Воскресенье, 22.12.2024, 06:45

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Педагогическое эссе

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»

 

  Савицкая Лилия Вадимовна, воспитатель

дошкольного отделения №790

ГБОУ «Гимназия №1507» г.Москвы

 Соглашусь, изречение - глубинное, но противоречивое. Хочется рассуждать, спорить. В споре рождается истина. А истина – плод науки. Какая истина заложена в данной цитате? На ум приходит много тезисов о роли науки в жизни человека. Но я их касаться не буду. Вчитываюсь в тему и думаю: «Что же такое наука для меня как для педагога?» Душу волнуют противоречивые чувства – и радость, и гордость, и сомнение,  и презрение. Все зависит от того, в каком направлении –  созидательном или разрушительном – работает наука. От этого зависит мое понимание науки. Отбросив отрицательную сторону, я оставляю себе созидание. Ведь я – педагог, ведь я - созидатель. У меня своя наука – зажечь детей.

   Есть очень верное утверждение: «…Каждое открытие, принесенное в храм знаний, становится здесь общим благом, храм открыт для всех» (Гельвеций). Я несу науку Познания. Стараюсь знания превратить во благо.  Дети – маленькие искорки, которые все время надо питать пищей науки, чтобы впоследствии они могли превратиться в пламя. Для этого педагог не просто должен быть всезнающим, а должен заставить работать принцип сотрудничества «на равных». Только при таком общении ребенок освобождается от страха проиграть. Только при таком общении устанавливаются доверительные отношения. И дошкольник понимает, что взрослый – это его помощник, его наставник. На этой основе формируется единение, которое стремительно идет к познанию.

   На мой взгляд, только познание, без души – скучно и неплодотворно.  Согласно изречению, только наука облагораживает нашу жизнь, только единственная окрыляет и одухотворяет нас. В этом я с А.П.Чеховым могу не согласиться. На мой взгляд, только познание, без души со всеми ее добродетелями – скучно и неплодотворно. Я признаю  науку Добра и несу ее детям.

   «Тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).

   «Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями» (Я. Корчак)

   Эти изречения мне близки. Они – мои наставники, такие глубинные и обжигающие. Они выражают суть моей работы с детьми.

   Духовная пища питает разум, и она должна нести с собой добро и созидание. Наука должна служить  «добру – единственной цели бытия человека, жизни народов, существования человечества» (В.Г.Белинский).

   Семена доброты посеяны в произведениях устного народного творчества. Сказки, игры, песни, пословицы, загадки – неиссякаемый источник, побуждающий детей к новым открытиям.

   Но открытия без примеров – это голые факты. Детям  неинтересно. Необходимо предоставить детям возможность увидеть красоты науки. Прав А.П.Чехов, наука – то прекрасное, нетленное. Мы рады гармоничности и единству архитектуры, восхищаемся созданиями великих художников и композиторов, наслаждаемся творениями мастеров слова, исследуем последовательность логических суждений.   «Покажи мне и дай действовать самому,» - читаю в глазах детей. И тут начинаю понимать, что их инициатива важна и для меня. В их инициативе – доказательство моей состоятельности как педагога. Так мы постигаем науку Сотрудничества и Доверия.

   Но все вышесказанное ничто, если мы забудем про природу. Верить в победу над природой я не могу. Ведь природа – стихия. А стихия неуправляема. Вспоминаю притчу об отшельнике и яблоне, где только в единении с природой человек может достичь желаемого. Природа наряду с наукой - учитель.

   «Изучение и наблюдение природы породило науку» (Цицерон)

   Наука Единения с природой – следующая ступень. Воспитанники с замиранием сердца слушают  захватывающие рассказы о животных и погружаются в морские глубины, отправляются в космическое путешествие. Природа для них – основа игры, познания, творчества, деятельности. Подражаем природе в опытах, экспериментах.  Рассказываю о разных научных достижениях и думаю: победа или нет. Тяжело рассказать о японской девочке Садако, пострадавшей от атомной энергии, и тысячах японских журавликах – символе долголетия и счастья.

   Что скрывает фраза «победит природу и себя»? Видимо, автор изречения размышлял односторонне.  Где мера победы науки над природой? Однозначного ответа нет.

   Достижения науки мощны, но при этом бывают агрессивны. Считаю, себя победим, если выберем путь созидания  и добра,  заключим с природой взаимовыгодный контракт – использовать ее в позитивных и разумных целях, сохранив при этом благородство своей души. Пусть плоды науки работают не на разрушение, а на процветание человечества!

   В своей работе я учусь у великолепных мастеров. Кажется, А.П.Чехов своим изречением выделил схему работы, определив основные моменты. Но чистая наука без практики – ничто. Практика для педагога – это дети. Важно уважать личность ребенка, стремиться к вершинам науки.

   У меня был большой соблазн писать по правилам классиков. Но аудитория изменилась. Поэтому я вступила в полемику.

     

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (19.12.2015)
Просмотров: 1413 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: