Автор: Т.А. Крылова, канд.
психол. наук, доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения
региональной системы образования АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития
образования"
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности
педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного
обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе
индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
выявление неблагополучных семей,
способных принять социально-психологическую помощь, определение причин
семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
содействие созданию в школе
обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
помощь в решении личностных
трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с
родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных
возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности,
где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности
(средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы,
консультативной помощи);
психологическая помощь в
профессиональном самоопределении и профориентации;
профилактика учебной и социальной
дезадаптации, девиантного поведения;
работа с учащимися класса по
повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска,
воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об
образовании";
Семейный кодекс РФ;
Письмо Минобразования РФ от
27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по
психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном
процессе";
Федеральный закон "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 №
378-ФЗ);
Закон РФ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от
03.12.2011).
Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение
успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся,
предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое
сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а
также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах,
педагогическом коллективе.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние,
личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные
составляющие:
Непосредственная (индивидуальная)
работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В
условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще
всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и
консультирования.
Работа с семьей, направленная на
повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и
воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со
взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и
представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в
общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс
социализации детей.
Работа с педагогическим
коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров,
тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности
в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии
с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы
по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного
руководителя или учителя к педагогу- психологу в случаях:
наличия у ребенка серьезных
поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил,
агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без
уважительных причин и т. д.);
появления у подростков
депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и
др.);
употребления или предполагаемого
употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
кризисной ситуации в семье; в
иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу
психологическому благополучию подростка.
К типичным психологическим
трудностям детей из неблагополучных семей относятся:
проблемы взаимоотношений с
педагогами, другими взрослыми;
сложности в общении с друзьями,
одноклассниками, другими сверстниками;
негативный образ "Я",
неадекватная самооценка;
поиск комфортного существования,
эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных
устремлений и целей;
переживание собственной
неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и
способов поведения в сложных ситуациях;
отсутствие чувства безопасности.
Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми группы риска -
создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического,
социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему
комплексной психолого-педагогической помощи.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска
Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или
в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос
могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего
окружения подростка.
Необходимо учитывать временные
рамки индивидуальной диагностической работы:
с детьми младшего школьного
возраста - не более 30-40 минут;
с детьми подросткового возраста -
в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый.
Основной диагностический
инструментарий психолога в работе с детьми группы риска
№
|
Наименование методики
|
Назначение
|
Примечание
|
Учебная деятельность
|
1
|
Схемы экспертной оценки
адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой
|
Анализ динамики поведенческих,
аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить
адаптированность школьника (начальная школа)
|
Проводится путем заполнения
педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров. Анализ результатов
осуществляется психологом и учителем
|
2
|
Диагностика уровня
сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А.
Ступницкой)
|
Выявление уровня
сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных,
организационных и коммуникативных (средняя школа)
|
Проводится с учащимися в форме
экспертного опроса педагогов, которые заполняют экспертный лист на учащихся
на основе субъективного наблюдения за ними по соответствующим параметрам,
отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень
сформированности навыков
|
3
|
Методика определения школьной
дезадаптации
Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко
|
Определение уровня дезадаптации
младших школьников
|
Экспертная оценка учителем с
последующим анализом психологом
|
Эмоционально-личностная сфера
|
4
|
Детский вариант личностного
опросника Айзенка
|
Выявление
индивидуально-психологических особенностей детей (8–12 лет) – экстра- и
интраверсии и нейротизма
|
Опросник может быть использован
для групповой и индивидуальной диагностики
|
5
|
Тест школьной тревожности
Филлипса
|
Изучение уровня и характера
тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного
возраста (8–14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных
ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости
|
Используется индивидуально или
фронтально, в групповой форме с применением бланков с текстом методики или в
форме устной инструкции
|
6
|
Личностный опросник Р. Кеттелла
(12F)
|
Выявление личностных
характеристик детей 8–10 и 10–12 лет
|
Используется индивидуально либо
фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося
|
7
|
Тест Р. Кеттелла (14-факторный,
подростковый вариант)
|
Оценка личностных особенностей
подростков (13–15 лет), определение выраженности полярных свойств личности
|
Методика дифференцирована по
полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек
|
Коммуникативная сфера личности
и социальное развитие
|
8
|
Методика диагностики
социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда
|
Выявление уровня
социально-психологической адаптированности, определение сферы социальной
дезадаптации (подростковый возраст)
|
Анализ результатов диагностики
дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации
|
9
|
Методика Р. Жиля
|
Изучение межличностных
отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный
возраст)
|
На основе вербально-визуального
восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных
жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих отношения с другими
людьми
|
|
|
|
|
|
По мере необходимости на основе
выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере)
проводится углубленная психологическая диагностика с использованием
дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой
тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению -
автор А.Н. Орел).
Психологическое консультирование
детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может
поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от
ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к
педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом
рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.
Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того,
кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог Поскольку
консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с
подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к
взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.
В консультировании подростков
группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е.
именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического
здоровья.
Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой
схемой:
запрос подростка - описание
проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
установление контакта с
подростком;
диагностическая беседа - поиск
причин возникновения проблемы;
интерпретация
педагогом-психологом возможных причин проблемы;
совместная выработка
конструктивных способов решения.
Особенности психологического
консультирования подростков
Назначение
|
Психологическая помощь в
разрешении проблемных ситуаций
|
Предмет
|
Внутренний психологический мир
подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности,
ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.
|
Условия
использования
|
Желание консультироваться –
получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами
|
Характер
|
Совместная деятельность
психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели,
сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации
|
Цель
|
Решение актуальных личностных,
жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических
затруднений
|
Профессиональные
(психологические)
задачи
|
Шаги, планируемые для
достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются
индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы
|
Результат
|
Результатом конкретной
консультации могут быть:
· • повышение
информированности;
· • понимание причин проблемы,
снятие эмоционального напряжения;
· • выявление собственных
ресурсов – сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение
(изменение) самооценки, улучшение самоотношения;
· • освоение новых моделей
поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение
негативных установок и норм поведения
|
По результатам консультирования
могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с
детьми и подростками.
Коррекционно-развивающая работа с
детьми группы риска
Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение
следующих задач психологической помощи:
развитие общеучебных умений и
навыков успешного освоения образовательной программы;
повышение учебной мотивации;
формирование социальной
компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных
ситуациях;
формирование основ здорового
образа жизни у детей из неблагополучных семей;
развитие стремления к
самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей
позиции и способа адекватного поведения в них;
профилактика употребления
психоактивных веществ.
При подготовке программы необходимо соблюдать следующие условия:
1. Четкое формулирование целей коррекционной работы. Определение круга задач,
конкретизирующих данные цели.
2. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
3. Определение продолжительности коррекционной программы.
4. Разработка конкретного содержания программы в целом и каждого занятия
отдельно.
5. Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов,
социальных работников и т. д.), при взаимодействии с семьей - подключение
родственников, значимых взрослых.
6. Определение формы контроля реализации программы.
7. Проведение программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
8. Оценка эффективности реализованной программы.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой
формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и
физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход
от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы.
Противопоказания для групповой коррекционной работы:
наличие тяжелых психических
расстройств;
выраженная двигательная
расторможенность;
проблемы интимно-личностного
характера (сексуальные нарушения,
пережитые психотравмы и т. д.);
выраженная шизоидная психопатия;
активное нежелание подростка
работать в группе.
Проведение групповой
психокоррек-ционной работы затруднительно при негативном отношении ребенка или
его родителей к данному виду взаимодействия, а также в случаях явного
асоциального поведения подростка, проявляющегося в немотивированной физической
и вербальной агрессии, жестокости.
Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в тяжелых
психических состояниях - депрессии, посттравматическом стрессе, фрустрации,
эмоциональном шоке, - связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой
травмой, насильственными действиями и др. В этих случаях ребенок проходит
сначала курс индивидуальной психокоррекции, а затем принимается решение о
переходе в группу.
Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических
нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным
нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм,
неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии.
На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия,
способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы
социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной
коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия,
осваивают результативные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных
ситуаций учатся самоанализу и рефлек- сии, у них развивается позитивное
самоотношение.
Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения
соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения реальных
трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы
может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не
на полное преодоление проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном
временном интервале.
Один из значимых компонентов сопровождения - работа с педагогами по развитию
психологической компетентности в решении задач обучения и воспитания детей
группы риска (приложение).
Приложение
Семинар-практикум для педагогов "Эффективное взаимодействие в решении
проблем учащихся группы риска"
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах
взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях
проблемного поведения детей.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход семинара-практикума
I. Вводный этап
Анализ педагогами актуальных проблем взаимодействия с учащимися группы риска.
1. Упражнение "Мой ученик"
Инструкция. Ведущий предлагает участникам нарисовать образ любимого ученика, а
затем вызывающего много хлопот, используя различные средства выразительности.
Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии
педагога?
2. Упражнение "Подростковые проблемы"
Цели: конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения
трудностей в подростковом возрасте.
Инструкция. Первый этап - индивидуальный. Ведущий предлагает вспомнить 1-2
проблемные ситуации, которые возникали у участников, их детей или учеников в
подростковом возрасте, ответить на вопрос "Как Вы или они решали их?"
и заполнить таблицу: проблемы и способы их решения
Второй этап - участники делятся
на группы. Каждая группа составляет перечень выделенных проблем, определяет,
какие способы их разрешения эффективны, а какие - нет.
Третий этап - групповой. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.
Информация от ведущего. Стратегии решения проблем
Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии
поведения.
Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек
использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска эффективных
способов разрешения проблемы.
Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой человек
обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям,
значимым другим.
Стратегия избегания - человек
старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения
проблем.
Стратегия защиты - способ решения представляет собой отрицание или искажение
проблем, которые субъективно воспринимаются как непреодолимые. Агрессивные
техники - поведение, направленное на подавление, нанесение вреда окружающим.
Причем такое поведение может приобретать разные формы: угнетение и подчинение,
прямое нападение с целью обратить других в бегство и проч. Вопросы участникам:
Какие из этих стратегий были
использованы вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»?
К каким последствиям они ведут в
отношениях с другими людьми? (Обсуждение выбора стратегий поведения.)
II. Основной этап
1. Упражнение "Зебра"
Цель: анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном общении и
взаимодействии с детьми, коллегами и родителями.
Инструкция. Ведущий предлагает обсудить, какие качества важны при межличностном
взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей мешают им в общении друг
с другом. Список качеств можно приготовить заранее. Затем каждый участник на чистом
листе своего дневника пишет свою фамилию, имя и вертикальной линией делит лист
на 2 части. Одну озаглавливает "достоинства", вторую -
"недостатки". Дневники всех участников передаются по кругу. Каждый
записывает в соответствующих столбиках положительные и отрицательные черты
личности хозяина дневника. Причем число достоинств и недостатков должно быть
одинаковое. Рефлексия опыта.
2. Упражнение "Проблема"
Цель: освоение педагогами умения понимать проблему.
Инструкция. Участники делятся на группы по три человека. Двое в группе -
собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник
рассказывает о своей проблеме, второй - внимательно слушает, проявляет участие,
желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие во взаимодействии
с родителями, коллегами, учениками или же юмористические. Общение происходит в
течение двух минут, затем участники меняются ролями, и так - до тех пор, пока
все не побывают в позиции наблюдателя.
Вопросы для обсуждения:
Что помогало или мешало понять
проблему?
В каких формах чаще проявлялись
участие и помощь?
Что помогало продлить контакт?
Что больше всего раздражало
рассказчика?
Какие личные возможности в
общении отметили все участники?
1. Ролевая игра "Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы" Цель:
отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения. Инструкция. Игра
проводится в паре или группе. Участникам задается несколько ситуаций. В каждой
из них необходимо продемонстрировать уверенные, неуверенные и агрессивные ответы.
Важно, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовали словам.
Ситуации:
Коллега забыла вернуть книгу,
которая вам нужна.
Собеседник занимает вас
разговором, а вам необходимо уйти.
Вам возвращают из химчистки
пальто с большим пятном.
Люди, сидящие сзади вас в театре,
мешают вам громким разговором. Обсуждение, рефлексия опыта.
2. Упражнение "Сильные стороны ребенка"
Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих
достоинствах.
Инструкция. На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут рассказывает
о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и принимает в себе, что
дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях
взаимодействия. На втором этапе участникам предлагается выделить положительные
стороны подростка, ресурсы развития, на которые можно опираться при
взаимодействии с ним.
Обсуждение, рефлексия опыта.
III. Заключительный этап
Информация от ведущего. Знакомство с основными правилами взаимодействия с
детьми
Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы
риска
Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе
с такими детьми необходимо:
Создавать теплую,
доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны
учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку
"Я - хороший, ты - хороший".
Принимать подростка таким, какой
он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и
обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к
успешности.
Не просто хвалить подростка, а
высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо
поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату
в частности).
Сравнивать достижения учащегося
только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом
взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
Не делать акцент только на
школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь -
отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный
момент в дальнейшей успешности ребенка.
Не допускать, чтобы подросток был
замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную
деятельность, в которой он способен утверждаться.
Давать позитивную обратную связь
(эмоциональную: "верно", "замечательно",
"отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда
знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты
справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь
домашнее задание").
Проблемные точки превращать в
зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это
приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут
хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с
контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной
проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться,
уважительно относясь к каждому мнению).
Не только применять
индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей,
особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и
учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
Уделять внимание по формуле: «Не
тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
11. Во время эмоциональных
всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка
внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое
доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта. |