Четверг, 09.05.2024, 02:21

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Оказание платных образовательных услуг


В соответствии с п. 49 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, обучающиеся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений имеют право на получение дополнительных, в т. ч. платных, образовательных услуг.

Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, к платным образовательным услугам относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и др.

О том, какими документами регламентируется оказание платных услуг в образовательных учреждениях и каким образом их лучше организовать, можно узнать из электронной системы "Образование" (далее - ЭСО).

Зайдите в систему, введите в поисковую строку запрос "Оказание платных образовательных услуг" и нажмите на кнопку "Найти". Через секунду система выдаст вам список всех соответствующих запросу материалов (рис. 1).



Результаты поиска можно отфильтровать по аудитории, по типу материала и/или по рубрикам с помощью фильтров, расположенных на панели в левой части экрана. Для этого нужно нажать на любой из них левой кнопкой мыши.

Если вы воспользуетесь фильтром "По аудитории", система выдаст материалы только для детского сада или только для школы. Материалы для школы можно дополнительно отфильтровать по типу учреждения: "Автономное образовательное учреждение", "Бюджетное образовательное учреждение", "Казенное образовательное учреждение".
Фильтр "По типу материала" позволит вам посмотреть экспертные материалы, шаблоны документов и нормативные акты на заданную тему. Из экспертных материалов с помощью дополнительных фильтров можно выбрать: "Пошаговые инструкции", "Вопросы-Ответы", "Разъяснения".

Фильтр "По рубрикам" поможет вам уточнить запрос в зависимости от сферы деятельности образовательного учреждения: "Управление образовательным учреждением", "Экономика и финансы" и др.

Если вы хотите узнать, какие документы необходимо разработать в образовательном учреждении с целью организации платной образовательной деятельности, нажмите на фильтр "Школа", а затем на фильтр "Шаблоны документов". В правой части экрана появятся требуемые материалы (рис. 2).



Если найденных документов в списке больше десяти, они будут отображаться на нескольких страницах. Навигация по страницам расположена внизу списка. Для перехода к следующей странице необходимо нажать на ссылку "Вперед", для перехода к предыдущей странице -на ссылку "Назад", для перехода на вторую, третью и т. д. страницу - на соответствующую цифру.
Итак, для организации платной образовательной деятельности в образовательном учреждении необходимо разработать положение об оказании дополнительных платных образовательных услуг, форму договора об оказании дополнительных платных образовательных услуг, бизнес-план по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг, план работы организатора платных образовательных услуг и т. д.

При желании вы можете конкретизировать запрос - например, ввести в строку поиска фразу "Ведение приносящей доход деятельности". В этом случае система выдаст материалы об особенностях ведения приносящей доход деятельности учреждениями разных типов, планировании приносящей доход деятельности, составлении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности и др.

Любой документ ЭСО можно открыть, сохранить на своем компьютере или распечатать. Чтобы открыть документ, нужно нажать на его название, чтобы сохранить или распечатать - нажать на кнопки, расположенные на серой панели сверху "Сохранить" и "Печать" (рис. 3).



В приложениях к статье приведены наиболее часто запрашиваемые документы по теме "Оказание платных образовательных услуг": шаблоны документов "Бизнес-план по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг" и "Примерная форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями" (приложения 1, 6), а также разъяснения экспертов "Требования к составлению бизнес-плана образовательного учреждения", "Ведение образовательными учреждениями разных типов приносящей доход деятельности", "Планирование приносящей доход деятельности" и "Оценка конкурентной позиции образовательного учреждения в системе образования города или региона" (приложения 2, 3, 4, 5).

Узнать подробную информацию об ЭСО и заказать счет на оплату можно в отделе по работе с клиентами по  e-mail: ap@mcfr.ru.
Демонстрационная версия системы доступна на сайте www.menobr.ru.

Приложение 1

БИЗНЕС-ПЛАН по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг

I. Информация об учреждении

Название и адрес учреждения:

Фамилия, имя, отчество руководителя:

Адрес и телефон учредителя:

Информация о наличии лицензии:

II. Резюме проекта

Цель проекта:

Потенциальная эффективность проекта:

III. Характеристика услуг

Описание предлагаемых услуг и их назначение:

Потенциальные потребители услуг (целевые группы):

Возможная цена предлагаемых услуг:

IV. Маркетинговый анализ

Основные конкуренты (характеристики услуг, ценовая политика и т. д.):

Преимущества услуг данного учреждения:

Прогнозная оценка спроса на услуги:

Определение объемов рынка сбыта услуг:

Система реализации услуг:

Система продвижения услуг (реклама, коммуникационные стратегии - телефонные переговоры,разработка специального раздела на сайте и т. д.):

Возможные дополнительные льготы потребителям услуг:

V. Производственная программа

Место осуществления услуг:

Анализ целесообразности кооперации с другим образовательным учреждением:

Методы контроля и показатели качества услуг:

Возможности использования инновационных технологий и их описание:

VI. Организационный план

Схема управления:

Характеристика имеющихся специалистов (квалификация, опыт работы, функциональные обязаности, права, полномочия и т. д.):

Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы:

Кадровая политика (принципы найма: трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, испытательный срок и пр.):

Формы привлечения специалистов к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в учреждении, совместительство и пр.):

VII. Оценка рисков
Перечень возможных рисков и анализ их последствий:

негативное отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию услуг, и т. п.);

значительное число конкурентов, оказывающих аналогичные услуги;

неустойчивость спроса на услуги;

низкая платежеспособность потребителей;

трудности с набором квалифицированных специалистов;

VIII. Финансовый план
1. Объем первоначальных затрат, необходимых для организации услуг:
2. Источники финансирования:
3. Условия привлечения финансовых средств:
4. Доходы:
5.Расходы:

оплата труда:

[1] начисления на фонд оплаты труда:

[1] оплата услуг связи:

[1] транспортные услуги:

[1] коммунальные платежи:

[1] оплата аренды помещений, земли и др.:

[1] услуги по содержанию помещений:

[1] обучение кадров:

[1] приобретение и модернизация основных средств:

[1] приобретение расходных материалов:

[1] банковское обслуживание:

[1] налоги (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы):

6. Сроки окупаемости:
7. Норма прибыли:
8. Доход учреждения после уплаты налога на прибыль:

IX. Отчетность

Приложение 2
Разъяснение эксперта

Требования к составлению бизнес-плана образовательного учреждения

Бизнес-план играет важнейшую роль при разработке программы приносящей доход деятельности образовательного учреждения (далее - ОУ): во-первых, он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т. е. производства услуг с позиции маркетинга, финансов, конкурентоспособности); во-вторых, он позволяет оценить фактические результаты деятельности учреждения за определенный период; в-третьих, с его помощью можно привлечь в учреждение как потребителей услуг, так и потенциальных инвесторов и благотворителей. Прежде чем составлять бизнес-план, руководитель ОУ должен провести маркетинговое исследование, включающее в себя анализ потребностей обучающихся, воспитанников, их родителей, населения микрорайона, а также предложений аналогичных услуг потенциальными конкурентами. Интересы и предпочтения обучающихся, воспитанников и их родителей можно узнать на родительских собраниях, из бесед с членами родительских комитетов, попечительских, управляющих и наблюдательных советов. Пакет предложений может поступить также и от педагогов. Далее из собранных заявок (социальных заказов) необходимо отобрать наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива и менеджмента ОУ (способности администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов, в т. ч. со стороны, кооперировать свои действия с другими организациями, находить инвесторов, благотворителей и т. п.). Основными разделами бизнес-плана являются:

Информация об учреждении.

Резюме проекта.

Характеристика услуг.

Маркетинговый анализ.

Производственная программа.

Организационный план.

Оценка рисков.

Финансовый план.

Отчетность.

В разделе "Информация об учреждении" даются основные сведения об ОУ: название, адрес; Ф. И. О. руководителя; адрес и телефон учредителя; информация о наличии лицензии и т. д. В разделе "Резюме проекта" необходимо в краткой форме представить основные идеи по ведению приносящей доход деятельности. Его объем не должен превышать одной-двух страниц. Разрабатывать данный раздел лучше в самом конце составления бизнес-плана, когда уже есть полная ясность по остальным разделам.

В разделе "Характеристика услуг" следует дать описание предлагаемых услуг по следующим критериям: преимущества и недостатки предлагаемых услуг; потребители услуг; возможная цена услуг и др. Для того чтобы определить цену услуг, необходимо ответить на вопрос: какая цель должна быть достигнута принятой в учреждении политикой ценообразования? Ответы могут быть следующие: "вхождение в рынок", "расширение рынка", "максимизация дохода". В первом и втором случае следует устанавливать низкие цены, в третьем - высокие.
Вырабатывая стратегию ценообразования, необходимо учитывать себестоимость услуг, цены конкурентов на аналогичные виды услуг, уникальность услуг и спрос на них.
На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена услуги. Из анализа цен конкурентов определяется средняя цена.
На услуги с высоким качеством и уникальными свойствами устанавливается высокая цена, на распространенные - низкая.

Целенаправленная ценовая политика позволит ОУ изменять цены в зависимости от ситуации на рынке услуг. Это важно, поскольку для бизнеса в сфере образования есть так называемый мертвый сезон -каникулярное время.

Основные задачи раздела "Маркетинговый анализ" - представить ситуацию на рынке сбыта предлагаемых услуг и описать систему их реализации и продвижения.
Подавляющее большинство образовательных учреждений предлагают платные услуги, которые уже оказывают другие учреждения. При этом каждый руководитель исходит из того, что услуги его учреждения имеют наилучшие характеристики. У потребителей может быть иное мнение, которое не изменит никакая реклама. Поэтому целесообразно заранее найти свою нишу на рынке услуг. Такой процесс сегментации рынка предполагает поиск группы потребителей услуг с аналогичными характеристиками (например, потребители, желающие пройти переподготовку), предпочтениями (например, потребители, ориентированные на информационные технологии обучения) или принципами (например, потребители, следующие принципу "доступность важнее цены"). После определения группы нужно адаптировать свою услугу к ее потребностям. Если услуга не новая, то следует найти ее дополнительные преимущества: например, предложить не просто углубленное изучение иностранного языка, а языковую подготовку к определенному виду деятельности.

В разделе "Производственная программа" необходимо дать характеристику места осуществления услуг, анализ целесообразности кооперации с другим ОУ, указать методы контроля и показатели качества услуг, а также возможности использования инновационных технологий. При разработке раздела "Организационный план" следует оценить реальный потенциал менеджмента ОУ и в первую очередь профессиональную компетентность работника, который будет вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять налоговое планирование, расчеты себестоимости услуг, т. е. решать все финансово-экономические вопросы.

Если в штате учреждения есть такой работник (например, опытный бухгалтер), то необходимо определить организационную форму привлечения его к участию в реализации бизнес-плана. В качестве вариантов может быть рассмотрено:

составление отдельного штатного расписания с оплатой из внебюджетных средств;

заключение гражданско-правового договора подряда.

При использовании первого варианта специалиста можно принять на работу по совместительству (0,5 ставки внебюджетного штатного расписания) либо оформить совмещение через дополнительное соглашение к основному трудовому договору (возможно, с полной оплатой, предусмотренной ставкой). Использование второго варианта позволит сэкономить на взносах в фонд социального страхования. Однако в этом случае необходимо грамотно составить договор, чтобы при проверках он не был переквалифицирован в трудовой со всеми вытекающими отсюда штрафными санкциями. Если в учреждении соответствующего работника нет, то можно воспользоваться услугами внешнего специалиста. При этом варианты оформления трудовых отношений остаются теми же, что и в первом случае. Аналогичные решения должны быть приняты и по отношению к главным исполнителям бизнес-плана - тем, кто будет оказывать услуги.
В разделе "Оценка рисков" необходимо дать перечень возможных рисков реализации бизнес-плана и анализ их последствий: значительное число конкурентов, оказывающих аналогичные услуги; неустойчивость спроса; низкая платежеспособность потребителей; трудности с набором квалифицированных специалистов и др.
Раздел "Финансовый план" нужен для того, чтобы провести анализ экономического состояния учреждения и обосновать реальность достижения его целей в будущем. Его также можно использовать как эффективный инструмент контроля, основой которого являются бухгалтерская и налоговая системы отчетности. "Финансовый план" - ключевой раздел бизнес-плана. Он рассчитывается на основе прогнозов объема реализации услуг и предполагает составление и заполнение нескольких документов, в т. ч.:

плана-отчета о доходах и расходах, с помощью которого можно проанализировать самоокупаемость предоставляемых услуг (если спрос на платную услугу меньше расчетной величины, то производство услуг не будет самоокупаемым);

плана-отчета о движении денежных средств, который позволяет оценить, сколько средств нужно вложить в организацию платных услуг в разбивке по времени.


Приложение 3
Разъяснение эксперта

Ведение образовательными учреждениями разных типов приносящей доход деятельности

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ) в отношении ведения приносящей доход деятельности образовательными учреждениями разных типов установлены следующие правила. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Для казенного учреждения неважно, появились денежные средства за счет приносящей доход деятельности или они были предоставлены учредителем, - расходование любых средств будет контролироваться учредителем в рамках бюджетной сметы (п. 5 ст. 5 Закон № 83-ФЗ). Таким образом, у казенного учреждения нет никакого стимула вести приносящую доход деятельность, т. к. распоряжаться доходами оно все равно не сможет. Более того, главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, осуществляющее приносящую доход деятельность, может уменьшить финансирование из бюджета на сумму дополнительных доходов учреждения. То есть бюджетное финансирование учреждения может быть уменьшено на размер его доходов.

В отношении бюджетных и автономных учреждений вопрос о правомочиях по использованию доходов, полученных за счет их деятельности или из иных внебюджетных источников, решается иным образом. В первую очередь необходимо отметить, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, исходя из тех норм, которые регулируют его обеспечение, не зависит от доходов учреждения. Учредитель финансирует выполнение выданного задания в определенном объеме. Размер субсидии, выдаваемой на выполнение задания, рассчитывается по заранее установленным нормативам и не может быть связан с тем, какие дополнительные средства учреждение планирует привлечь или уже привлекло. Это означает, что у автономных и бюджетных учреждений есть экономические стимулы для ведения приносящей доход деятельности, - доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет дополнительных средств имущество поступят в их самостоятельное распоряжение (п. 5 ст. 5 Закон № 83-ФЗ).

Бюджетное учреждение, согласно п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ), вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Данная норма фактически запрещает дискриминацию потребителей (по признаку расы, пола и т. п.). Вместе с тем отказ в предоставлении образовательной услуги возможен по объективным основаниям: например, если в набираемой группе не осталось больше свободных мест либо если установлены требования к подготовленности лиц для предоставления образовательной услуги, а таким требованиям лицо не соответствует (хочет осваивать иностранный язык на продвинутом уровне, не владея базовым уровнем знаний). Порядок определения платы за услуги для бюджетного учреждения устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Автономное учреждение, согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ, кроме государственного (муниципального) задания, вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. При этом учредитель не регулирует порядок определения платы за оказываемые им услуги - необходимо лишь соблюдать требования законодательства и не допускать дискриминации потребителей таких услуг. Таким образом, автономное учреждение в отличие от бюджетного не зависит от мнения учредителя по поводу порядка определения платы за услуги. Следует обратить внимание, что речь идет именно об установлении порядка определения платы. Порядок определения платы не следует смешивать с определением платы как таковой. Данная возможность учредителя при буквальном прочтении нормы закона не означает, что может вводиться государственное или муниципальное регулирование цен. Вместе с тем нередко учредители вмешиваются в те вопросы, решать которые целесообразно было бы на уровне учреждений, поэтому неясно, до какой степени установленные порядки определения платы в дальнейшем будут ограничивать учреждения в возможностях по ведению приносящей доход деятельности. В любом случае учреждение должно четко разделять те услуги или работы, которые выполняются по заданию и финансируются из бюджета, и те, которые оказываются сверх задания и за плату. В рамках федеральных государственных образовательных стандартов учреждение должно работать с учетом бесплатности образовательных услуг для потребителя. Сверх установленных стандартов можно оказывать образовательные услуги за плату - например, организовать преподавание дополнительных предметов, увеличивать число часов преподавания сверх программы, вести индивидуальные занятия (за рамками учебного плана основной программы) и т. п.
Кроме осуществления за плату основных видов деятельности, образовательные учреждения могут заниматься иной приносящей доход деятельностью.
При этом возникают вопросы о связи этой деятельности с уставными целями. Служить достижению целей, ради которых создано учреждение, такая деятельность может по-разному. Не обязательно, что она должна быть прямо направлена на достижение уставной цели, возможна, например, организационная связь с основной деятельностью.
В частности, услуги, предоставляемые ОУ обучающимся, могут улучшить условия их пребывания в учреждении и пользования его услугами по основной деятельности (т. е. образовательными услугами). Это может быть организация дополнительного питания, реализация литературы и канцелярских принадлежностей, изготовление ксерокопий документов и иная подобного рода деятельность. Допустимо оказание услуг законным представителям обучающихся, в т. ч. консультирование их по выбору учреждений дополнительного образования, профессиональной ориентации детей и т. п. Возможна и чисто технологическая связь с основной деятельностью учреждения. Например, в ходе реализации образовательной программы (как ее условие или результат) возникает некий полезный продукт (обучающиеся на уроках труда делают мебель или одежду), который затем может быть реализован. Такие виды деятельности должны быть указаны в уставе учреждения прямым перечислением: "учреждение оказывает услуги по копированию и тиражированию", "учреждение осуществляет реализацию канцелярских товаров" и т. п. Фраза "учреждение вправе вести приносящую доход деятельность" не может рассматриваться как перечисление всех возможных видов деятельности. Указывать необходимо конкретные виды, предварительно сверившись с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст. Указание многочисленных видов деятельности в уставе не является обязательством учреждения вести их все на практике. Оно лишь предоставляет возможность осуществлять подобную деятельность, если учреждение сочтет это целесообразным.

Приложение 4
Разъяснение эксперта

Планирование приносящей доход деятельности

Эффективная реализация возможности образовательного учреждения (далее - ОУ) извлекать дополнительную прибыль из имеющихся ресурсов невозможна без стратегического (долгосрочного) планирования приносящей доход деятельности.
Планирование приносящей доход деятельности должно осуществляться на основании следующих принципов:

системности;

законности;

профессионализма;

непрерывности;

рационализма.

Принцип системности означает, что приносящая доход образовательная деятельность должна быть включена в систему общего образования, т. е. соответствовать образовательным целям и задачам учреждения, осуществляться с учетом потребностей и возможностей обучающихся, воспитанников. Принцип законности означает, что приносящая доход деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством РФ. Должностные лица, ответственные за организацию платных образовательных услуг, заказчики, исполнители и потребители платной услуги должны руководствоваться нормами российского права и не нарушать их требования.
Принцип профессионализма означает, что реализация дополнительных образовательных программ (курсов) должна осуществляться только педагогами-профессионалами, имеющими соответствующий уровень квалификации, на основании использования современных методических разработок и информационных технологий.
Принцип непрерывности означает, что приносящая доход деятельность должна осуществляться на долговременной основе, с учетом не только многообразия различных ее видов, но и их преемственности по отношению друг к другу. ОУ не должно допускать перерывов и провалов в своей локальной системе дополнительного образования, т. к. это может негативно сказаться как на финансовом обеспечении учреждения, так и на его имидже.
Принцип рациональности означает, что при выборе видов приносящей доход деятельности и форм ее реализации следует руководствоваться соотношением затрат и полученной прибыли. Доходы от оказания платных образовательных услуг должны быть больше, чем затраты на их реализацию. С этой целью нужно проводить анализ обоснованности затрат, их влияния на результат и прибыль.

Приложение 5
Разъяснение эксперта

Оценка конкурентной позиции образовательного учреждения в системе образования города или региона

В сфере образования конкуренция не носит столь глобального характера, как в бизнесе. Тем не менее нельзя отрицать важнейшую роль конкуренции для развития образовательного учреждения (далее -ОУ). Объективно ОУ может конкурировать:

с другими образовательными учреждениями за ресурсы, признание и гранты (возможные средства конкуренции - качество образования, условия обучения и воспитания, инновационная деятельность, активность в работе с учредителями);

со средствами массовой информации - за известность, престиж, признание, ресурсы (возможные средства конкуренции - качество работы сайта учреждения и собственных средств массовой информации);

с музеями, библиотеками, информационными центрами - за ресурсы и привлечение клиентов (возможные средства конкуренции - материальная база, компетентные специалисты);

с центрами оздоровления - за ресурсы и привлечение клиентов (возможные средства конкуренции - материальная база, компетентные специалисты в области здоровьесбережения, здоровьесбере-гающая деятельность и т. д.).

Для оценки конкурентной позиции ОУ в системе образования города или региона желательно создать таблицу:

Конкуренты

В каком качестве конкурирует ОУ

Предмет конкуренции

Средства конкуренции


После заполнения таблицы необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие из перечисленных конкурентных площадок актуальны для ОУ?

Где ОУ уже действует? Где особенно успешно, а где, напротив, неуспешно?

Какие площадки предстоит освоить и что их освоение даст ОУ? Что для этого необходимо сделать? Ответы помогут составить план работы с конкурентами, освоить новые сферы деятельности. Объективно оценить конкурентную позицию учреждения можно также с помощью бенчмаркинга и SWOT-анализа.

Под термином "бенчмаркинг" подразумевается сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров образовательной деятельности) ОУ и его основных конкурентов. Как правило, анализ проводится по следующим параметрам:

особенности контингента (рыночная доля);

количество выпускников, обучающихся, воспитанников;

качество образовательных результатов обучающихся, воспитанников (как в части обученности, так и в части получения новых образовательных результатов за рамками предметных ЗУН);

успешность в сохранении здоровья обучающихся, воспитанников и педагогического коллектива;

затраты на качество образования в части подготовки обучающихся, воспитанников (себестоимость подготовки выпускника);

образовательные стратегии и технологии;

образовательные услуги;

уровень профессионализма работников, эффективности педагогического труда;

конкурентоспособность выпускников на рынке труда и при поступлении в вузы;

умение привлекать внешние ресурсы организаций, учреждений;

вовлечение в управление учреждением общественности (родителей, детей, представителей органов власти и т. п.);

качество управленческой команды;

репутация, имидж учреждения.

С помощью SWOT-анализа можно определить, обладает ли ОУ внутренними ресурсами и силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Результатом проведения SWOT-анализа должна стать развернутая классификация факторов внешней и внутренней среды ОУ.

Факторы внутренней среды:

Сильные стороны (Strengths)

Внутренние положительные качества ОУ - ресурсы реализации его программы развития

Слабые стороны (Weaknesses)

Внутренние отрицательные качества ОУ

Факторы внешней среды:

Возможности (Opportunities)

Внешние факторы, улучшающие перспективы ОУ

Угрозы (Threats)

Внешние факторы, которые могут помешать реализации программы развития ОУ

 

SWOT-анализ целесообразно проводить с помощью мозгового штурма, при участии всех представителей педагогического коллектива и заинтересованных сторон. Один из участников должен действовать как посредник: принимать предложения, поступившие от других участников, записывать их и обобщать полученную информацию. На обдумывание предложений нужно предоставить достаточное количество времени. Можно организовать несколько встреч, чтобы выяснить мнение различных заинтересованных сторон.

Приложение 6

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА

об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями

____________________________ "__” ___________________ г.
место заключения договора дата заключения договора
Общеобразовательное учреждение ________________________________________________________________
(полное наименование учреждения)

(в дальнейшем – Исполнитель) на основании лицензии № _________, выданной _______________________
_______________________________________________ на срок с "___” ____________ г. до "___” _________ г.,
(наименование органа, выдавшего лицензию)
и свидетельства о государственной аккредитации № _________, выданного ___________________________
_______________________________________________ на срок с "___” ____________ г. до "___” _________ г.
(наименование органа, выдавшего свидетельство)
(для общеобразовательных учреждений, прошедших государственную аккредитацию), в лице ______
_________________________________________, действующего на основании устава учреждения, с одной
(должность, фамилия, имя и отчество)
стороны и ______________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество и статус законного представителя несовершеннолетнего – мать, отец, опекун, попечитель, уполномоченный представитель
органа опеки и попечительства или учреждение социальной защиты, в котором находится нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний,
либо лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем)
(в дальнейшем – Заказчик) и ________________________________________________________________ (в дальнейшем –
(фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста)
Потребитель) с другой стороны заключили в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании” и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей”, а также Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, настоящий договор о нижеследующем:

Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает дополнительные образовательные услуги,
наименование и количество которых определено в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора (в приложении указать наименование учебных дисциплин, формы проведения занятий и количество учебных часов)*. Срок обучения в соответствии с рабочим учебным планом (индивидуально, в группе) составляет ________________________________________________________________.

2. Обязанности Исполнителя

Исполнитель обязан:
2.1. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего договора (дополнительные образовательные услуги оказываются в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми Исполнителем).

2.2. Обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям, а также оснащение, соответствующее обязательным нормам и правилам, предъявляемым к образовательному процессу.

2.3. Во время оказания дополнительных образовательных услуг проявлять уважение к личности Потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Потребителя с учетом его индивидуальных особенностей.

2.4. Сохранить место за Потребителем в системе оказываемых Исполнителем дополнительных образовательных услуг в случае его болезни, лечения, карантина, отпуска родителей, каникул и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам.

2.5. Уведомить Заказчика и Потребителя о нецелесообразности оказания Потребителю образовательных услуг в объеме, предусмотренном разделом 1 настоящего договора, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

3. Обязанности Заказчика
3.1. Своевременно вносить плату за предоставленные услуги, указанные в разделе 1 настоящего договора.

3.2. При поступлении Потребителя в учреждение и в процессе его обучения своевременно предоставлять все необходимые документы, предусмотренные уставом учреждения.

3.3. Незамедлительно сообщать руководителю Исполнителя об изменении контактного телефона и места жительства.

3.4. Извещать руководителя Исполнителя об уважительных причинах отсутствия Потребителя на занятиях.

3.5. По просьбе Исполнителя приходить для беседы при наличии претензий Исполнителя к поведению Потребителя или его отношению к получению дополнительных образовательных услуг.

3.6. Проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Исполнителя.

3.7. Возмещать ущерб, причиненный Потребителем имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.


3.8. Обеспечивать Потребителя за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего исполнения
Исполнителем обязательств по оказанию дополнительных образовательных услуг, в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Потребителя.

3.9. Обеспечивать посещение Потребителем занятий согласно учебному расписанию.

3.10 В случае выявления заболевания Потребителя (по заключению учреждения здравоохранения либо медицинского персонала Исполнителя) освободить Потребителя от занятий и принять меры по его выздоровлению.

4. Обязанности Потребителя (для договора с Потребителем, достигшим 14-летнего возраста)

Потребитель обязан:
4.1. Посещать занятия, указанные в учебном расписании.

4.2. Выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогами Исполнителя.

4.3. Соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Исполнителя и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство.

4.4. Бережно относиться к имуществу Исполнителя.

5. Права Исполнителя, Заказчика, Потребителя

5.1. Исполнитель вправе отказать Заказчику и Потребителю в заключении договора на новый срок по истечении действия настоящего договора, если Заказчик, Потребитель в период его действия допускали нарушения, предусмотренные гражданским законодательством и настоящим договором и дающие Исполнителю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.

5.2. Заказчик вправе требовать от Исполнителя предоставления информации: по вопросам, касающимся организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных
разделом 1 настоящего договора, образовательной деятельности Исполнителя и перспектив ее развития; об успеваемости, поведении, отношении Потребителя к учебе и его способностях в отношении обучения по отдельным предметам учебного плана.

Заказчик и Потребитель, надлежащим образом исполнившие свои обязательства по настоящему договору, имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок по истечении срока действия настоящего договора.

5.3. Потребитель вправе:

[1] обращаться к работникам Исполнителя по всем вопросам деятельности образовательного учреждения;

[1] получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний и критериях этой оценки;

[1] пользоваться имуществом Исполнителя, необходимым для обеспечения образовательного процесса, во время занятий, предусмотренных расписанием.

6. Оплата услуг

6.1. Заказчик в _____________________________________________________________________________________
(указать период оплаты – ежемесячно, ежеквартально, по четвертям, полугодиям или иной период)
в рублях оплачивает услуги, указанные в разделе 1 настоящего договора, в сумме ________________
_______________________________________________________________________________________________.
(указать денежную сумму в рублях либо эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте по курсу Центробанка России на день платежа)

6.2. Оплата производится _______________________________________________________________________
(указать время оплаты, например, не позднее определенного числа периода, подлежащего оплате, или не позднее определенного числа периода, предшествующего (следующего) за периодом оплаты)
в безналичном порядке на счет Исполнителя в банке или казначействе. Оплата услуг удостоверяется
Исполнителем ___________________________________________________________________________________.
(указать документ, подтверждающий оплату, выдаваемый Заказчику Исполнителем)

6.3. На оказание образовательных услуг, предусмотренных настоящим договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию Потребителя или Исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

7. Основания изменения и расторжения договора

7.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены по соглашению сторон
и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон. По инициативе одной из сторон договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

7.3. Потребитель, достигший 14-летнего возраста, вправе в любое время расторгнуть настоящий договор только с письменного согласия законных представителей при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных расходов и услуг, оказанных до момента отказа.

Заказчик вправе от имени Потребителя, не достигшего 14-летнего возраста, расторгнуть договор в любое время при условии, указанном в абз. 1 настоящего пункта.

7.4. Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, если Заказчик нарушил сроки оплаты услуг по настоящему договору _________________ либо неоднократно нарушил иные обязательства, (указать сроки ) предусмотренные п. 3 настоящего договора.

7.5. Исполнитель вправе отказаться от исполнения договор, если Потребитель своим поведением систематически нарушает права и законные интересы других обучающихся и работников Исполнителя, препятствует нормальному осуществлению образовательного процесса и если он после
______________________ предупреждений не устранит указанные нарушения.
(указать количество)

7.6. Договор считается расторгнутым со дня письменного уведомления Исполнителем Заказчика (Потребителя) об отказе от исполнения договора.

8. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору

8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по настоящему договору они несут ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей, на условиях, установленных этим законодательством.

9. Срок действия договора и другие условия

9.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до "__” ________ г.

9.2. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

10. Подписи сторон

* На оказание услуг, связанных с обеспечением содержания обучающегося в образовательном учреждении во время оказания дополнительных образовательных услуг (по организации питания, медицинского обслуживания, охраны, доставки обучающегося в образовательное учреждение и домой транспортом Исполнителя и т. д.), составляется отдельный договор. 

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (19.05.2013)
Просмотров: 5896 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: