые интересные сны и положим их в зонтик к Оле-Лукойе?

Вместе с детьми обсуждаются возможные сюжеты радостных снов, подбираются эпитеты, синонимы.

Каждый ребенок рассказывает свой сон, а педагог после рассказа «кладет» сон в зонтик, одновременно давая оценку высказыванию ребенка. Если рассказ ребенка получился яркий, выразительный, подробный, то его рассказ изображается ярким большим красивым пятном в зонтике Оле – Лукойе. Если рассказ ребенка очень краткий, в нем пока не очень много ярких выразительных слов – то рассказ ребенка изображается пятном меньшего размера и более сдержанных тонов. Ребенку дается анализ: «Посмотри, твой сон получился очень кратким, очень маленьким, поэтому он в зонтике лежит как серый камушек. Может быть попробуем добавить в него ярких слов?» Дети помогают дополнить рассказ словами (Ты сказал, что было утро. А какое было утро – как можно сказать про утро?) После этого сон снова «кладется» в зонтик – изображается более ярким и более большим пятном.

Пример сна, придуманного ребенком,  в игровой коммуникативной ситуации: «Мне приснился веселый сон. Я пришла на елку. Там было много- много подарков. Я смотрела концерт про Золушку. Этот концерт был веселый, радостный, добрый, хороший. Я увидела большую нарядную елку. Она была украшена звездочками и фонариками. На улице падали снежинки, ветерок дул, были сугробы. Я шла радостная домой».

Для сравнения: речь этого же ребенка за месяц до начала использования игровых коммуникативных ситуаций в обучении: «Наступил новый год, и все встали. И салют начался. Дети встали с кроватей и смотрели салют. Чапка лежал. Они целую ночь сидели» (речь ребенка записывалась в ситуации рассказывания по инструкции: «Придумай рассказ по картинке», использовалась картинка В. Сутеева из цикла «Времена года»). 

Игровая коммуникативная ситуация. Творческое рассказывание «Случай в лесу»

Для детей шести лет и старше

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

- Адресат речи: два сказочных персонажа – Красная Шапочка или Колобок (на выбор ребенка)

- Коммуникативная задача: придумать сказку о лесе с учетом особенностей характера персонажа, его жизненного опыта.

- Наглядно представленный детям результат их  речевых действий: ответ персонажа по телефону, ширма с персонажем.  

 Наглядный материал: игрушечный  телефон, картинки  или игрушки «Красная Шапочка», «Колобок».

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации:

Данная игровая коммуникативная ситуация позволяет показать детям, что в общении нужно обязательно учитывать особенности адресата речи (с кем мы говорим). Дети придумывают сказку «Случай в лесу», выбирая, кому они ее расскажут: Колобку или Красной Шапочке.

Красная Шапочка боится ходить к бабушке в лес после встречи с волком. А Колобок, наоборот, никого и ничего не боится в лесу, ему нужно быть осторожнее. Как успокоить Красную Шапочку? О чем ей можно рассказать? А о чем нужно рассказать в сказке для Колобка?

Дети все вместе обсуждают возможные сюжеты «лесных сказок» для Красной Шапочки и для Колобка. И далее каждый ребенок выбирает себе одного персонажа и «разговаривает» с ним по телефону- рассказывает сказку по телефону. У воспитателя в окошке ширмы дети видят реакцию персонажа на сообщение. Персонаж может переспросить ребенка, если он не точно выразил мысль, испугаться и сказать, что он боится такой сказки. Или поблагодарить за сказку и дать ее подробный анализ, рассказать, чем сказка ребенка ему запомнилась.

Пример сказки одного и того же ребенка Красной Шапочке и Колобку (ребенок разговаривал с персонажем по игрушечному телефону – далее дается точное цитирование речи ребенка 5 лет 8 месяцев).

История «Случай в лесу» для Красной Шапочки: «Привет, Красная Шапочка. Знаешь, что... Когда я тоже ходила  в лес, мне тоже сначала было страшно. Но потом у меня был один очень хороший случай. Я была в лесу и встретила там зайчика. Он был такой маленький!Я пошла к нему и дала морковку. Он побежал домой, вывел всех зайчат на тропинку. Когда я шла обратно домой, он мне сказал: «Побудь у нас». Я пошла к ним в гости, и они угостили мен капустой. И ты не бойся. Иди в лес, и там увидишь много разных чудес, много хороших зверей. И ты с ними подружишься».

История «Случай в лесу»  для Колобка: «Здравствуй, Колобок… Знаешь…, в лесу много опасностей. Там живет лиса, и она может тебя съесть. Она же недобрая и тебя не выпустит дальше. Однажды другой колобок убежал в лес и встретил волка. Волк был зубастый: «Я тебя больше не пущу! Я тебя съем». Колобок сказал: «Не ешь меня. Я тебе лучше песенку спою». Волк говорит: «Я тебя все равно съем», и съел его. А потом пошел домой и рассказал своей волчице, и волчица говорит: «Принеси еще одного колобка. Я бы его съела». Ты будь осторожнее. Волк тебя ищет!»

Игровая коммуникативная ситуация в развитии звуковой культуры речи ребенка

Тим и Том собираются  в поход

Для детей шестого года жизни

Игровые ситуации традиционно широко применяются в развитии звуковой культуры ребенка. В игровой ситуации «Тим и Том собираются в поход»  использован прием наглядной оценки речи ребенка и сотрудничество детей в достижении общей цели группы. 

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

- Адресат речи: два сказочных персонажа –Тим и Том (старший и младший братец)

- Игровая задача: помочь Тиму и Тому собрать продукты питания. Тим берет в свою сетку только продукты питания, в которых есть мягкий звук сь.  Том  кладет в сумку продукты питания, в которых есть твердый звук с.

- Коммуникативная задача: подбор слов с заданным звуков для сказочного персонажа по его просьбе.

- Наглядно представленный детям результат их  речевых действий: нарисованные в сумке и сетке прямоугольники («упаковки» с продуктами)

 Наглядный материал: мольберт, маркер для доски, картинка «Том и Тим»

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации:

Педагог заранее готовит на мольберте картинку: Том и Тим, контур сетки (овал с полукругом вверху – с «ручкой») и контур сумки (прямоугольник с  «ручкой» - полукругом вверху).

Педагог рассказывает детям, что сегодня братцы Том  и Тим собрались в поход в лес. В лесу не будет магазинов, поэтому им надо взять с собой запасы еды. Том решил, что возьмет с собой еду, в которой есть твердый звук С. Думал- думал, но вспомнил только слово «салат». Но одним салатом сыт не будешь.  А Тим решил взять с собой в поход только те продукты, в которых есть мягкий звук сь. Долго сидел – вспоминал он продукты и вспомнил только «кисель».  Давайте поможет Тиму и Тому собраться в поход

Отгадайте, куда положит продукты Том – в сумку или в сетку  (педагог интонационно выделяет первый звук в словах сссссумка, сссссетка). Почему вы считаете, что  в сумку? (Правильно, потому что это слово начинается с твердого согласного с). Какие продукты мы дадим Тому с собой? В этих словах должен встречаться твердый звук с?

Как только дети называют слово, например, слово «суп», педагог рисует внутри контура сумки прямоугольник и говорит: «Это упаковка супа. Положим ее в сумку Тому». Дети придумали еще одно слово – рисуем еще один прямоугольник в контуре сумки. Нужно наполнить всю сумку продуктами.

Примерный словарь: суп,  салат, суп, соус, сардельки, сушки, масло, сыр, спагетти, капуста, рассольник, соль, сахар, ананас, абрикос, суфле, слива, рис,  чернослив, спаржа, кокос, редис, брусника, смородина, сыроежка, расстегай, сок, сырники, сметана, квас, морс, бефстроганов, колбаса, свекла.

Как вкусно мы накормили Тома! Он точно будет сыт в походе.  А теперь давайте наполним едой сетку Тима. Вы уже догадались, почему Тим кладет продукты в сетку? Потому что это слово начинается с мягкого согласного звука сь. И в сетку он может положить только те продукты, в названии которых есть звук сь.

Примерный словарь: сосиски, сироп,  семечки, лосось, карась, апельсин,  сельдь, подосиновики, лисички, персики, кисель, овсяная каша, сёмга.

Желаю всем вдохновения, успехов  и новых творческих  идей в обучении детей родному языку. 

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (30.10.2016)
Просмотров: 5623 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 avenue17  
0
Вы быстро придумали такой бесподобный ответ?
вот он https://avenue17.ru/

1 DarsiPet  
0
Так не пойдет.
https://darsi.pet/

Имя *:
Email *:
Код *: