Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое
в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в
области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между
объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в
расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в
интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического
развития.
Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ
является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить
возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Интерактивная среда образовательного учреждения, структурными составляющими
которой являются: личностно-деятельностный, программно-целевой, методический и
ресурсно-информационный компоненты, является системообразующим фактором
организации личностно-коммуникативного взаимодействия средствами новых
информационных технологий.
Обучение детей дошкольного возраста никогда еще
не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные
средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми
знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной
информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа
технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет
моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры,
становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти,
мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. Это активизирует
познавательную активность детей, расширит их кругозор, повысит общую культуру
родителей в вопросах воспитания, обеспечит координацию усилий всех участников
воспитательного процесса. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа
программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение
материала.
Одним из таких интерактивных средств является интерактивная доска
- это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с
компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью
проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять
компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения. Любая
интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое, в зависимости от
того, для каких целей предназначена доска, включает в себя различный набор
возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или
виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до
создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами,
вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями,
облегчающими работу с доской.
Способы применения интерактивной доски на
занятиях в детском саду очень разнообразны и могут ограничиваться только вашей
фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание
проектов в графических, программных средах.
Педагогам, только начинающим
осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ
работы с ней - использование ее в качестве простого экрана, изображение на
который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в
простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную
доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных
маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.
При этом необходимым
условием является сформированность следующих навыков: начальные знания
устройства компьютера, работа в программах: Word, PowerPoint, практика работы в
Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном
негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям
дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более
10 минут. Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь
которого определяется из расчета 6 кв.м. на одно рабочее место, оборудованное с
учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Признавая, что компьютер
— ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что
его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует
тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
В ГОУ
Детский сад № 2631 создана комната для интерактивных занятий, выполняющая
следующие задачи:
обучать детей при помощи новейших образовательных
технологий;
служить развлекательным и игровым центром;
в ней может
выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для педагогов
и родителей;
знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных
технологий.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более
качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического
использования электронных мультимедиа обучающих программ в образовательном
процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими
инновациями значительно повышается эффективность обучения детей. При этом
происходит качественное усиление результата образования вследствие
одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в
электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся
и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных
качеств, как интуиция, образное мышление.
Невзирая на положительные моменты
в использовании интерактивных средств, необходимо обратить внимание на меры
предосторожности при работе с мультимедийными технологиями, так как при работе
компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические
условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается
количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук
детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета
полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а
использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания
оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества
и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание
кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. В своей работе
педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Так в
ГОУ Детский сад № 2631 в специальной комнате имеется интерактивная доска,
которую педагоги активно используют на занятиях. Воспитатель подготовительной
группы, участвуя в конкурсе «Воспитатель года», проводила интегрированное
занятие по математике и ознакомлением с окружающим миром «Был первым в космосе
Гагарин, каким по счёту будешь ты?» с использованием интерактивной доски.
Также с использованием интерактивной доски проходили занятия в рамках
преемственности со школьным обучением. Учитель школы проводил занятие по
математике «Путешествие в арифметику» в подготовительной группе детского сада.
Вместе с тем в данной комнате проводятся занятия по информатике с детьми
старшего дошкольного возраста.
В рамках экспериментальной работы в
интерактивной комнате проводятся методические объединения педагогов, работающих
над проектом создания организационной модели управления качеством взаимодействия
семьи и образовательного учреждения по социально-личностному развитию
дошкольников, детский сад работает над созданием Интернет-журнала для родителей
«Ребенок в мире людей», проводятся занятия с родителями воспитанников в рамках
Родительской академии.
Таким образом, интерактивная среда ДОУ, включающая в
себя разные направления деятельности – это комплекс средств, расширяющий
возможности предъявления учебной информации, позволяющий усилить мотивацию
ребенка, способствующих обучению детей новейшим образовательным технологиям,
знакомству с возможностями и навыками компьютерных технологий.
Следовательно, интерактивная среда ДОУ как развивающая среда позволяет
развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего
мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения,
позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
При этом использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором
ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического
воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что приобщение к информационной
культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение
этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с
завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными,
компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не
попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому,
эмоциональному человеческому общению.