Четверг, 18.04.2024, 15:09

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Классика

Подходы к аттестации кадров ДОО


Аттестация руководителя ДОУ, как известно, проводится в целях определения уровня его профессиональной компетентности, стимулирования профессионализма, развития творческой инициативы и продуктивности труда. Данную процедуру можно считать периодической комплексной проверкой уровня компетентности, деловых, личностных качеств аттестуемых управленцев. Интервью с заместителем начальника ГОУ Городская служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования г. Москвы В.П. Шутовым.

Владимир Павлович, на какие основные моменты в ходе аттестации руководителей ДОУ Вы обращали внимание в прошедшем году?

В.П. Шутов: Аттестация руководителя ДОУ, как известно, проводится в целях определения уровня его профессиональной компетентности, стимулирования профессионализма, развития творческой инициативы и продуктивности труда. Данную процедуру можно считать периодической комплексной проверкой уровня компетентности, деловых, личностных качеств аттестуемых управленцев.

В 2008/09 уч. г. мы особое внимание обращали на уровень образования руководителей ДОУ. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях является приоритетной задачей. В настоящее время руководителей, имеющих высшее профессиональное образование, стало больше, примерно на 40%.

Появление в учреждении профессионального педагога положительно влияет на работу ДОУ. При этом нельзя пренебрегать опытом руководителей, которые не имеют специального высшего образования, но достойно выполняют свои обязанности. Вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов, не имеющих высшего профессионального образования, – задача номер один. На базе наших городских площадок – например, в Московском институте открытого образования – проводится большая работа по переподготовке и повышению образования кадров.

Возникает необходимость серьезной работы по подбору и обучению будущих руководителей. Отмечу, что в идеале аттестация руководителя ДОУ должна проходить до вступления в должность и на конкурсной основе.

Соответствует ли существующая система аттестации педагогических и руководящих работников ДОУ требованиям – доступность, качество и эффективность, – которые предъявляются к образованию в условиях его модернизации?

В.П. Шутов: Далеко не во всем. Необходимо добиться того, чтобы аттестация реально стимулировала педагогов к освоению продуктивных образовательных технологий, способствовала формированию соответствующих компетенций у руководителей образовательных учреждений. Качество образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда, должно стать одним из важнейших показателей профессионализма и квалификации педагогического работника. Как это сделать? Мы говорим о создании региональной модели аттестации.

Необходимость создания региональной модели аттестации обусловлена двумя причинами. Во­первых, передачей финансирования расходов, в т. ч. заработной платы, на региональный уровень. Во­вторых, введением новой отраслевой системы оплаты труда, где разница в оплате труда работников рядом стоящих квалификационных категорий будет более значительной.

Аттестация должна обеспечивать баланс интересов различных субъектов как внутри образования, так и в широком социальном пространстве, но действующая модель аттестации и практика ее реализации не удовлетворяют интересы и потребности общества, государства, рынка труда, участников образовательного процесса. Аттестация призвана приводить к объективной оценке процесса и результатов образовательной и управленческой деятельности работников и их реальной дифференциации в оплате труда на этой основе, а также выступать для оцениваемых работников как сервис, услуга, в получении которой они жизненно заинтересованы. К сожалению, нередко педагоги рассматривают аттестацию как процедуру, унижающую их достоинство, ведущую к стрессам и перегрузке. Аттестация должна обеспечивать большую открытость образования и рост влияния профессиональных объединений и общественности, работать на получение общего системного эффекта модернизации образования, развиваться в комплексе с проводимыми изменениями. Действующая же модель аттестации, на наш взгляд, мало связана с приоритетами развития образования.

Что Вы предлагаете в качестве исходных стартовых установок для разработки региональной модели аттестации педагогических и руководящих кадров?

В.П. Шутов: Во­-первых, под моделью аттестации следует понимать конкретный эффективный подход к комплексной оценке кадров, базовый вариант аттестации. Речь идет не об идеальной, а о действующей модели, опирающейся на определенные концептуальные обоснования. Ее важнейшей, но не исчерпывающей особенностью является взаимосвязь уровня квалификации, качества образования и оплаты труда педагогических и руководящих работников.

Во-­вторых, разработка региональной модели аттестации педагогических и руководящих кадров не должна вести к нарушению принципа единства образовательного пространства страны и несовместимости подходов к данной процедуре в разных субъектах РФ.

В-третьих, действующая модель аттестации и регламентирующая ее нормативная и правовая база не отвергаются, а рассматриваются в комплексе с другими приоритетными линиями модернизации образования.

В-четвертых, при разработке модели необходимо обеспечить баланс между инвариантностью и вариативностью порядка и методов аттестации.

Какие вопросы специалисты ГСЛиА рассматривают в настоящее время?

В.П. Шутов: В настоящее время мы работаем над внедрением в практику принятого в конце минувшего года Типового положения о дошкольном учреждении, реализующего программы для дошкольного образования.

Стоит упомянуть и о том, что на уровне правительства Москвы проделана огромная работа по организации семейных детских садов. Принято соответствующее распоряжение, подписанное мэром Москвы Юрием Лужковым. Так решается проблема катастрофической нехватки мест в детских садах столицы, с одной стороны, и вопрос трудоустройства многодетных мам – с другой стороны. В настоящее время и Департаментом образования Москвы, и ГСЛиА прорабатываются вопросы лицензирования этих новых структурных подразделений. Требуются уточнения по поводу получения заключений санитарно­эпидемиологического, государственного пожарного надзора, оформления имущественных отношений: ведь семейный детский сад может быть организован на базе квартиры, отнесенной в собственность или находящейся на условиях договора социального найма, и т. д. В ближайшее время выйдут методические рекомендации.

Многое сделано городом по введению в строй новых дошкольных учреж­дений, реконструкции старых учреждений и их модернизации. В тесном сотрудничестве с Департаментом образования Москвы мы постоянно прорабатываем эффективные механизмы лицензирования дополнительных площадей, чтобы в кратчайшие сроки ДОУ могли принять новых воспитанников.

Подготовила Л.В. Проноза

Категория: Классика | Добавил: 461119 (19.05.2013)
Просмотров: 1299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: