Четверг, 25.04.2024, 04:56

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Тренинг личностного роста педагогов


Автор: О.В. Пантелеева, педагог-психолог МБОУ Гимназия городского округа, г. Урюпинск Волгоградской области

С целью мобилизации личностных ресурсов педагогов для них в образовательном учреждении рекомендуется провести тренинг личностного роста. Задачи тренинга:

знакомство педагогов со своими личностными особенностями, которые могут выступать ресурсом воспитания обучающихся;

осмысление своих личных интересов, ценностей;

развитие групповой сплоченности, рефлексии и эмпатии.

Тренинг рассчитан на работу группы из 15-20 человек. Продолжительность - 2 ч.
Участники: классные руководители, учителя-предметники, методисты по воспитательной работе. Группа может быть «сборной» (т. е. включать представителей разных школ) или формироваться на базе педагогического коллектива одной школы. В первом случае уменьшается объем содержательной обратной связи, которую могут дать друг другу участники, но зато возрастает психологическая безопасность. Во втором случае надо работать осторожнее, бережнее, учитывая особенности коллектива. У участников появляется возможность обратиться к коллегам за обратной связью и тем самым расширить границы самопознания.
Данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой психологической работы.

Содержание тренинга

I этап. Знакомство

Задача этого этапа - настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.

Вступительное слово ведущего: "В том, как мы, педагоги, говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, нивелируя недостатки. Сегодня мы работаем в тренинговой группе. Это предполагает активность, открытость, доброжелательность и толерантность. Начнем мы нашу работу со знакомства. Вы называете себя и говорите соседу, чего вы желаете ему в сегодняшней работе".
Участники выполняют задание, а затем переходят к упражнению "Кошка-собака".
Цель упражнения: тренировка внимания, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы.
Процедура проведения: разминка проводится в кругу (участники сидят или стоят). Психолог берет два фломастера, дает инструкцию и тут же демонстрирует эталон поведения. Когда первый из двух фломастеров вернется к тренеру, разминка завершается.
Инструкция ведущего для участников: «У меня в руке 2 фломастера. Зеленый фломастер называется "кошка", красный фломастер называется"собака". Я пущу "кошку" налево, а "собаку"направо. Важно, чтобы каждый фломастер, пройдя круг, вернулся ко мне, чтобы он не "застрял"».

Ведущий: "В этом упражнении мы увидели, что получается, если через нас проходит одновременно два информационных потока. Смотрите, как непросто разобраться, какую информацию кому передать, если у нас цейтнот, как сложно остаться и внимательным, и объективным, не запутаться и не подвести свою команду".
Вопросы для обсуждения:

Понравилось ли вам упражнение?

Изменилось ли ваше настроение после этого упражнения?


II этап. Основное содержание занятия

Участники выполняют упражнение "Три цвета личности".
Задача: помочь участникам увидеть себя как некоторое "единство непохожих", каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета.
Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый - "как все" в данной группе; желтый - "как некоторые из присутствующих", розовый - "как никто больше". Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке "как все" должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке "как некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.

После заполнения листочков психолог просит участников взять в руки тот, на котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех, кто находится в данной группе (записать на доске чаще всего встречающиеся). Таким же способом тренер просит обсудить содержание листочков "как некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.

Вопросы для обсуждения:

Какое качество личности было найти у себя труднее всего и почему?

Как вы думаете, что дают педагогам такие групповые формы работы?


Ведущий: "Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг на друга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть индивидуальными и неповторимыми. Так и наши ученики обладают похожими качествами, которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже не знаем, не замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от нас, взрослых".
Участники переходят к выполнению упражнения "Дерево".

Задача: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.
Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое диагностирует место каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности. Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А-4 по числу участников группы. Педагогам предлагается подумать и обсудить, как можно из отдельных листов создать общее дерево группы (каждый лист нумеруется по количеству участников). Затем всем членам группы дается время на обсуждение - какое дерево группа будет рисовать - и предлагается выбор того участка дерева, которое каждый участник будет рисовать отдельно от остальных. Педагоги разбирают свои листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом. Когда рисунок готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную работу.

Вопросы для обсуждения (в кругу):

Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?

Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?

Что необходимо было для сотрудничества?

Вы довольны общим результатом?


Ведущий: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества педагоги могут проявлять в общении со своими учениками и коллегами, чтобы было больше взаимопонимания и толерантности".

III этап. Заключительная часть

Ведущий: "Итак, мы сегодня действовали рука об руку, стремясь к личностному и профессиональному росту. Никакие современные технологии не могут заменить человеческого общения. Искусству душевного контакта нельзя научить по учебнику или свести его к какой-то сумме знаний и правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого педагога, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Мы сегодня знакомились с собой и другими, узнавали свои интересы и ценности, увидели, как некоторое «единство непохожих" помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность, попробовали прогнозировать общую групповую работу, прислушиваясь друг к другу. А теперь я предлагаю вам заключительное упражнение "Спасибо, я сегодня научилась у вас..."»

Задача: активизация эмпатии и рефлексии педагога.

Участники передают по кругу мячик со словами: "Спасибо, я сегодня научилась у вас..." (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое проявилось на занятии и обладает ценностью, привлекательностью для говорящего).

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства, эмоции вы испытали в сегодняшней групповой работе?

Какие новые качества личности вы открыли у участников группы и у себя на сегодняшнем занятии?

Ведущий: "Спасибо за плодотворную работу, творческую и доброжелательную обстановку. Я надеюсь, что вы возьмете в свою профессиональную копилку предложенные упражнения и сможете посмотреть на некоторые проблемные ситуации в общении с учениками с другой стороны. Заполните, пожалуйста, таблицу, описав свое состояние или настроение, возникшее в процессе групповой работы".

Настроение в начале занятия

Настроение в конце занятия

Недостатки занятия

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (19.05.2013)
Просмотров: 2423 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: