"Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать "
Калинина Оксана Николаевна, кандидат педагогических наук, автор дополнительной парциальной программы по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста (1,5-6(7) лет) «Прекрасный мир танца», а также практического пособия по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста «Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать» (Часть I, II).
руководитель кружка по хореографии
Коммунальное учреждение «Дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) № 323 комбинированного типа Харьковского городского совета».
На сегодняшний день методики раннего развития детей набирают все большую популярность, поэтому родители и педагоги стремятся всесторонне развивать ребенка прямо с самого рождения, и в этом есть рациональное зерно – ведь успешное будущее закладывается в первые шесть лет жизни.
Основная цель обучения детей дошкольного возраста хореографическому искусству является формирование и раскрытие творческих, умственных способностей каждого ребенка, создание благоприятных условий для роста его личностного потенциала.
Музыка – это неотделимая часть в хореографии, она является душой танца. Музыкальное сопровождение развивает не только музыкальный слух, но и воспитывает в ребенке организованность. Ведь основа музыки – это ритм, а в основе всех жизненных процессов также лежит ритм. Благодаря этому дети учатся передавать различные образы, помогающие развитию артистических способностей. В свою очередь, артистические способности помогают в преодолении скованности и стеснительности в поведении. Танцевальное искусство способствует развитию у детей гибкости тела, красивой осанки, т. к. грациозная походка придает уверенности в себе. Закладываются лидерские качества, которые помогут успешно развиваться ребенку в будущем.
В процессе обучения на занятиях хореографией у детей развивается координация движений, способствующая более быстрому развитию мыслительных процессов ребенка. Разучивание танцевальных комбинаций требует от ребенка осмысления, запоминания последовательности движений, внимания, собранности, умения точно выполнить поставленные требования в исполнении комбинаций, танцевальных композиций. Следовательно, занятия хореографией способствуют развитию памяти, выработки устойчивости произвольного внимания, совершенствованию творческой активности, целеустремленности.
Приобщение к хореографическому искусству побуждает и способствует моральному, эстетическому и физическому развитию детей.
Занятия хореографией помогают формированию у ребенка моральных и духовных качеств:
- чувства дружбы и уважение к детям по группе – воспитывается через парные и коллективные танцы;
- чувства уважения к учителям, родителям, зрителям – воспитывается через приветственный и прощальный поклон;
- чувства собственного достоинства, уважительного отношения мальчика к девочке – воспитывается через умение пригласить девочку на танец, при выходе из зала уважительно пропустить ее вперед;
- развития навыков культуры опрятности, аккуратности в одежде и прическе – воспитывается через хореографическую форму, хореографическую прическу;
- дисциплинированности и ответственности в поведении ко всем участникам учебного процесса.
Эстетическое воспитание через танец способствует развитию в ребенке:
- художественных и нравственных качеств, творческих способностей через развитие эмоционального и образного мышления, принося радость и удовольствие как исполнителю, так и зрителю;
- музыкального вкуса через танец с использованием классических, народных, популярных музыкальных произведений;
- эстетического вкуса, чувства ко всему прекрасному - через просмотры балета, спектакля, концерта;
- формирование через народный танец национальных традиций, самобытных народных ценностей.
Хореографическое искусство включает в себя задачи физического воспитания и способствует:
- укреплению здоровья детей, повышению их работоспособности (укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы; укрепление нервной системы, корректировка плоскостопия, косолапости);
- формированию двигательных умений и навыков детей в процессе исполнения определенных движений (координация движений: танцевальный
шаг, бег, прыжки и др.);
- развитию основных физических качеств детей (силы, гибкости и др.): объединяет физическое воспитание с моральным и эстетическим (воспитание упорства, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы, навыков культурного поведения, формирование организаторских навыков, понимание красивого строения тела человека и др.).
Занятия хореографией должны базироваться на принципах позитивного отношения детей к хореографическому искусству, которое вызывает радостное чувство успеха, движения вперед, развития творческих способностей, что предопределяет необходимость интересно, насыщенно строить занятия, умело и в непринужденной форме заинтересовывать детей. В. А. Сухомлинский неоднократно высказывал мысль о том, что каждый ребенок талантлив, и задание учителя в том, чтобы найти «изюминку» в каждом ребенке.
Очень важно выстроить доброжелательные отношения между взрослым и ребенком, а также создать атмосферу сотрудничества, в которой проявляется совместное творчество для общего дела (подготовка утренника, сказки, концерта, спектакля и т.д.), где мир чувств и переживаний ребенка и наставника - один, и в этом они полностью едины. Дети, растущие в атмосфере сотрудничества, умеют и любят думать, могут рассказать и показать родителям или другому ребенку то, чему они уже научились на занятиях хореографии. Они овладевают организаторскими и коммуникативными способностями, они способны к творческой танцевальной импровизации.
Важным аспектом в хореографической деятельности является педагогический такт, когда взрослый должен стать на место ребенка и разговаривать с ним, уважая его достоинство. Также важно, чтобы при анализе результатов исполнения учебного материала взрослый не сравнивал одного ребенка с другим.
Большой интерес у детей вызывают занятия, построенные на различных видах хореографии (классические, народные, историко-бытовые, современные, бальные элементы) с использованием разнообразных танцевальных движений, выстроенных в правильной последовательности с постепенным усложнением учебного материала, где каждое занятие проводится в сюжетно-игровой форме. Это дает возможность педагогам-хореографам творчески подходить к своей работе, разнообразно и интересно выстраивать свои занятия с детским коллективом.
Успешное усвоение материала дает детям хорошую базовую подготовку для реализации своего творческого потенциала в дальнейшем обучении в детских хореографических коллективах, школах искусств, балетных школах и студиях. Именно поэтому целесообразно как можно раньше начинать развивать хореографические способности детей.
В качестве примера реализации данной программы на практике предлагаю читателям журнала познакомиться со второй статьей - Хореографический номер «Зима» для детей старшего дошкольного возраста - в №8 за 2014 год.
|