Консультация для воспитателей: «Использование различных нетрадиционных приёмов рисования» (из опыта работы)
Воспитатель МДОУ № 35 г.Одиноцово Тишина С.С.
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №3 журнала за 2017 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
— во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
— во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
... Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне...
Э. Успенский
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент я как педагог могу сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Моя задача как педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
— игра, которая является основным видом деятельности детей;
— сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;
— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Свою работу в этом направлении я начала во второй младшей группе. Для начала я решила использовать метод рисования тычком жёсткой полусухой кистью («Падал снег», «Салют»). Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Можно сопровождать занятие упражнением-разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова.
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.)
(Выполнять движения кистью руки.)
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх — вниз, вправо — влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит.
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз.... (Кисточку ставить вертикально.
Все получится у нас! Сделать несколько тычков без краски.)
Затем мы перешли на рисование пальчиками («Украсим ёлочку», «Мимоза»).
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
А в последствии и на оттиск ладошками («Букет для мамы»).
Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребенок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками. Можно так же опускать ладошку в блюдечко с краской и затем оставлять отпечаток ладони на листе бумаги.
Для рисования пальчиками и ладошками следует использовать специальные краски не вызывающие аллергии.
В средней группе я продолжила работу в этом направлении: отпечатки листьев (коллективная работа «Осенний листопад»), оттиск ладошками (разнообразные птицы, рыбы, растения).
Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
А так же роспись посуды («Сувенир для мамы»).
Способ получения изображения: разукрасить гуашью предмет посуды, после полного высыхания краски следует покрыть предмет бесцветным мебельным лаком (желательно в два слоя).
К старшей группе дети познакомились с такими методами нетрадиционного рисования как рисование по мокрому («Радуга-дуга», «Маки я дарю мамочке моей»), …
Способ получения изображения: мокрой губкой смачиваем лист бумаги и не давая листу высохнуть наносим на него краску создавая рисунок.
… и волшебные верёвочки («Фантазия»).
Способ получения изображения: Для начала ребенок опускает верёвочку в гуашь окрашивая её, затем в хаотичном порядке выкладывает её на лист бумаги оставляя чистые концы верёвочки за пределами листа, после чего накрывает сверху вторым листом. Прижимая одной рукой листы бумаги, второй рукой ребёнок аккуратно вытягивает верёвочки.
Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Каждое занятие вызывало у детей бурю положительных эмоций. Ребята были в восторге от нового, неизвестного им способа нанесения краски на бумагу. Это казалось им простым, весёлым и необычным занятием. Кроме того, наши занятия доставляли удовольствие не только детям, но и мне самой т.к. это было новым и для меня.
На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать всевозможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
А потому я буду продолжать ведение нетрадиционного рисования т.к. оно очень подходит для оформления подарков близким людям, а так же стендов в детском саду и в группе.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует .....
Все, что его интересует,
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов |