Пятница, 29.03.2024, 08:40

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие художественных способностей

Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка дошкольного возраста в ДОО на примере изобразительной деятельност

Художественно-эстетическая культура  как среда развития  личности ребенка дошкольного возраста  в ДОО на примере изобразительной деятельности

                                               Пантелеева Наталья Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования

                            ГБОУ ВПО «Академия социального управления»

                                        член-корреспондент МАНПО

    Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад"  №8 за 2015 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).

                                                                                 

     Главная  цель  дошкольного  образования в современных условиях  проявляется в социализации личности ребенка, умение строить отношения сотрудничества в  разных видах детской деятельности  со взрослыми и сверстниками, воспитание  личностных  качеств, развитие творческих способностей. В связи с переходом дошкольного образования на первый уровень общего образования, меняются приоритеты  деятельности ДОО,  формирование основ художественно – эстетической культуры личности становится главным преимуществом в развитии творческого потенциала дошкольника, активно осваивающего мир. Это требует обновленного подхода к образовательной среде ДОО  через создание новой практики обучения, обеспечивающей формирование базисных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста: самостоятельности, активности, инициативности, творчества.

     Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании педагогического процесса дошкольного образования с самого раннего детства и осуществляется разными средствами. Одним из средств является  изобразительная деятельность - это духовно-практическое освоение мира,  помогает ребенку овладеть приемами  лепки, рисования и аппликации, благотворно влияет на общее развитие малыша: пробуждает эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, воспитывает чувство прекрасного, формирует трудолюбие, развивает  психические процессы: мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности. Систематическое овладение необходимыми средствами и способами практической деятельности обеспечивает детям радость познания и творчества,  их всестороннее развитие (эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое),  позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей  жизни.   Реализация художественно – эстетического развития в дошкольных образовательных  организациях  - это система педагогической работы через новые и разнообразные формы деятельности с детьми, ориентированные  на развитие личности ребенка через вовлечение в  культурные практики (повседневные способы организации жизни и деятельности детей) на основе  широкого включения  занимательных  игр  и творческих заданий;  организации творческих мероприятий. Эффективность обучения дошкольников отмечал  А.В.Запорожец, зависит от  того насколько педагог сумеет  правильно  использовать детскую деятельность и придать ей  эмоционально - познавательный характер.

   Компонентом системы педагогической работы является организация  развивающей предметно-пространственной среды – это центры активности и творчества по изобразительной деятельности (на современном этапе уголка по изобразительной деятельности недостаточно), стимулирующие самостоятельность ребенка, обеспечивающее индивидуальное образование в ходе совместной деятельности на основе диалога со взрослыми и сверстниками, педагогическую поддержку. Центр изобразительного творчества в группах  организуются,  исходя  из задач  программы  каждого возраста, по которой  работает детский сад, для каждого возрастного периода  свои  художественные  задачи  обучения, соответственно  и  организация  условий  различна. Но мало организовать центры, необходима плодотворная совместная и самостоятельная  деятельность  педагога  и детей в этих центрах:  разнообразные игры  с изобразительными материалами – бумагой,  карандашами, красками и др., чтобы ребенок  мог  свободно  действовать  с  материалом и  развивать движения  руки  в  овладении  выразительными средствами;  рассматривание и игровые  ситуации  с  созданными образами; эксперименты с материалами; пальчиковые игры  и т.д.  Правильная организация социокультурного  пространства групповой комнаты  создается, чтобы  ребенок  мог  увлеченно заниматься  любимым делом и  обеспечивает  становление самостоятельности,  активности, уверенности  в успехе  путем  общения  в свободной  форме. Главный акцент в ФГОС сделан  именно  на развитие  воспитанников  через  игру, свободный  диалог,  общение со сверстниками, старшими  ребятами, семьей, педагогами.

    Педагогические условия  развития  творческой личности ребенка в изобразительной деятельности: сенсорная основа, психологическая основа (эмоционально - интеллектуальный опыт), исполнительство. Задача взрослых - организация  интересной и содержательной  работы  во всем  педагогическом  процессе (в совместной и самостоятельной деятельности), искать  поводы  для  накопления  опыта восприятия и общения, которые  разнообразны: наблюдения,  подкрепленные  поэтическими текстами, рассматривание  предметов  и  явлений  с  разных позиций,  их  обследование (упражнения в анализе и синтезе), используя  разные  творческие задания: оживи  предмет, найди  разное, определи  и др.,  раскрывая  эстетические  качества  предметов  и явлений, обсуждение, размышление - высказывание детьми  личного мнения, обмен  впечатлениями  и т.д. В  дошкольные годы  особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего - восприятия, образного мышления, воображения, т.е. развитие  чувственного  опыта на  основе интеграции. Разнообразные  игровые задания  организовывают образное  познание окружающего, позволяют накапливать художественный опыт, развивают культуру  чувств  с точки зрения красоты. Например,  задания (стенд  занимательных  заданий)  на развитие  внимания  и наблюдательности: найди одинаковые предметы, найди отличия, чего  не хватает;  на развитие  восприятия: кто больше увидит, найди ошибку; на развитие  воображения: придумывание  сказок, героями  которых могут быть средства  выразительности - пятна, линии  и  изобразительные материалы;  на что похоже, чем может быть; дорисовать, превратить в  другой образ; на развитие  образного  мышления: поиск общих признаков, что лишнее, объедини событие;  игры на развитие ассоциаций – найди сходство, найди лишнее и др. Расширять возможности  ребенка  в деятельности, художественно-познавательный опыт через  проживание различных  ситуаций:  что было бы…, представь.  Сочетание разных  видов детской деятельности  способствует развитию художественного восприятия  и  связано с работой  воображения, образного мышления, ассоциациями (творческие факторы).  Развитие  творчества  в  изобразительной деятельности  предполагает  обогащение  чувственной сферы  ребенка, формирование  образной  речи, используя  упражнения  для развития  эмоционального словаря, т.к.  художественное  освоение мира происходит  одновременно  с речевым  развитием,  внимание  выразительности  речи  детей, используя  устное  народное  творчество (загадки, пословицы, сказки),  литературные  тексты, обогащая  словарь  эпитетами, сравнениями;  например, как  красочно и по-разному  можно сказать об одном и том же предмете. Дети  приобретают эмоционально - эстетическую культуру,  подбирая  слова  к  объектам, описывают, придумывают, оценивают.

    Для  полноценного  проведения  НОД  и отражения  полученных  впечатлений  в деятельности  необходимо  овладеть  умениями  рисовать,  лепить, вырезать (работа с ножницами вызывает большие трудности), это  исполнительная  сторона  изобразительной деятельности  и  находится на низком  уровне развития  у детей,  слабо  развита моторика (пальцы, кисти  рук) и создает немало  препятствий,  т.к. мало внимания  уделяется  действиям  с изобразительными  материалами  и инструментами, выразительным  возможностям  материала - цвету, линии, форме и т.д. Развитая  моторика – это показатель физического и психического здоровья ребенка, координации движений  руки и глаза, самоконтроль  за движением руки. Перед  взрослыми стоит задача – научить приемам  работы с разными материалами,  освоение средств  выразительности: обучение изображению формы предметов (предметное рисование); обучение композиции - пространственному расположению предметов  (сюжетное рисование); обучение цветовым соотношениям (декоративное рисование). При  постоянном внимании педагогов и родителей, повторении  правил  умелость  руки развивается успешно и за короткое  время, этому способствует  игровое  обучение:  различные  игры,  система  развивающих  упражнений  на постановку и  движения  руки – проведение  линий, штрихов,  овладение формообразующими движениями, разными  видами  мазков – примакивание, завиток, точка требуют и  разного  положение  руки;  отработка  навыка  легкости  движений, без  напряжения  держать карандаш и кисть помогают  рисуночные  игры,  развивая  мелкую и  крупную моторику руки. Дети  учатся  необходимым движениям с  инструментом,  контролировать действия  при передаче изображения  путем повторения  упражнений в разных ситуациях. Рука должна быть  послушной и уверенной, для этого нужно много упражняться, развивая  руку и глаз, например:  аккуратно закрашивать, не выходя за контур, штриховать в определенном  направлении, используя  разный нажим. Знакомство со способами  изображения  развивает  творчество  детей,  используя  игровые приемы, развивающие  игры и  упражнения, помогающие осваивать разные выразительные средства: графические и живописные упражнения, смешивание  красок -  заливка, растяжка, мазок  с тенями в декоративном рисовании;  игры  с цветной бумагой,  упражнения с  бумажной пластикой – новый вид изобразительной деятельности  в аппликации, совершенствуют моторику руки, развивает фантазию, требует точных движений, ловкости – приемы  работы  с  бумажной  пластикой  схожи с лепкой (скатывание бумажных  комочков, раскатывание между ладонями и др.).  Совместная  и самостоятельная  деятельность  детей  по освоению  выразительных  средств  изображения должна  находить дальнейшее продолжение  в режиме дня и дома, чтобы  ребенок  испытал  радость творчества, например: оформить галерею творчества  детей (культурная  практика), когда  они  учились рисовать  разные линии и штрихи  «Веселые линии», пригласить  на экскурсию детей  других групп, устроить  показ  детских  работ с  выступлениями  самих детей, разыгрывание сценок с линиями и т.д.

   Эффективной формой в образовательной среде детского сада является проектный метод, который можно использовать в изобразительной деятельности,  это целостный подход к воспитанию  в разных направлениях, закрепляющийся в культурно - досуговой деятельности через проведение творческих мероприятий. Непосредственная образовательная деятельность (НОД)  осуществляется в новых формах образовательной практики:

- работа в  проектном  режиме на основе интеграции образовательных областей, разработка  художественно-творческих проектов, например: «Цветные сказки», «Волшебная керамика», «Дымковская слобода»,  «Сказочный лес»,  «Лесная скульптура» и др.;

- использование  ИКТ в образовательном  процессе; 

- игровое экспериментирование и моделирование с изобразительными материалами, например: «Царство красок», «Палитра», «Волшебные превращения», «Хоровод красок»;

- организация  выставок: авторские  (одного ребенка) и тематические;

- кружковая или студийная работа;

- культурно-досуговая  деятельность:  праздники  изобразительного  содержания, художественные викторины, КВН, конкурсы, творческие вечера,  игры-путешествия, которые проводятся  не для родителей, а вместе с ними. Это средство развития субъективной позиции дошкольника, не нужно  репетиций, лишней  заорганизованности  детей, а требуется  мастерство и импровизация  педагога, это исключительные возможности для свободного общения и развития творческих способностей;

-социальное партнерство с родителями, которым  предоставляют  разные  варианты  работы по художественно-эстетическому развитию  детей, создавая  единство образовательного пространства  детского сада и семьи, например: экскурсии  выходного дня с детьми  в музей, на выставку, проведение  мастер-классов  для  родителей и детей; организация  мастерских в семье;  

- сетевое  взаимодействие, используя  образовательные ресурсы  социокультурной среды  округа, города, края; социальное партнерство  с учреждениями  культуры и искусства  социума:  музеями,  галереями, участие в  художественных событиях  округа,  проведение совместных мероприятий  в учреждениях культуры.

    Образовательная  среда  должна  иметь  проектируемое  направление, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.  Это динамичное  пространство, легко меняемое, организуется  как  социокультурное  пространство для эмоционального комфорта  и  приобретения  практического опыта детей, учитывая их предпочтения.  Благодаря  разнообразию  и  вариативности  построения  непосредственной  образовательной деятельности (НОД),  дети самостоятельно  готовят  рабочее  место (в старшем  возрасте, в младшем – вместе с педагогом),  выбирают  изобразительный   материал  и способы  изображения; смена  заданий  в  одной  деятельности  делает  процесс  обучения  привлекательным  и занимательным:  деятельность протекает  в непринужденной  партнерской  форме - свободное размещение и перемещение детей в  процессе  деятельности,  можно брать недостающий  материал, нет строгой регламентации  продолжительности  деятельности, свободное  общение – можно тихо обсудить, задать вопрос товарищу, используя  приобретенный опыт и не мешая  другим. Это  достигается  путем  обучения детей.

    Новый вид изобразительной деятельности дошкольников - рисование песком, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Цветной песок  вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка,  заполняя различные сосуды песком. Эта техника способствует развитию мелкой моторики у детей, позитивно влияет на общее самочувствие детей. Дети получают возможность рисовать разными выразительными материалами, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. Этот особый инклюзивный подход помогает «особым» детям ощущать себя обычным ребенком, принимая искреннюю заботу и дружбу. 

    Умение использовать в педагогической деятельности прогрессивные образовательные  технологии - показатель высокой квалификации педагога, его мастерства и любви к детям.

Совместный  с детьми и родителями  мастер-класс  «Песочные фантазии» в средней группе

Цель: формирование интереса  к работе с   песком, овладение новой техникой работы с песком – заполнение прозрачного сосуда цветным песком, развитие мелкой моторики, образного мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, воспитание аккуратности в работе.

Оборудование: столы с песком, цветной песок, прозрачные сосуды, ложечки.

   Домашнее задание -  выучить пальчиковую игру «Я художник»,  устроена  выставка детских работ по рисованию, лепке, аппликации за предыдущий месяц «Наши достижения».   

    Педагог собирает  вокруг себя  ребят и сообщает, что сегодня в гости придут родители, советуется с детьми, как будем встречать, что покажем, чему научим? (варианты предложений и высказываний детей). После обсуждения договариваются, приходят к общему решению -  покажут нетрадиционное рисование «Композиции из песка» (можно взять другую технику, которую дети знают), далее  аналогично обсуждается  ход  встречи  родителей, что интересного можно показать (разные варианты), распределяются: одни дети  проводят экскурсию по группе, другие организуют рабочие места, третьи – оформляют выставку.

    Звучит музыка, ожидание родителей, дети  встречают: экскурсия  родителей по группе, показ  достижений  детей,  рассказ  о центре изобразительного творчества, выставке  работ.

   Педагог приглашает детей и родителей к столам с песком. Проводиться  пальчиковая игра «Я  художник», родители выполняют  вместе с детьми:

  Я взял бумагу (поворот  ладони левой руки к себе, пальцы вместе),

  карандаш (указательный палец правой руки - «карандаш»),

  нарисовал дорогу  (провести пальцем по левой ладони  линию – «дорога»).

  На ней быка изобразил,

  а  рядом  с ним корову  (руки  сжаты в кулаки, большой палец и мизинец 

  каждой  руки   слегка оттопыриваются  в стороны, показывая  рога быка и

  коровы, произносят: «Му-у!»).

  Направо дом (пальцы складываются домиком),

  налево сад  (кисти  рук  скрещиваются в запястьях – деревья, пошевелить

  раздвинутыми пальцами – ветер раскачивает деревья),

  в лесу двенадцать  кочек (указательным пальцем  правой  руки  рисуют коч-

  ки   на левой ладони),

  на ветках яблочки висят,

  и дождичек их мочит (встряхивание кистей – имитация капель дождя).

  Потом  поставил  стул  на стол (левая рука сжимается в кулак и кладется на  

  приподнятую вверх ладонь правой),

  тянусь как можно выше (левый кулак медленно разжимается, пальцы с на-

  пряжением тянутся  вверх).

  Уф! Свой рисунок приколол –

  совсем неплохо вышел! (правая  рука  разглаживает воображаемый рисунок – поднятую вертикально левую ладонь, улыбнуться).

    Педагог объясняет родителям, напоминает детям:  существует разные способы рисования песком – пальцами, ладонью, ребром ладони, кулаком и т.д.

   Попробуйте изобразить различные узоры  на песке  с помощью рук, знакомство с элементами рисования. Игра  «Картины  из загадок», педагог загадывает  загадки (солнце, дороге, траве, дожде,  волнах, радуге и др.), участники рисуют  ответы  на подносе с песком.

   Звучит тихая музыка. Выполнение работы  «Радуга в сосуде» - составление композиции из цветного песка,  используя  различные прозрачные сосуды и заполняя их цветным песком  (маленькими ложечками насыпается разноцветный песок в прозрачную емкость, чередуя цвет на свое усмотрение). Работают одновременно и  ребенок, и  родитель, у каждого  прозрачный сосуд.

  Рассматривание композиций, что получилось? на что похоже?  (фантазии  родителей, детей). Экспресс – просмотр творчества детей и родителей,  игра «Говорящие  сосуды » - придумать  волшебное название композициям.

Используемая литература

1.Комарова Т.С. Детское  художественное  творчество. Методическое пособие для воспитателей и  педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2.Макашина Т.Ю. Партнерские отношения «ребенок-взрослый» в творческой деятельности /Детский сад: теория и практика. - № 7-2011. С.68-74.

3.Микляева Н.В. Воспитание ребенка чудом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

4.Приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155  «Об утверждении ФГОС ДО».

5.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273  «Об образовании в РФ».

 

 

 

 

Категория: Развитие художественных способностей | Добавил: 461119 (01.02.2016)
Просмотров: 2031 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: