Понедельник, 21.09.2020, 15:58

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Познавательно-речевые викторины как нетрадиционная форма работы учителя-логопеда

Познавательно-речевые викторины как нетрадиционная форма работы учителя-логопеда

 

Кудерцева Светлана Валериевна 

Учитель-логопед ФГКДОУ «Детский сад «Вишенка»

Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола

 

Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад"  №2 за 2016 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).

Неотъемлемая часть любой системы образования –  нравственно-патриотическое воспитание, а связанные с ним мероприятия с детьми вне занятийпродолжение коррекционно-развивающей работы. Это касается и работы учителя-логопеда в ДОО.

Ориентируясь на данное направление работы, в моей практике  стали традиционными:

  • познавательно-речевые викторины
  • конкурсы чтецов
  • тематические праздники и досуги

      Изначально тематика таких мероприятий сводилась к сезонным. Постепенно добавлялись новые темы, среди которых уже традиционными стали мероприятия, посвященные Дню республике, Дню матери, Дню России, Дню защитника Отечества, Дню победе. При этом тематика  конкурсов стихов  и познавательно-речевых викторин более разнообразна и зависит от пройденного лексического материала, от календарных праздников, интереса детей к той или иной теме.

      Важно интересно начать конкурс, чтобы пробудить у детей познавательный интерес, немного раскрепостить их. Часто саму тему конкурса «зашифровываю» и, используя разные приемы, предлагаю отгадать. Вот некоторые из них:

Акростих     

Радостно солнышко утром сияет,    

Облачко весело с ветром играет          

Стриж быстрокрылый кружит в синеве,                                                                                                   

Синий цветок распустился в траве.                                                                                                     Идет на прогулку семейный отряд-                                                                                                            

Я, мама, папа, сестренка и брат. (РОССИЯ)

Остальные два слова (РОДИНА  МОЯ)  зашифровываю по типу загадок:

Кто напоит нас с тобой чистой ключевой водой?
Он из-под земли возник весело журчит...    (Родник)

Ветер гонит белых птиц через тысячи границ.                                                                  

Удивительные птицы рады каплями пролиться.  (Облака) 

В нём живёт моя родня, В него стремлюсь всегда и я, 
Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, тёплый... (Дом)

Самое распространенное мужское имя на Руси. (Иван)

Когда нет войны оно голубое. (Небо)

Сила, которая есть у каждого государства. (Армия)                                                                 

Главный город нашей страны,  столица России?     (Москва)                                                        

Круглое и голубое до краев полно водою? (Озеро)                                                                                   

Мы говорим на русском …(Языке)

Непосредственно сам конкурс, как правило, начинаю с разминки, используя упражнения:                                                                              

«Доскажи словечко» или «Допиши стихи»

Из фланелевых пеленок руки вытащил…(ребенок)                                                                       

Поцелует мама в щечку на ночь маленькую…(дочку)                                                                        

Есть у мамы голубочек, он единственный…(сыночек)                                                                        

Кушай мамин ты блинок, подрастай скорей…(сынок)                                                                                            

Поставлю портрет я в рамочку, буду любоваться…(мамочкой)

По типу заданий "Доскажи словечко" использую загадки:                                                                         

Всех городов милей она –                                                                                                                

Красивая, зеленая,                                                                                                                            

Столица Марий-Эл… (Йошкар-Ола)                                                                                                                                             

На герб Марий-Эл  мы можем  не смотреть                

Ведь запомнил каждый впредь                                                                                                           

Изображен на нем хозяин леса- бурый …(медведь)                                                                                                                                                                    

Много в крае Марийском богатств и чудес,                                           

Но главное богатство - это… (лес)                                                                                        

Шумят леса и луг цветет,                                                                                                                                  

А речка в центре города течет                                                  

 И вовсе не три шага наша река…(Кокшага)                                                                                                                        

Богатыря марийского знает млад и стар.                                                                                                   

Как зовут его? (Онар)                                                                                                       

Национальность народа марийской земли                                                                                 

Называется…(мари)

    В промежутках между стихами использую игровой прием «передай предмет», когда дети под музыку передают флажок, цветок, сердечко, шкатулку в зависимости от тематики конкурса.  Например, на конкурсе чтецов, посвященному Дню матери, дети передают сердечко и  говорят своей маме комплимент, продолжая фразу: "Моя мама самая…(любимая, красивая, умная….)". На других конкурсах, передавая флажок,  дети подбирают определения к слову "солдат", "Родина" и т.д.  

        Другим методическим приемом будут различные речевые игры типа «Доскажи пословицу», «Загадки-складки», «Запомни и повтори скороговорку», «Доскажи словечко» и  мн. др. Подбор скороговорок, пословиц, загадок осуществляется как на материале  русского и марийского фольклора, так и на материале сказок, песен, стихов современных авторов. Их можно писать на карточках и прятать в волшебную шкатулку.

       На викторинах традиционным стал конкурс «турнир скороговорок», когда дети из разных команд состязаются в лучшем произнесении скороговорок. И так как с патриотической тематикой скороговорок очень мало, использую с этой целью  строки из стихов, загадок.

 «Повтори скороговорку»             

Нет земли краше, чем земля Марийская наша.                                                                      

Нет такого Марийца, кто родной землей не гордится.                                                                 

Наша Йошкар-Ола - всем жителям мила.                                                                                                 

Буду я годиться, Йошкар-Олой столицей.                                                                                      

Славится Марийская земля за реки, поля и леса.                                                                                

Зеленые леса – края Марийского гордость, краса.

        Кроме того, в подготовительной группе использую прием «Сочини стишок», когда по двум опорным словам предлагаю сочинить двустишие.

        Как конкурсы чтецов, так и викторины провожу с использованием интерактивной доски. Интерактивная доска дает возможность разнообразить содержание, повысить интерес к заданиям. Использую короткие видеоклипы, видеовопросы, сопровождаю тексты стихов видеослайдами. Очень полюбились детям небольшие презентации со своими фото. Как, например, ко Дню матери.

        Подготовка к познавательно-речевым викторинам, конкурсам чтецов невозможна без  тесного взаимодействия с воспитателями, другими педагогами ДОУ. Воспитатели  проводят познавательные занятия, беседы, экскурсии. Опираясь на багаж имеющихся у детей знаний, учитель-логопед проводит мероприятия, направленные на обогащение, систематизацию знаний, активизацию речи детей. Так, совместно с воспитателями создает картотеку речевых игр с патриотическим содержанием. Вот некоторые из них:                                                                                                                                                      

«Я начну, а вы продолжите…»

Наша страна называется…                                                                                          

Нашу Россию можно назвать еще… 

Столица нашей страны город….                                                                                                

Нашего президента зовут… и.т.д.                                                                                                                          

«Кто в какой стране живет?»                                                                                                                     

Кто живет в России? – Россияне                                                                                                        

Кто живет в Японии? Японцы                                                                                                                                     

Кто живет в Англии? – Англичане и.т.д.                                                                                

  «Путешествие»                                                                                                             

Россияне живут…   в России.                                                                                                          

Японцы живут….    в Японии.                                                                

Англичане живут… в  Англии.                                                                                                 

«Думаем о Родине»                                                                             

(В каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких нет)                                              

Человек вернулся из леса с букетом ландышей.                                                                       

Человек сажает возле своего дома деревья. И.т.д.                                               

«Ответь правильно»

(Дети из трех ответов должны выбрать один правильный)                                           

- какого цвета средняя полоса российского флага? (красная, зеленая, синяя)                      

- название города Йошкар-Ола переводится как (красивый город, молодой город, красный город). И.т.д.                                                                                                            

«Иностранец» В гости к детям приходит «иностранец» и с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать о стране, городе и.т.д.                                            

«За что я люблю свою Родину?                

Педагог просит перечислить, что самое хорошее подарила детям Родина и за что они ей благодарны. Педагог рисует солнце родины. На солнце должно быть столько лучей, сколько хорошего,  перечислили дети.

Таким образом, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОО должна носить комплексный характер, отражаться в профессиональных действиях всех педагогов и специалистов, пронизывать все виды деятельности дошкольника как  на занятиях так и вне их. Это  будет способствовать духовно-нравственному становлению  личности детей, воспитанию будущих граждан, знающих и любящих свое Отечество, а также преодолению речевых трудностей.

Список литературы

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах) детского сада г. Москвы. - М.: ЦГЛ. - 2004. - 256с.

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.

  Гордеева, С.Е, Тумакова, Н.А Макаренко, Л.Н. Викторины для дошкольников с     нарушением речи / С.Е. Гордеева // Логопед. – 2012.- №8. с.54-69

Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 184 с.

Дерягина Л.Б Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и президенте. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2007.- 32с.

Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.

Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт.- сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, -2008. – 203с.   

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (02.03.2016)
Просмотров: 1061 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: