«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»
Савицкая Лилия Вадимовна, воспитатель
дошкольного отделения №790
ГБОУ «Гимназия №1507» г.Москвы
Соглашусь, изречение - глубинное, но противоречивое. Хочется рассуждать, спорить. В споре рождается истина. А истина – плод науки. Какая истина заложена в данной цитате? На ум приходит много тезисов о роли науки в жизни человека. Но я их касаться не буду. Вчитываюсь в тему и думаю: «Что же такое наука для меня как для педагога?» Душу волнуют противоречивые чувства – и радость, и гордость, и сомнение, и презрение. Все зависит от того, в каком направлении – созидательном или разрушительном – работает наука. От этого зависит мое понимание науки. Отбросив отрицательную сторону, я оставляю себе созидание. Ведь я – педагог, ведь я - созидатель. У меня своя наука – зажечь детей.
Есть очень верное утверждение: «…Каждое открытие, принесенное в храм знаний, становится здесь общим благом, храм открыт для всех» (Гельвеций). Я несу науку Познания. Стараюсь знания превратить во благо. Дети – маленькие искорки, которые все время надо питать пищей науки, чтобы впоследствии они могли превратиться в пламя. Для этого педагог не просто должен быть всезнающим, а должен заставить работать принцип сотрудничества «на равных». Только при таком общении ребенок освобождается от страха проиграть. Только при таком общении устанавливаются доверительные отношения. И дошкольник понимает, что взрослый – это его помощник, его наставник. На этой основе формируется единение, которое стремительно идет к познанию.
На мой взгляд, только познание, без души – скучно и неплодотворно. Согласно изречению, только наука облагораживает нашу жизнь, только единственная окрыляет и одухотворяет нас. В этом я с А.П.Чеховым могу не согласиться. На мой взгляд, только познание, без души со всеми ее добродетелями – скучно и неплодотворно. Я признаю науку Добра и несу ее детям.
«Тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).
«Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями» (Я. Корчак)
Эти изречения мне близки. Они – мои наставники, такие глубинные и обжигающие. Они выражают суть моей работы с детьми.
Духовная пища питает разум, и она должна нести с собой добро и созидание. Наука должна служить «добру – единственной цели бытия человека, жизни народов, существования человечества» (В.Г.Белинский).
Семена доброты посеяны в произведениях устного народного творчества. Сказки, игры, песни, пословицы, загадки – неиссякаемый источник, побуждающий детей к новым открытиям.
Но открытия без примеров – это голые факты. Детям неинтересно. Необходимо предоставить детям возможность увидеть красоты науки. Прав А.П.Чехов, наука – то прекрасное, нетленное. Мы рады гармоничности и единству архитектуры, восхищаемся созданиями великих художников и композиторов, наслаждаемся творениями мастеров слова, исследуем последовательность логических суждений. «Покажи мне и дай действовать самому,» - читаю в глазах детей. И тут начинаю понимать, что их инициатива важна и для меня. В их инициативе – доказательство моей состоятельности как педагога. Так мы постигаем науку Сотрудничества и Доверия.
Но все вышесказанное ничто, если мы забудем про природу. Верить в победу над природой я не могу. Ведь природа – стихия. А стихия неуправляема. Вспоминаю притчу об отшельнике и яблоне, где только в единении с природой человек может достичь желаемого. Природа наряду с наукой - учитель.
«Изучение и наблюдение природы породило науку» (Цицерон)
Наука Единения с природой – следующая ступень. Воспитанники с замиранием сердца слушают захватывающие рассказы о животных и погружаются в морские глубины, отправляются в космическое путешествие. Природа для них – основа игры, познания, творчества, деятельности. Подражаем природе в опытах, экспериментах. Рассказываю о разных научных достижениях и думаю: победа или нет. Тяжело рассказать о японской девочке Садако, пострадавшей от атомной энергии, и тысячах японских журавликах – символе долголетия и счастья.
Что скрывает фраза «победит природу и себя»? Видимо, автор изречения размышлял односторонне. Где мера победы науки над природой? Однозначного ответа нет.
Достижения науки мощны, но при этом бывают агрессивны. Считаю, себя победим, если выберем путь созидания и добра, заключим с природой взаимовыгодный контракт – использовать ее в позитивных и разумных целях, сохранив при этом благородство своей души. Пусть плоды науки работают не на разрушение, а на процветание человечества!
В своей работе я учусь у великолепных мастеров. Кажется, А.П.Чехов своим изречением выделил схему работы, определив основные моменты. Но чистая наука без практики – ничто. Практика для педагога – это дети. Важно уважать личность ребенка, стремиться к вершинам науки.
У меня был большой соблазн писать по правилам классиков. Но аудитория изменилась. Поэтому я вступила в полемику.
|