Четверг, 25.04.2024, 04:34

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие физических способностей

Использование игр и игровых упражнений для развития мелкой и общей моторики

Использование игр и игровых упражнений

для развития мелкой и общей моторики

Студентка МОСУ,

Новик Е.А.

В.М. Бехтерев  пришел  к выводу о существовании  тесной связи  движений  руки  и речи, отмечая, что развитие движений руки способствует развитию речи. Дальнейшие исследования М.М. Кольцовой подтвердили эти данные. При нормальном  развитии  ребёнок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Иными словами, уровень развития моторной стороны речи детей находится в определённой  зависимости от степени  сформированности тонких движений пальцев рук. Указанная связь особенно ярко проявляется  при тяжёлых нарушениях речи в дошкольном возрасте.

С другой стороны, уровень развития мелкой и общей моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Учителями отмечено, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыками овладения письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти  и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Обобщая наш опыт работы в детском саду № 2022, мы предлагаем воспитателям  и родителям  следующие рекомендации.

Во – первых, начинать работу по развитию общей и мелкой моторики с самого раннего возраста.   Например, малыш с удовольствием покажет взрослому, как он в «волшебном лесу», аккуратно, не замочив ног, перешагивает через ручеек, перепрыгивает лужу, обходит сначала одно дерево, затем другое, переходит по широкому и по «очень узенькому мостику» через «речку».

Если ввести соревнование – будет совсем весело! «Кто быстрее соберет?» (на полу разбросаны шишки, листочки, кубики, грибочки и т.д.). По команде дети начинают собирать. Задание можно усложнить: например, взрослый просит собрать одного цвета и формы.

Физические упражнения, подвижные игры снимают мышечное напряжение, скованность, делают детей ловкими и контактными, активными и общительными. Многие игры развивают внимание, сообразительность и память.

Во – вторых, в процессе развития мелкой моторики у ребенка необходимо развивать элементарные навыки самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков.

Для тренировки нужных движений пальцев рук подойдут пирамидки, рассыпные спички, которые надо собрать, нанизывание бусинок или пуговиц, мозаика и игры с пальчиками без слов и в речевом сопровождении:

«Погладим котенка» - плавные движения (3-5раз) одной, затем другой рукой.

«Веселые маляры» - одновременные движения кистей рук сверху вниз, а затем влево – вправо.

«Курочка пьет воду» - локти на столе, пальчики сложены в виде клюва, постукивание ими по столу.

«Качаем лодочку» - движения кистей рук в горизонтальном направлении.

«Веселая музыка» - имитируется игра на музыкальных инструментах.

Полезны задания на удержание позы кисти и пальцев:

«Оса» - вытянуть указательный палец одной или обеих рук и вращать ими.

«Кольцо» - большой и указательный пальцы сомкнуты, остальные зажаты в кулачок.

«Деревья» - руки подняты, пальцы широко расставлены.

«Бочонок» - ручки в кулачки, а сверху отверстия.

«Крыша» - соединить под углом пальцы рук (домик).

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца поочередно касается всех остальных пальцев.

Затем усвоенные движения используются при привитии навыков самообслуживания у детей. Например, чередование упражнения «кольцо» и «пальчики здороваются» при завязывании шнурков и т.д. Дети будут горды собой, если им сказать, что они волшебники:  что застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками «могут не все взрослые». Для этого «нужно чаще играть» с конструкторами, мозаикой, кубиками. Рисование в воздухе, игра с пеком, водой, поролоновыми шариками и губкой хорошо развивает ручную умелость. Прекрасное развитие мелкой и ручной моторики принесет рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем, губкой, пальчиками), а так же лепка из пластилина, соленого теста и глины.

В - третьих, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки – важная часть подготовки к школе.

Важной частью этой работы являются «пальчиковые игры». Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Например, можно предложить детям следующее  упражнение.

Цель: Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятие со взрослым.

(Взрослый помогает ребенку загибать и разгибать пальчики, если ребенок не справляется сам).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,                             каждый пальчик по очереди загибается,

Этот пальчик – мама,                            а на последнюю фразу: зажать  кулачок, а

Этот пальчик – я,                                               большой пальчик открыт.

Вот и вся моя семья!

На этом этапе особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток и картинок – увлекательное занятие для будущего школьника. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются в занимательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно – двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств необходимых для письма.

Особую роль в подготовке к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятию рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Хороший результат приносят задания на дорисовывание по пунктирным, зигзагообразным линиям («дорисуй капельки дождя», «нарисуй фигурку по точкам по образцу»), затем – «вышивка» по картону по нанесенным точкам. Затем воспитатель организует небольшие подгруппы детей, и на занятиях знакомит детей с швейными принадлежностями, уточняя их назначение, знакомятся с образцами вышивок.

Хорошо, когда родители тесно общаются с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах деятельности, а также получат совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией, вышивкой и др. Они же могут включиться в конкурс по разработке новых интересных игр для детей и соревнования между семьями воспитанников ДОУ. Это значительно повысит эффективность всей работы по развитию мелкой моторики у детей и положительно повлияет на создание положительной атмосферы взаимодействия взрослого и ребенка.

Категория: Развитие физических способностей | Добавил: 461119 (10.07.2014)
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: