Аттестация руководителя ДОУ, как
известно, проводится в целях определения уровня его профессиональной
компетентности, стимулирования профессионализма, развития творческой инициативы
и продуктивности труда. Данную процедуру можно считать периодической
комплексной проверкой уровня компетентности, деловых, личностных качеств
аттестуемых управленцев. Интервью с заместителем начальника ГОУ Городская
служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических
кадров и учащихся Департамента образования г. Москвы В.П. Шутовым.
Владимир Павлович, на какие
основные моменты в ходе аттестации руководителей ДОУ Вы обращали внимание в
прошедшем году?
В.П. Шутов: Аттестация
руководителя ДОУ, как известно, проводится в целях определения уровня его
профессиональной компетентности, стимулирования профессионализма, развития
творческой инициативы и продуктивности труда. Данную процедуру можно считать
периодической комплексной проверкой уровня компетентности, деловых, личностных
качеств аттестуемых управленцев.
В 2008/09 уч. г. мы особое
внимание обращали на уровень образования руководителей ДОУ. Кадровое
обеспечение учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях является
приоритетной задачей. В настоящее время руководителей, имеющих высшее профессиональное
образование, стало больше, примерно на 40%.
Появление в учреждении
профессионального педагога положительно влияет на работу ДОУ. При этом нельзя
пренебрегать опытом руководителей, которые не имеют специального высшего
образования, но достойно выполняют свои обязанности. Вопросы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов, не имеющих
высшего профессионального образования, – задача номер один. На базе наших
городских площадок – например, в Московском институте открытого образования –
проводится большая работа по переподготовке и повышению образования кадров.
Возникает необходимость серьезной
работы по подбору и обучению будущих руководителей. Отмечу, что в идеале
аттестация руководителя ДОУ должна проходить до вступления в должность и на
конкурсной основе.
Соответствует ли существующая
система аттестации педагогических и руководящих работников ДОУ требованиям –
доступность, качество и эффективность, – которые предъявляются к образованию в
условиях его модернизации?
В.П. Шутов: Далеко не во всем.
Необходимо добиться того, чтобы аттестация реально стимулировала педагогов к
освоению продуктивных образовательных технологий, способствовала формированию
соответствующих компетенций у руководителей образовательных учреждений. Качество
образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда, должно
стать одним из важнейших показателей профессионализма и квалификации
педагогического работника. Как это сделать? Мы говорим о создании региональной
модели аттестации.
Необходимость создания
региональной модели аттестации обусловлена двумя причинами. Вопервых,
передачей финансирования расходов, в т. ч. заработной платы, на региональный
уровень. Вовторых, введением новой отраслевой системы оплаты труда, где
разница в оплате труда работников рядом стоящих квалификационных категорий
будет более значительной.
Аттестация должна обеспечивать
баланс интересов различных субъектов как внутри образования, так и в широком
социальном пространстве, но действующая модель аттестации и практика ее
реализации не удовлетворяют интересы и потребности общества, государства, рынка
труда, участников образовательного процесса. Аттестация призвана приводить к
объективной оценке процесса и результатов образовательной и управленческой
деятельности работников и их реальной дифференциации в оплате труда на этой
основе, а также выступать для оцениваемых работников как сервис, услуга, в
получении которой они жизненно заинтересованы. К сожалению, нередко педагоги
рассматривают аттестацию как процедуру, унижающую их достоинство, ведущую к
стрессам и перегрузке. Аттестация должна обеспечивать большую открытость
образования и рост влияния профессиональных объединений и общественности,
работать на получение общего системного эффекта модернизации образования, развиваться
в комплексе с проводимыми изменениями. Действующая же модель аттестации, на наш
взгляд, мало связана с приоритетами развития образования.
Что Вы предлагаете в качестве
исходных стартовых установок для разработки региональной модели аттестации педагогических
и руководящих кадров?
В.П. Шутов: Во-первых, под
моделью аттестации следует понимать конкретный эффективный подход к комплексной
оценке кадров, базовый вариант аттестации. Речь идет не об идеальной, а о
действующей модели, опирающейся на определенные концептуальные обоснования. Ее
важнейшей, но не исчерпывающей особенностью является взаимосвязь уровня
квалификации, качества образования и оплаты труда педагогических и руководящих
работников.
Во-вторых, разработка
региональной модели аттестации педагогических и руководящих кадров не должна
вести к нарушению принципа единства образовательного пространства страны и
несовместимости подходов к данной процедуре в разных субъектах РФ.
В-третьих, действующая модель
аттестации и регламентирующая ее нормативная и правовая база не отвергаются, а
рассматриваются в комплексе с другими приоритетными линиями модернизации
образования.
В-четвертых, при разработке
модели необходимо обеспечить баланс между инвариантностью и вариативностью
порядка и методов аттестации.
Какие вопросы специалисты ГСЛиА
рассматривают в настоящее время?
В.П. Шутов: В настоящее время мы
работаем над внедрением в практику принятого в конце минувшего года Типового
положения о дошкольном учреждении, реализующего программы для дошкольного
образования.
Стоит упомянуть и о том, что на
уровне правительства Москвы проделана огромная работа по организации семейных
детских садов. Принято соответствующее распоряжение, подписанное мэром Москвы
Юрием Лужковым. Так решается проблема катастрофической нехватки мест в детских
садах столицы, с одной стороны, и вопрос трудоустройства многодетных мам – с
другой стороны. В настоящее время и Департаментом образования Москвы, и ГСЛиА
прорабатываются вопросы лицензирования этих новых структурных подразделений.
Требуются уточнения по поводу получения заключений санитарноэпидемиологического,
государственного пожарного надзора, оформления имущественных отношений: ведь
семейный детский сад может быть организован на базе квартиры, отнесенной в
собственность или находящейся на условиях договора социального найма, и т. д. В
ближайшее время выйдут методические рекомендации.
Многое сделано городом по
введению в строй новых дошкольных учреждений, реконструкции старых учреждений
и их модернизации. В тесном сотрудничестве с Департаментом образования Москвы
мы постоянно прорабатываем эффективные механизмы лицензирования дополнительных
площадей, чтобы в кратчайшие сроки ДОУ могли принять новых воспитанников.
Подготовила Л.В. Проноза |