Познавательно-речевые викторины как нетрадиционная форма работы учителя-логопеда
Кудерцева Светлана Валериевна
Учитель-логопед ФГКДОУ «Детский сад «Вишенка»
Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола
Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад" №2 за 2016 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).
Неотъемлемая часть любой системы образования – нравственно-патриотическое воспитание, а связанные с ним мероприятия с детьми вне занятий – продолжение коррекционно-развивающей работы. Это касается и работы учителя-логопеда в ДОО.
Ориентируясь на данное направление работы, в моей практике стали традиционными:
- познавательно-речевые викторины
- конкурсы чтецов
- тематические праздники и досуги
Изначально тематика таких мероприятий сводилась к сезонным. Постепенно добавлялись новые темы, среди которых уже традиционными стали мероприятия, посвященные Дню республике, Дню матери, Дню России, Дню защитника Отечества, Дню победе. При этом тематика конкурсов стихов и познавательно-речевых викторин более разнообразна и зависит от пройденного лексического материала, от календарных праздников, интереса детей к той или иной теме.
Важно интересно начать конкурс, чтобы пробудить у детей познавательный интерес, немного раскрепостить их. Часто саму тему конкурса «зашифровываю» и, используя разные приемы, предлагаю отгадать. Вот некоторые из них:
Акростих
Радостно солнышко утром сияет,
Облачко весело с ветром играет
Стриж быстрокрылый кружит в синеве,
Синий цветок распустился в траве. Идет на прогулку семейный отряд-
Я, мама, папа, сестренка и брат. (РОССИЯ)
Остальные два слова (РОДИНА МОЯ) зашифровываю по типу загадок:
Кто напоит нас с тобой чистой ключевой водой?
Он из-под земли возник весело журчит... (Родник)
Ветер гонит белых птиц через тысячи границ.
Удивительные птицы рады каплями пролиться. (Облака)
В нём живёт моя родня, В него стремлюсь всегда и я,
Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, тёплый... (Дом)
Самое распространенное мужское имя на Руси. (Иван)
Когда нет войны оно голубое. (Небо)
Сила, которая есть у каждого государства. (Армия)
Главный город нашей страны, столица России? (Москва)
Круглое и голубое до краев полно водою? (Озеро)
Мы говорим на русском …(Языке)
Непосредственно сам конкурс, как правило, начинаю с разминки, используя упражнения:
«Доскажи словечко» или «Допиши стихи»
Из фланелевых пеленок руки вытащил…(ребенок)
Поцелует мама в щечку на ночь маленькую…(дочку)
Есть у мамы голубочек, он единственный…(сыночек)
Кушай мамин ты блинок, подрастай скорей…(сынок)
Поставлю портрет я в рамочку, буду любоваться…(мамочкой)
По типу заданий "Доскажи словечко" использую загадки:
Всех городов милей она –
Красивая, зеленая,
Столица Марий-Эл… (Йошкар-Ола)
На герб Марий-Эл мы можем не смотреть
Ведь запомнил каждый впредь
Изображен на нем хозяин леса- бурый …(медведь)
Много в крае Марийском богатств и чудес,
Но главное богатство - это… (лес)
Шумят леса и луг цветет,
А речка в центре города течет
И вовсе не три шага наша река…(Кокшага)
Богатыря марийского знает млад и стар.
Как зовут его? (Онар)
Национальность народа марийской земли
Называется…(мари)
В промежутках между стихами использую игровой прием «передай предмет», когда дети под музыку передают флажок, цветок, сердечко, шкатулку в зависимости от тематики конкурса. Например, на конкурсе чтецов, посвященному Дню матери, дети передают сердечко и говорят своей маме комплимент, продолжая фразу: "Моя мама самая…(любимая, красивая, умная….)". На других конкурсах, передавая флажок, дети подбирают определения к слову "солдат", "Родина" и т.д.
Другим методическим приемом будут различные речевые игры типа «Доскажи пословицу», «Загадки-складки», «Запомни и повтори скороговорку», «Доскажи словечко» и мн. др. Подбор скороговорок, пословиц, загадок осуществляется как на материале русского и марийского фольклора, так и на материале сказок, песен, стихов современных авторов. Их можно писать на карточках и прятать в волшебную шкатулку.
На викторинах традиционным стал конкурс «турнир скороговорок», когда дети из разных команд состязаются в лучшем произнесении скороговорок. И так как с патриотической тематикой скороговорок очень мало, использую с этой целью строки из стихов, загадок.
«Повтори скороговорку»
Нет земли краше, чем земля Марийская наша.
Нет такого Марийца, кто родной землей не гордится.
Наша Йошкар-Ола - всем жителям мила.
Буду я годиться, Йошкар-Олой столицей.
Славится Марийская земля за реки, поля и леса.
Зеленые леса – края Марийского гордость, краса.
Кроме того, в подготовительной группе использую прием «Сочини стишок», когда по двум опорным словам предлагаю сочинить двустишие.
Как конкурсы чтецов, так и викторины провожу с использованием интерактивной доски. Интерактивная доска дает возможность разнообразить содержание, повысить интерес к заданиям. Использую короткие видеоклипы, видеовопросы, сопровождаю тексты стихов видеослайдами. Очень полюбились детям небольшие презентации со своими фото. Как, например, ко Дню матери.
Подготовка к познавательно-речевым викторинам, конкурсам чтецов невозможна без тесного взаимодействия с воспитателями, другими педагогами ДОУ. Воспитатели проводят познавательные занятия, беседы, экскурсии. Опираясь на багаж имеющихся у детей знаний, учитель-логопед проводит мероприятия, направленные на обогащение, систематизацию знаний, активизацию речи детей. Так, совместно с воспитателями создает картотеку речевых игр с патриотическим содержанием. Вот некоторые из них:
«Я начну, а вы продолжите…»
Наша страна называется…
Нашу Россию можно назвать еще…
Столица нашей страны город….
Нашего президента зовут… и.т.д.
«Кто в какой стране живет?»
Кто живет в России? – Россияне
Кто живет в Японии? Японцы
Кто живет в Англии? – Англичане и.т.д.
«Путешествие»
Россияне живут… в России.
Японцы живут…. в Японии.
Англичане живут… в Англии.
«Думаем о Родине»
(В каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких нет)
Человек вернулся из леса с букетом ландышей.
Человек сажает возле своего дома деревья. И.т.д.
«Ответь правильно»
(Дети из трех ответов должны выбрать один правильный)
- какого цвета средняя полоса российского флага? (красная, зеленая, синяя)
- название города Йошкар-Ола переводится как (красивый город, молодой город, красный город). И.т.д.
«Иностранец» В гости к детям приходит «иностранец» и с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать о стране, городе и.т.д.
«За что я люблю свою Родину?
Педагог просит перечислить, что самое хорошее подарила детям Родина и за что они ей благодарны. Педагог рисует солнце родины. На солнце должно быть столько лучей, сколько хорошего, перечислили дети.
Таким образом, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОО должна носить комплексный характер, отражаться в профессиональных действиях всех педагогов и специалистов, пронизывать все виды деятельности дошкольника как на занятиях так и вне их. Это будет способствовать духовно-нравственному становлению личности детей, воспитанию будущих граждан, знающих и любящих свое Отечество, а также преодолению речевых трудностей.
Список литературы
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах) детского сада г. Москвы. - М.: ЦГЛ. - 2004. - 256с.
Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.
Гордеева, С.Е, Тумакова, Н.А Макаренко, Л.Н. Викторины для дошкольников с нарушением речи / С.Е. Гордеева // Логопед. – 2012.- №8. с.54-69
Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 184 с.
Дерягина Л.Б Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и президенте. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2007.- 32с.
Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.
Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт.- сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, -2008. – 203с. |