Пятница, 29.03.2024, 04:46

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Классика

Лекарства от эмоционального выгорания педагога – загадки и детское чтение


       Наталья Владимировна Иванова

кандидат технических наук, автор художественных и методических книг для детей,

лауреат международных литературных конкурсов

   «Эмоциональное выгорание педагога» – серьёзная проблема. Педагоги устают не столько от проблем, сколько от их однообразия. Поэтому в постоянном поиске новых методов, подходов, сюжетов для занятий с детьми всегда незаменимы… ЗАГАДКИ!

Можно устроить практически в любой момент игру в Загадки-отгадки, с небольшим «призовым фондом». Конфетка, открытка, карандашик – любая мелочь – может стимулировать ребёнка участвовать в игре и отгадать загадку.

Воспитатель или педагог может попросить ребят нарисовать или слепить отгадку, сделать аппликацию.

Отгадку дети, слышавшие загадку, могут показать и жестами, мимикой, сначала без слов. Потом другие дети, которые загадку не слышали, отгадывают то, что показали первые.

И, наконец, наиболее творческих ребят можно попросить самим придумать загадку. Не обязательно в рифму, но объяснить детям, что загадка не должна быть длинной и слишком лёгкой. Придумывание загадок стимулирует фантазию и способствует развитию литературных способностей детей, эмоциональному заражению взрослого и ребенка друг от друга радостью  открытий и совместного творчества.

Приведу примеры такого сотворчества.

ИГРУШКИ ДЛЯ МАЛЬЧИКА

1.

Стучат колеса – ту-ту-ту! –

Игрушка мчится под тахту!

Ведь комната – огромный мир

От шкафа до дивана.

Здесь у одной стены – Памир,

А у другой – Балканы.

(Железная дорога с поездом)

2.

Я во двор его беру,

Погонять с друзьями.

Начинаем мы игру,

Бьём его ногами.

Иногда и головой

Пробиваем угловой.

(Футбольный мяч)

3.

Я вчера пугал бабулю,

Та вздыхала: «Ох!» и «Ах!»

Заряжал я в дуло пули,

А потом стрелял: «Пих-пах!»

«Ничего себе игрушка!» –

Удивляется старушка

(Игрушечный пистолет с пульками)

4.

Мы вчера с братишкой Валей

Собирали из деталей

Трактор, пушку, пароход,

Мотоцикл и самолёт.

Я и мой довольный брат

Собирали всё подряд.

(Конструктор)

5.

Сам я из второго класса,

Но сегодня я моряк.

Есть игрушка из пластмассы,

У неё на мачте флаг.

Мы по лужам-океанам

Поплывём к далеким странам.

(Игрушечный кораблик)

      Сочиняя вместе с детьми такие загадки, загадывая или отгадывая их, педагог погружается в атмосферу своего детства, эмоционально переносится туда. Поэтому нельзя обойти стороной игрушки, в которые он играл – игрушки для девочек. Ведь не секрет, что большинство педагогов дошкольных образовательных организаций – женщины.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕВОЧКИ

1.

Всколыхнулись дружно чёлки –

Это прыгают девчонки.

Внучки прыгают и дочки,

Через длинные «шнурочки».

Очень любят все подружки

Те прыгучие игрушки!

(Скакалки)

2.

Он хороший, он из плюша,

Самый милый из игрушек!

Нажимаешь на живот –

Он немножечко ревёт.

А его таёжный брат

Мёду и малине рад!

(Плюшевый мишка)

3.

Посмотрите-ка, подружки,

Есть колёса у игрушки.

Куколку в неё сажаю

И по комнате катаю.

Буду мамой понарошку,

Буду я баюкать крошку.

(Игрушечная коляска)

4.

Вот прабабушка-игрушка,

Хоть она и не старушка.

Просто у неё внутри

Есть ещё похожих три.

Каждую мы открываем

И другую вынимаем!

(Матрёшка)

5.

У меня есть чашки, ложки,

Семь тарелок, поварёшки.

Ножик тоже очень нужен.

Кукол я зову на ужин.

Все они рядком сидят.

Из чего они едят?

(Игрушечная посуда)

           Такие загадки могут быть использованы как повод для сочинения сказок про игрушки. Для педагогов этот момент можно использовать в качестве приема профилактики эмоционального выгорания. Ведь часто наша детская привязанность к ним  определяется особенностями формирования нашего характера и взаимоотношений с окружающими. По этому поводу есть даже специальные исследования. Так, психологи считают, что детские игры и игрушки могут многое рассказать даже о характере взрослого человека[1]:

Любовь к играм с мячом говорит о том, что перед нами – человек действия. Он не склонен к долгим и мучительным размышлениям, действует быстро и решительно – его трудно удержать. Между тем, для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни. Зато ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как и он.

Куклы свидетельствуют о том, что человеку невероятно интересно общение с другими людьми, мир социальных отношений. Вместе с тем, для него характерна погруженность в выбранную роль и игру – он не всегда сам понимает, чего хочет и каким на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.

Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания. Он очень эмоционален и впечатлителен, зависим от отношения к нему окружающих людей. Поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками – мишками, собачками и зайчиками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих. Может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих – если чувствует себя обделенным вниманием и любовью.

Краски интересуют душевных людей. Они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям. Чрезвычайно восприимчивы к отношениям с другими людьми. Однако реакция на них может быть разной, в зависимости от того, насколько они позволяют реализовать творческий потенциал такого человека. Так, для них может быть свойственна и агрессия, и депрессия. Поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.

Интерес к занятию с пластилином и играм с ним свидетельствует о том, что человек склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности. Окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут этого от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему. Между тем, его может тяготить такой груз ответственности. Такому человеку иногда самому тяжело провести грань между вымыслом и действительностью.

Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе и не в восторге от неожиданностей, которые дарит жизнь, предпочитая привычный ход событий. Вместе с тем, такие люди, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, проявляют упорство и целеустремленность, даже упрямство. И достигают задуманного.

Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится намечать стратегические цели и решать тактические задачи, осуществлять маневры. Поэтому они предварительно планируют свои действия, легко адаптируясь под изменяющуюся информацию. Любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит к увлечение шашками, шахматами и компьютерными играми.

Книги любят мечтатели. Для них характерен любознательность и пытливый ум, склонность к путешествиям. Вместе с тем, увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.

Однако взрослые «вырастают» из своих игр и игрушек и забывают, что они тоже – «родом из детства», что игра – это не только способ времяпровождения, но и способ построения себя и мира. Вспомнить это помогает сочинение вместе с ребенком историй про игрушки и разыгрывание их вместе с детьми. А ещё во все времена не «выгореть», не уставать и не опускать руки взрослым и детям помогали … хорошие книжки! И чтение! Этот вид терапии называется библиотерапией. Он помогает не только взрослым, но и детям.

Читающие дети[2]

Станислав Гриченко, Арзамас

 

Взлетает шарик синий – резвится Винни Пух.

Сегодня вместе с папой читаем книжку вслух.

И ярче солнце светит, и мама здесь моя.

Читающие дети – счастливая семья!

 

Забыли про компьютер, заброшена игра.

Мы не уснём сегодня до самого утра:

Зовёт далёкий космос и моря глубина.

Читающие дети – богатая страна!

 

Уютный вечер с книгой, на лампе абажур.

Не подведут ребята и командир Тимур –

Нужна кому-то помощь, и опоздать нельзя.

Читающие дети – надёжные друзья!

 

Долой все огорченья, нам с книгой по пути
Мы любим приключенья, что ждёт нас впереди?

Страница за страницей,  читаем ты и я.

Читающие дети – цветущая Земля!

 

         Врачи-педиатры, а вслед за ними и  детские писатели из Международного Творческого Объединения детских авторов утверждают, что чтение книг каждый день так же нужно малышу, как манная каша, купание или прогулка. Что книга просто необходима ребёнку физиологически и полезна для здоровья. Что без чтения, сначала вслух, в раннем детстве, в кругу семьи,  а позже и самостоятельно, ребёнок не вырастет счастливым, умным и успешным.

Бумажный кораблик по имени «Книга»

Андрей Сметанин,

Автор программы «Читающие дети – цветущая страна!»

Минск

 

Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командор
Экспедиции-чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения.

Так что, дорогие воспитатели, рецепт от детских авторов очень простой: читайте больше детям вслух - и «выгорание» от однообразия совместной деятельности и проблем непонимания и эмоционального непринятия  воспитанниками вам не грозит! Потому что хороших книг много, и скучать будет элементарно некогда! Будет только время удивляться и радоваться, обнимая любимую книжку вместе с ребенком.

Обниму книжку!

Наталья Иванова, Москва

Не листает Димка Книжку,

У него с недавних пор.

Есть компьютерная мышка,

Интернет и монитор.

 

«Знаешь, сын, я помню детство –

Как в тиши библиотек

С Винни-Пухом по соседству

Жил железный Дровосек.

На живом листе бумаги –

Только книжицу открой –

Полон мужества, отваги,

Появлялся мой герой.

Изготовлен из берёзы

Беззащитный книжный лист.

Он когда-то видел росы,

Слышал в роще птичий свист.

 

Как девчонке и мальчишке

Жить без сказок и чудес?

И ребятам дарит Книжки

Белоствольный щедрый лес…»

 

Димка, сын иного века,

Вдруг решительно сказал:

«Я пойду в библиотеку,

Там уютный тёплый зал!

Книжки встретят, как сестрички!

Я потёртую возьму,

Ей подклею все странички,

И покрепче обниму!!!»

       Такие стихотворения сочинять педагогу, влюбленному в свою профессию и детей – одно  удовольствие! Приглашаем к сотворчеству читателей журнала - приходите в гости на официальный сайт Международного Творческого Объединения детских авторов «Дети&Книги» http://www.deti-knigi.com/. Будем делиться своими радостями и печалями, вместе сочинять стихи – это и будет нашим общим вкладом в профилактику эмоционального выгорания педагогов России.

 



[1] Из кн. «Что вы знаете о  не знаете о себе и других. Психологические наблюдения и тесты / Сост. С.С.Степанов. – Дубна: Феникс, 1996.

[2] Гимн Международного Творческого Объединения детских авторов

Категория: Классика | Добавил: 461119 (20.10.2013)
Просмотров: 1305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: