Автор: О.В. Пантелеева, педагог-психолог МБОУ Гимназия городского округа, г.
Урюпинск Волгоградской области
С целью мобилизации личностных ресурсов педагогов для них в образовательном
учреждении рекомендуется провести тренинг личностного роста. Задачи тренинга:
знакомство педагогов со своими
личностными особенностями, которые могут выступать ресурсом воспитания
обучающихся;
осмысление своих личных
интересов, ценностей;
развитие групповой сплоченности,
рефлексии и эмпатии.
Тренинг рассчитан на работу
группы из 15-20 человек. Продолжительность - 2 ч.
Участники: классные руководители, учителя-предметники, методисты по
воспитательной работе. Группа может быть «сборной» (т. е. включать
представителей разных школ) или формироваться на базе педагогического
коллектива одной школы. В первом случае уменьшается объем содержательной
обратной связи, которую могут дать друг другу участники, но зато возрастает
психологическая безопасность. Во втором случае надо работать осторожнее,
бережнее, учитывая особенности коллектива. У участников появляется возможность
обратиться к коллегам за обратной связью и тем самым расширить границы
самопознания.
Данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой
психологической работы.
Содержание тренинга
I этап. Знакомство
Задача этого этапа - настроить участников на тональность тренинга, создать
атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и
индивидуальности каждого участника.
Вступительное слово ведущего: "В том, как мы, педагоги, говорим, как
реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и
профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих
личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы
научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально
используя свои личные достоинства и возможности, нивелируя недостатки. Сегодня
мы работаем в тренинговой группе. Это предполагает активность, открытость,
доброжелательность и толерантность. Начнем мы нашу работу со знакомства. Вы
называете себя и говорите соседу, чего вы желаете ему в сегодняшней
работе".
Участники выполняют задание, а затем переходят к упражнению
"Кошка-собака".
Цель упражнения: тренировка внимания, снятие напряжения, создание
доброжелательной атмосферы.
Процедура проведения: разминка проводится в кругу (участники сидят или стоят).
Психолог берет два фломастера, дает инструкцию и тут же демонстрирует эталон
поведения. Когда первый из двух фломастеров вернется к тренеру, разминка
завершается.
Инструкция ведущего для участников: «У меня в руке 2 фломастера. Зеленый
фломастер называется "кошка", красный фломастер
называется"собака". Я пущу "кошку" налево, а
"собаку"направо. Важно, чтобы каждый фломастер, пройдя круг, вернулся
ко мне, чтобы он не "застрял"».
Ведущий: "В этом упражнении мы увидели, что получается, если через нас
проходит одновременно два информационных потока. Смотрите, как непросто
разобраться, какую информацию кому передать, если у нас цейтнот, как сложно
остаться и внимательным, и объективным, не запутаться и не подвести свою
команду".
Вопросы для обсуждения:
Понравилось ли вам упражнение?
Изменилось ли ваше настроение
после этого упражнения?
II этап. Основное содержание занятия
Участники выполняют упражнение "Три цвета личности".
Задача: помочь участникам увидеть себя как некоторое "единство
непохожих", каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою
индивидуальность.
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета.
Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый - "как
все" в данной группе; желтый - "как некоторые из
присутствующих", розовый - "как никто больше". Каждому участнику
предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про
собственные свойства и черты. При этом на листочке "как все" должно
быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его
(как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке "как
некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля
жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы.
Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного
участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно
сильнее у него выражены.
После заполнения листочков психолог просит участников взять в руки тот, на
котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех,
кто находится в данной группе (записать на доске чаще всего встречающиеся).
Таким же способом тренер просит обсудить содержание листочков "как
некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в том,
что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и
что эти свойства присущи не всем - с другой. С листочками «как никто больше»
работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает
качество, которое он считает неповторимым в данной группе.
Вопросы для обсуждения:
Какое качество личности было
найти у себя труднее всего и почему?
Как вы думаете, что дают педагогам
такие групповые формы работы?
Ведущий: "Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг на
друга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть
индивидуальными и неповторимыми. Так и наши ученики обладают похожими качествами,
которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже не знаем, не
замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от нас, взрослых".
Участники переходят к выполнению упражнения "Дерево".
Задача: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных
взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.
Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое диагностирует место
каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности. Для
этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А-4 по числу участников
группы. Педагогам предлагается подумать и обсудить, как можно из отдельных
листов создать общее дерево группы (каждый лист нумеруется по количеству
участников). Затем всем членам группы дается время на обсуждение - какое дерево
группа будет рисовать - и предлагается выбор того участка дерева, которое
каждый участник будет рисовать отдельно от остальных. Педагоги разбирают свои
листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом. Когда рисунок
готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево.
Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную работу.
Вопросы для обсуждения (в кругу):
Были споры или конфликты, когда
вы выбирали себе место на общем рисунке?
Можно ли сказать, что «групповое
дерево» получилось?
Что необходимо было для
сотрудничества?
Вы довольны общим результатом?
Ведущий: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг
друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и
умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества педагоги могут
проявлять в общении со своими учениками и коллегами, чтобы было больше
взаимопонимания и толерантности".
III этап. Заключительная часть
Ведущий: "Итак, мы сегодня действовали рука об руку, стремясь к
личностному и профессиональному росту. Никакие современные технологии не могут
заменить человеческого общения. Искусству душевного контакта нельзя научить по
учебнику или свести его к какой-то сумме знаний и правил. Его важнейшая
предпосылка - чуткость и душевная открытость самого педагога, его готовность
понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как
другого. Мы сегодня знакомились с собой и другими, узнавали свои интересы и
ценности, увидели, как некоторое «единство непохожих" помогает каждому
обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность,
попробовали прогнозировать общую групповую работу, прислушиваясь друг к другу.
А теперь я предлагаю вам заключительное упражнение "Спасибо, я сегодня
научилась у вас..."»
Задача: активизация эмпатии и рефлексии педагога.
Участники передают по кругу мячик со словами: "Спасибо, я сегодня
научилась у вас..." (называется профессиональное или личное качество
данного человека, которое проявилось на занятии и обладает ценностью,
привлекательностью для говорящего).
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства, эмоции вы испытали
в сегодняшней групповой работе?
Какие новые качества личности вы
открыли у участников группы и у себя на сегодняшнем занятии?
Ведущий: "Спасибо за
плодотворную работу, творческую и доброжелательную обстановку. Я надеюсь, что
вы возьмете в свою профессиональную копилку предложенные упражнения и сможете
посмотреть на некоторые проблемные ситуации в общении с учениками с другой
стороны. Заполните, пожалуйста, таблицу, описав свое состояние или настроение,
возникшее в процессе групповой работы".
Настроение в начале занятия
|
Настроение в конце занятия
|
Недостатки занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|