Суббота, 27.04.2024, 00:51

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие художественных способностей

Художественные практики в детском саду

Художественные практики в детском саду

 Яремчук Галина Александровна,

воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко»

г. Котельники Московской области

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №3 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания».

В.А. Сухомлинский

Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать не только характерные особенности искусства. Надо знать самого ребенка, интересоваться процессом художественного развития на различных его возрастных ступеньках. 

Эти задачи можно решать через продуктивные виды деятельности:

· рисование (в традиционной технике – гуашью, акварелью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами; в нетрадиционной технике – кляксография, тычкование, монотипия, оттиск и другое);

· лепку (из пластилина, солёного теста, глины);

· аппликацию (из бумаги, ватных дисков, ватных палочек, листьев, ниток, опилок, крупы и другое);

Методы и приёмы находятся в единстве и могут переходить один в другой. Например, показ нового способа изображения – метод, а показ знакомого способа изображения приём.

Традиционно, все методы и приёмы делятся на

· наглядные (показ, демонстрация);

· словесные (беседа, объяснение);

· практические (упражнения, выполнения).

В изобразительной деятельности используют такую классификацию методов, предложенную И. Я. Лернером и М.Н. Скаткиным:

  1. информационно – рецентивный (наглядно-иллюстративный);
  2. репродуктивный (повторение, копирование способа действия);
  3. исследовательский (анализ и изучение какого-либо объекта живой или неживой природы);
  4. эвристический (самостоятельное открытие какого-либо явления, сделанного ребёнком);
  5. проблемного содержания (используется только с 10-12 лет).

Лепка – это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (пластилин, тесто, глина). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.

Лепка бывает 3 видов:

· предметная (создаются отдельные предметы);

· сюжетная (сопровождается большим объёмом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включённый в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без неё; дополнить деталями);

· декоративную (народно-прикладное искусство; предварительное обдумывание темы работы, создание эскиза, подбор росписи и формы предмета)

Существует 3 способа лепки:

  1. конструктивный – предмет лепится из отдельных частей, затем скрепляется;
  2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;
  3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

Основной приём - это показ и подробное пояснение своих действий («Я кладу кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…». Можно демонстрировать процесс изображения знакомых детям предметов, использовать игровые приёмы и обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с пластилином, тестом, глиной, дети могут лепить по представлению и собственному замыслу. Но при этом напоминаем, что уже лепили таким же способом. Необходима положительная оценка деятельности детей.

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику рук, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет ребёнку изучить свои тактильные ощущения (особенно, если использовать не только бумагу, но и ткань, крупу, засушенные листья, цветы, камушки, ватные диски и палочки, пуговицы, спички, мох, пенопласт, крышечки от бутылок, пластиковые стаканчики, одноразовые картонные тарелки и многое другое). Простор для творчества и фантазии широк.

Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, и использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. Это:

· развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

· развитие художественно - графических умений и навыков;

· развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

· развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

· становление некоторых организационных навыков художественного творчества; получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

· воспитание зрительской культуры;

· возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен. Аппликация может быть

· предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек);

· сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полёт в космос», «Птицы прилетели);

· декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Если ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Необходимо применять наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требует от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов.

Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.

Рисование с использованием нетрадиционных техник – это рисование, направленное на умение отходить от стандарта.

«… Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности

· способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;

· стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;

· даёт возможность экспериментировать;

· развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие;

· способствует развитию зрительно - моторной координации;

· не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;

· развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

Техники:

· ладошками;

· «тычком»;

· «граттаж»;

· «изонить»;

· «монотипия»;

· печатание колпачками, пробками, листьями, штампами;

· «кляксография»;

· «ниткография»;

· по мокрому листу.

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры опыты по смешиванию цветов, с фактурными отпечатками, с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

Использование приёма сотворчества и коллективных работ.

Приведем пример такой работы.

«Зимующие птицы»

«Снегирь»

Цели:

· учить детей анализировать готовую поделку, определять, из чего и каким способом она создана;

· напомнить способ лепки объёмной поделки с использованием коробочки от киндер-сюрприза;

· развивать чувство формы, пропорций, глазомер;

· воспитывать интерес к познанию особенностей внешнего вида птиц и их отображению в объёме из теста;

· воспитывать любовь к зимующим птицам.

Материал: коробочка от киндер-сюрприза; белое тесто; стеки; семечки подсолнуха; клей ПВА; твёрдая основа из картона или потолочной плитки под поделку овальной или круглой формы; гуашь; кисти; стаканчики с водой; салфетки; конверт с письмом и диск со слайдами по теме (зимующие птицы и загадки о них); аппаратура и экран для просмотра слайдов.

Ход НОД

Воспитатель и дети заходят в группу. Дети встают полукругом.

В: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, я шла сегодня в детский сад и мне сорока передала конверт. Сказала, что этот конверт для вас. Хотите посмотреть, что в нём?

Д.: ответы детей.

Воспитатель открывает конверт и достаёт из него диск и письмо.

Показывает детям.

В.: Здесь письмо, давайте его прочитаем. (Читает.)

«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам птичка - снегирь. Сейчас зима, очень холодно. Я живу в лесу. Мне здесь одиноко. Насекомые спят, птички спрятались. Помогите мне найти друзей.

Посылаю вам диск, на нём вы увидите птиц. Подскажите, пожалуйста, какие из них зимующие, а какие улетают в тёплые края. И отгадайте загадки о зимующих птицах. Что- то я запутался, каких птиц я могу встретить в лесу зимой?!

Спасибо. Жду от вас ответа».

В.: Вам жалко снегиря? Поможем ему?

Д.: Поможем.

В.: Сначала мы посмотрим диск, определим зимующих птиц и попробуем отгадать загадки.

Просмотр слайдов, беседа о зимующих птицах. Д\игра «Четвёртый лишний», отгадывание загадок.

На слайдах:

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

· голубь, ворона, снегирь, ласточка;

· воробей, синица, грач, голубь;

· трясогузка, синица, ворона, воробей;

· голубь, воробей, снегирь, соловей.

Загадки:

· Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка)

· Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

· Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

· Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

· Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит…(сорока).

· Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

· К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких….(свирестелей).

Песню севера запели

Для детишек ….(свирестели).

Вот крушина, вот калина,

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели…(свирестели).

Заскрипели, засвистели,

Всё до ягодки поели.

В.: Молодцы, вы справились с этими заданиями. Теперь нужно слепить друзей для снегиря. Но сначала немного отдохнём.

Физминутка.

Воробьи - воробушки, (похлопывание руками по бокам)

Серенькие пёрышки! (махи руками вверх-вниз)

Клюйте, клюйте крошки (стучать кулачками перед собой)

У меня с ладошки! (дуть на раскрытые ладони)

Нет, с ладошки не клюют (развести руки в стороны, пожать плечами)

  • погладить не дают. (руки на пояс, наклоны туловища влево-

вправо)

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить? (хлопки в ладоши).

В.: Замечательно отдохнули, теперь приступим к работе.

Берём кусочек теста, раскатываем шарик. Расплющиваем пальцами в лепёшку. Намазываем её клеем, заворачиваем внутрь коробочку. Раскатываем в ладошках, равномерно распределяя тесто по коробочке. Из кусочка теста раскатываем валик, делим на две равных части, расплющиваем – крылья. Закрепляем их клеем с двух сторон туловища снегиря. Семечку подсолнуха закрепляем спереди. Это клюв. Сформируем небольшой хвост (валик, лепёшка), закрепляем его клеем с противоположной стороны от клюва. Капаем немного клея на основу посередине. «Сажаем» на неё готовую поделку. Чёрной и красной гуашью раскрашиваем птичку. Затем рисуем веточку рябины на основе под снегирём, ягодки раскатываем из маленьких кусочков теста в форме шариков. Закрепляем на веточках клеем. Раскрашиваем красной гуашью.

Воспитатель помогает, подсказывает детям по ходу выполнения ими работы.

Выставка.

В.: Молодцы! Справились с работой. Теперь у снегиря будет много друзей. Ваши работы подсохнут. Чуть позже мы напишем ответ снегирю и отправим.

Какие птички вам нравятся и почему? Что больше всего понравилось сегодня? (Дети рассматривают работы, дают объяснения).

Д.: ответы.

В.: Послушайте стихотворение о снегирях. А. Прокофьев «Снегири».

«Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели.

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принёс.

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди».

 

 

 

Категория: Развитие художественных способностей | Добавил: 461119 (21.06.2017)
Просмотров: 1124 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: