Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка дошкольного возраста в ДОО на примере изобразительной деятельности
Пантелеева Наталья Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования
ГБОУ ВПО «Академия социального управления»
член-корреспондент МАНПО
Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад" №8 за 2015 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).
Главная цель дошкольного образования в современных условиях проявляется в социализации личности ребенка, умение строить отношения сотрудничества в разных видах детской деятельности со взрослыми и сверстниками, воспитание личностных качеств, развитие творческих способностей. В связи с переходом дошкольного образования на первый уровень общего образования, меняются приоритеты деятельности ДОО, формирование основ художественно – эстетической культуры личности становится главным преимуществом в развитии творческого потенциала дошкольника, активно осваивающего мир. Это требует обновленного подхода к образовательной среде ДОО через создание новой практики обучения, обеспечивающей формирование базисных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста: самостоятельности, активности, инициативности, творчества.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании педагогического процесса дошкольного образования с самого раннего детства и осуществляется разными средствами. Одним из средств является изобразительная деятельность - это духовно-практическое освоение мира, помогает ребенку овладеть приемами лепки, рисования и аппликации, благотворно влияет на общее развитие малыша: пробуждает эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, воспитывает чувство прекрасного, формирует трудолюбие, развивает психические процессы: мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности. Систематическое овладение необходимыми средствами и способами практической деятельности обеспечивает детям радость познания и творчества, их всестороннее развитие (эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое), позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей жизни. Реализация художественно – эстетического развития в дошкольных образовательных организациях - это система педагогической работы через новые и разнообразные формы деятельности с детьми, ориентированные на развитие личности ребенка через вовлечение в культурные практики (повседневные способы организации жизни и деятельности детей) на основе широкого включения занимательных игр и творческих заданий; организации творческих мероприятий. Эффективность обучения дошкольников отмечал А.В.Запорожец, зависит от того насколько педагог сумеет правильно использовать детскую деятельность и придать ей эмоционально - познавательный характер.
Компонентом системы педагогической работы является организация развивающей предметно-пространственной среды – это центры активности и творчества по изобразительной деятельности (на современном этапе уголка по изобразительной деятельности недостаточно), стимулирующие самостоятельность ребенка, обеспечивающее индивидуальное образование в ходе совместной деятельности на основе диалога со взрослыми и сверстниками, педагогическую поддержку. Центр изобразительного творчества в группах организуются, исходя из задач программы каждого возраста, по которой работает детский сад, для каждого возрастного периода свои художественные задачи обучения, соответственно и организация условий различна. Но мало организовать центры, необходима плодотворная совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей в этих центрах: разнообразные игры с изобразительными материалами – бумагой, карандашами, красками и др., чтобы ребенок мог свободно действовать с материалом и развивать движения руки в овладении выразительными средствами; рассматривание и игровые ситуации с созданными образами; эксперименты с материалами; пальчиковые игры и т.д. Правильная организация социокультурного пространства групповой комнаты создается, чтобы ребенок мог увлеченно заниматься любимым делом и обеспечивает становление самостоятельности, активности, уверенности в успехе путем общения в свободной форме. Главный акцент в ФГОС сделан именно на развитие воспитанников через игру, свободный диалог, общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, педагогами.
Педагогические условия развития творческой личности ребенка в изобразительной деятельности: сенсорная основа, психологическая основа (эмоционально - интеллектуальный опыт), исполнительство. Задача взрослых - организация интересной и содержательной работы во всем педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности), искать поводы для накопления опыта восприятия и общения, которые разнообразны: наблюдения, подкрепленные поэтическими текстами, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование (упражнения в анализе и синтезе), используя разные творческие задания: оживи предмет, найди разное, определи и др., раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление - высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т.д. В дошкольные годы особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего - восприятия, образного мышления, воображения, т.е. развитие чувственного опыта на основе интеграции. Разнообразные игровые задания организовывают образное познание окружающего, позволяют накапливать художественный опыт, развивают культуру чувств с точки зрения красоты. Например, задания (стенд занимательных заданий) на развитие внимания и наблюдательности: найди одинаковые предметы, найди отличия, чего не хватает; на развитие восприятия: кто больше увидит, найди ошибку; на развитие воображения: придумывание сказок, героями которых могут быть средства выразительности - пятна, линии и изобразительные материалы; на что похоже, чем может быть; дорисовать, превратить в другой образ; на развитие образного мышления: поиск общих признаков, что лишнее, объедини событие; игры на развитие ассоциаций – найди сходство, найди лишнее и др. Расширять возможности ребенка в деятельности, художественно-познавательный опыт через проживание различных ситуаций: что было бы…, представь. Сочетание разных видов детской деятельности способствует развитию художественного восприятия и связано с работой воображения, образного мышления, ассоциациями (творческие факторы). Развитие творчества в изобразительной деятельности предполагает обогащение чувственной сферы ребенка, формирование образной речи, используя упражнения для развития эмоционального словаря, т.к. художественное освоение мира происходит одновременно с речевым развитием, внимание выразительности речи детей, используя устное народное творчество (загадки, пословицы, сказки), литературные тексты, обогащая словарь эпитетами, сравнениями; например, как красочно и по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Дети приобретают эмоционально - эстетическую культуру, подбирая слова к объектам, описывают, придумывают, оценивают.
Для полноценного проведения НОД и отражения полученных впечатлений в деятельности необходимо овладеть умениями рисовать, лепить, вырезать (работа с ножницами вызывает большие трудности), это исполнительная сторона изобразительной деятельности и находится на низком уровне развития у детей, слабо развита моторика (пальцы, кисти рук) и создает немало препятствий, т.к. мало внимания уделяется действиям с изобразительными материалами и инструментами, выразительным возможностям материала - цвету, линии, форме и т.д. Развитая моторика – это показатель физического и психического здоровья ребенка, координации движений руки и глаза, самоконтроль за движением руки. Перед взрослыми стоит задача – научить приемам работы с разными материалами, освоение средств выразительности: обучение изображению формы предметов (предметное рисование); обучение композиции - пространственному расположению предметов (сюжетное рисование); обучение цветовым соотношениям (декоративное рисование). При постоянном внимании педагогов и родителей, повторении правил умелость руки развивается успешно и за короткое время, этому способствует игровое обучение: различные игры, система развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, овладение формообразующими движениями, разными видами мазков – примакивание, завиток, точка требуют и разного положение руки; отработка навыка легкости движений, без напряжения держать карандаш и кисть помогают рисуночные игры, развивая мелкую и крупную моторику руки. Дети учатся необходимым движениям с инструментом, контролировать действия при передаче изображения путем повторения упражнений в разных ситуациях. Рука должна быть послушной и уверенной, для этого нужно много упражняться, развивая руку и глаз, например: аккуратно закрашивать, не выходя за контур, штриховать в определенном направлении, используя разный нажим. Знакомство со способами изображения развивает творчество детей, используя игровые приемы, развивающие игры и упражнения, помогающие осваивать разные выразительные средства: графические и живописные упражнения, смешивание красок - заливка, растяжка, мазок с тенями в декоративном рисовании; игры с цветной бумагой, упражнения с бумажной пластикой – новый вид изобразительной деятельности в аппликации, совершенствуют моторику руки, развивает фантазию, требует точных движений, ловкости – приемы работы с бумажной пластикой схожи с лепкой (скатывание бумажных комочков, раскатывание между ладонями и др.). Совместная и самостоятельная деятельность детей по освоению выразительных средств изображения должна находить дальнейшее продолжение в режиме дня и дома, чтобы ребенок испытал радость творчества, например: оформить галерею творчества детей (культурная практика), когда они учились рисовать разные линии и штрихи «Веселые линии», пригласить на экскурсию детей других групп, устроить показ детских работ с выступлениями самих детей, разыгрывание сценок с линиями и т.д.
Эффективной формой в образовательной среде детского сада является проектный метод, который можно использовать в изобразительной деятельности, это целостный подход к воспитанию в разных направлениях, закрепляющийся в культурно - досуговой деятельности через проведение творческих мероприятий. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) осуществляется в новых формах образовательной практики:
- работа в проектном режиме на основе интеграции образовательных областей, разработка художественно-творческих проектов, например: «Цветные сказки», «Волшебная керамика», «Дымковская слобода», «Сказочный лес», «Лесная скульптура» и др.;
- использование ИКТ в образовательном процессе;
- игровое экспериментирование и моделирование с изобразительными материалами, например: «Царство красок», «Палитра», «Волшебные превращения», «Хоровод красок»;
- организация выставок: авторские (одного ребенка) и тематические;
- кружковая или студийная работа;
- культурно-досуговая деятельность: праздники изобразительного содержания, художественные викторины, КВН, конкурсы, творческие вечера, игры-путешествия, которые проводятся не для родителей, а вместе с ними. Это средство развития субъективной позиции дошкольника, не нужно репетиций, лишней заорганизованности детей, а требуется мастерство и импровизация педагога, это исключительные возможности для свободного общения и развития творческих способностей;
-социальное партнерство с родителями, которым предоставляют разные варианты работы по художественно-эстетическому развитию детей, создавая единство образовательного пространства детского сада и семьи, например: экскурсии выходного дня с детьми в музей, на выставку, проведение мастер-классов для родителей и детей; организация мастерских в семье;
- сетевое взаимодействие, используя образовательные ресурсы социокультурной среды округа, города, края; социальное партнерство с учреждениями культуры и искусства социума: музеями, галереями, участие в художественных событиях округа, проведение совместных мероприятий в учреждениях культуры.
Образовательная среда должна иметь проектируемое направление, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Это динамичное пространство, легко меняемое, организуется как социокультурное пространство для эмоционального комфорта и приобретения практического опыта детей, учитывая их предпочтения. Благодаря разнообразию и вариативности построения непосредственной образовательной деятельности (НОД), дети самостоятельно готовят рабочее место (в старшем возрасте, в младшем – вместе с педагогом), выбирают изобразительный материал и способы изображения; смена заданий в одной деятельности делает процесс обучения привлекательным и занимательным: деятельность протекает в непринужденной партнерской форме - свободное размещение и перемещение детей в процессе деятельности, можно брать недостающий материал, нет строгой регламентации продолжительности деятельности, свободное общение – можно тихо обсудить, задать вопрос товарищу, используя приобретенный опыт и не мешая другим. Это достигается путем обучения детей.
Новый вид изобразительной деятельности дошкольников - рисование песком, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка, заполняя различные сосуды песком. Эта техника способствует развитию мелкой моторики у детей, позитивно влияет на общее самочувствие детей. Дети получают возможность рисовать разными выразительными материалами, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. Этот особый инклюзивный подход помогает «особым» детям ощущать себя обычным ребенком, принимая искреннюю заботу и дружбу.
Умение использовать в педагогической деятельности прогрессивные образовательные технологии - показатель высокой квалификации педагога, его мастерства и любви к детям.
Совместный с детьми и родителями мастер-класс «Песочные фантазии» в средней группе
Цель: формирование интереса к работе с песком, овладение новой техникой работы с песком – заполнение прозрачного сосуда цветным песком, развитие мелкой моторики, образного мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, воспитание аккуратности в работе.
Оборудование: столы с песком, цветной песок, прозрачные сосуды, ложечки.
Домашнее задание - выучить пальчиковую игру «Я художник», устроена выставка детских работ по рисованию, лепке, аппликации за предыдущий месяц «Наши достижения».
Педагог собирает вокруг себя ребят и сообщает, что сегодня в гости придут родители, советуется с детьми, как будем встречать, что покажем, чему научим? (варианты предложений и высказываний детей). После обсуждения договариваются, приходят к общему решению - покажут нетрадиционное рисование «Композиции из песка» (можно взять другую технику, которую дети знают), далее аналогично обсуждается ход встречи родителей, что интересного можно показать (разные варианты), распределяются: одни дети проводят экскурсию по группе, другие организуют рабочие места, третьи – оформляют выставку.
Звучит музыка, ожидание родителей, дети встречают: экскурсия родителей по группе, показ достижений детей, рассказ о центре изобразительного творчества, выставке работ.
Педагог приглашает детей и родителей к столам с песком. Проводиться пальчиковая игра «Я художник», родители выполняют вместе с детьми:
Я взял бумагу (поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе),
карандаш (указательный палец правой руки - «карандаш»),
нарисовал дорогу (провести пальцем по левой ладони линию – «дорога»).
На ней быка изобразил,
а рядом с ним корову (руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец
каждой руки слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и
коровы, произносят: «Му-у!»).
Направо дом (пальцы складываются домиком),
налево сад (кисти рук скрещиваются в запястьях – деревья, пошевелить
раздвинутыми пальцами – ветер раскачивает деревья),
в лесу двенадцать кочек (указательным пальцем правой руки рисуют коч-
ки на левой ладони),
на ветках яблочки висят,
и дождичек их мочит (встряхивание кистей – имитация капель дождя).
Потом поставил стул на стол (левая рука сжимается в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь правой),
тянусь как можно выше (левый кулак медленно разжимается, пальцы с на-
пряжением тянутся вверх).
Уф! Свой рисунок приколол –
совсем неплохо вышел! (правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую вертикально левую ладонь, улыбнуться).
Педагог объясняет родителям, напоминает детям: существует разные способы рисования песком – пальцами, ладонью, ребром ладони, кулаком и т.д.
Попробуйте изобразить различные узоры на песке с помощью рук, знакомство с элементами рисования. Игра «Картины из загадок», педагог загадывает загадки (солнце, дороге, траве, дожде, волнах, радуге и др.), участники рисуют ответы на подносе с песком.
Звучит тихая музыка. Выполнение работы «Радуга в сосуде» - составление композиции из цветного песка, используя различные прозрачные сосуды и заполняя их цветным песком (маленькими ложечками насыпается разноцветный песок в прозрачную емкость, чередуя цвет на свое усмотрение). Работают одновременно и ребенок, и родитель, у каждого прозрачный сосуд.
Рассматривание композиций, что получилось? на что похоже? (фантазии родителей, детей). Экспресс – просмотр творчества детей и родителей, игра «Говорящие сосуды » - придумать волшебное название композициям.
Используемая литература
1.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2.Макашина Т.Ю. Партнерские отношения «ребенок-взрослый» в творческой деятельности /Детский сад: теория и практика. - № 7-2011. С.68-74.
3.Микляева Н.В. Воспитание ребенка чудом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
4.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
5.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ».
|