Использование игр и игровых упражнений
для развития мелкой и общей моторики
Студентка МОСУ,
Новик Е.А.
В.М. Бехтерев пришел к выводу о существовании тесной связи движений руки и речи, отмечая, что развитие движений руки способствует развитию речи. Дальнейшие исследования М.М. Кольцовой подтвердили эти данные. При нормальном развитии ребёнок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Иными словами, уровень развития моторной стороны речи детей находится в определённой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Указанная связь особенно ярко проявляется при тяжёлых нарушениях речи в дошкольном возрасте.
С другой стороны, уровень развития мелкой и общей моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Учителями отмечено, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыками овладения письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Обобщая наш опыт работы в детском саду № 2022, мы предлагаем воспитателям и родителям следующие рекомендации.
Во – первых, начинать работу по развитию общей и мелкой моторики с самого раннего возраста. Например, малыш с удовольствием покажет взрослому, как он в «волшебном лесу», аккуратно, не замочив ног, перешагивает через ручеек, перепрыгивает лужу, обходит сначала одно дерево, затем другое, переходит по широкому и по «очень узенькому мостику» через «речку».
Если ввести соревнование – будет совсем весело! «Кто быстрее соберет?» (на полу разбросаны шишки, листочки, кубики, грибочки и т.д.). По команде дети начинают собирать. Задание можно усложнить: например, взрослый просит собрать одного цвета и формы.
Физические упражнения, подвижные игры снимают мышечное напряжение, скованность, делают детей ловкими и контактными, активными и общительными. Многие игры развивают внимание, сообразительность и память.
Во – вторых, в процессе развития мелкой моторики у ребенка необходимо развивать элементарные навыки самообслуживания: застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков.
Для тренировки нужных движений пальцев рук подойдут пирамидки, рассыпные спички, которые надо собрать, нанизывание бусинок или пуговиц, мозаика и игры с пальчиками без слов и в речевом сопровождении:
«Погладим котенка» - плавные движения (3-5раз) одной, затем другой рукой.
«Веселые маляры» - одновременные движения кистей рук сверху вниз, а затем влево – вправо.
«Курочка пьет воду» - локти на столе, пальчики сложены в виде клюва, постукивание ими по столу.
«Качаем лодочку» - движения кистей рук в горизонтальном направлении.
«Веселая музыка» - имитируется игра на музыкальных инструментах.
Полезны задания на удержание позы кисти и пальцев:
«Оса» - вытянуть указательный палец одной или обеих рук и вращать ими.
«Кольцо» - большой и указательный пальцы сомкнуты, остальные зажаты в кулачок.
«Деревья» - руки подняты, пальцы широко расставлены.
«Бочонок» - ручки в кулачки, а сверху отверстия.
«Крыша» - соединить под углом пальцы рук (домик).
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца поочередно касается всех остальных пальцев.
Затем усвоенные движения используются при привитии навыков самообслуживания у детей. Например, чередование упражнения «кольцо» и «пальчики здороваются» при завязывании шнурков и т.д. Дети будут горды собой, если им сказать, что они волшебники: что застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками «могут не все взрослые». Для этого «нужно чаще играть» с конструкторами, мозаикой, кубиками. Рисование в воздухе, игра с пеком, водой, поролоновыми шариками и губкой хорошо развивает ручную умелость. Прекрасное развитие мелкой и ручной моторики принесет рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем, губкой, пальчиками), а так же лепка из пластилина, соленого теста и глины.
В - третьих, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки – важная часть подготовки к школе.
Важной частью этой работы являются «пальчиковые игры». Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Например, можно предложить детям следующее упражнение.
Цель: Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятие со взрослым.
(Взрослый помогает ребенку загибать и разгибать пальчики, если ребенок не справляется сам).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа, каждый пальчик по очереди загибается,
Этот пальчик – мама, а на последнюю фразу: зажать кулачок, а
Этот пальчик – я, большой пальчик открыт.
Вот и вся моя семья!
На этом этапе особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток и картинок – увлекательное занятие для будущего школьника. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются в занимательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно – двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств необходимых для письма.
Особую роль в подготовке к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятию рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Хороший результат приносят задания на дорисовывание по пунктирным, зигзагообразным линиям («дорисуй капельки дождя», «нарисуй фигурку по точкам по образцу»), затем – «вышивка» по картону по нанесенным точкам. Затем воспитатель организует небольшие подгруппы детей, и на занятиях знакомит детей с швейными принадлежностями, уточняя их назначение, знакомятся с образцами вышивок.
Хорошо, когда родители тесно общаются с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах деятельности, а также получат совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией, вышивкой и др. Они же могут включиться в конкурс по разработке новых интересных игр для детей и соревнования между семьями воспитанников ДОУ. Это значительно повысит эффективность всей работы по развитию мелкой моторики у детей и положительно повлияет на создание положительной атмосферы взаимодействия взрослого и ребенка. |