Четверг, 28.03.2024, 22:19

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие художественных способностей

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАКТАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (электронное приложение к статье)

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАКТАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (электронное приложение к статье)

Д.п.н., проф. ФГБОУ ВО АГПУ

Елена Александровна Тупичкина

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2018 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Дошкольный период детства – это период свободного проявления ребенком творчества в различных видах деятельности, в частности, наиболее любимой и привлекательной - изобразительной. Именно художественная изобразительная деятельность предоставляет возможность ребенку получить удовольствие от творчества, выразить в образной форме свое личное отношение к окружающему миру, проявить свои чувства, насладиться позитивными эмоциями, проявить самостоятельность.

Известно, что творческая активность ребенка может проявляться спонтанно, однако, без специальной педагогической поддержки ее со стороны взрослого может не достичь максимума проявления или даже угаснуть. Поэтому задача развития творческой активности детей является одной из актуальных. Не случайно ФГОС дошкольного образования нацеливают на создание условий развития творческих способностей ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; создания благоприятных условий художественно-эстетического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие воображения и творческой активности каждого ребенка [6].

Мы предлагаем это сделать на основе метода фрактального рисования.

Данный метод получил сегодня широкое распространение как в России, так и за рубежом. Разработанный метод ориентирован на его использование в психологической работе со взрослыми и старшими школьниками. Т.З. Полуяхтова и ее последователи в своих выступлениях на онлайн вебинарах отмечают, отмечает, что данный метод может быть использован с детьми и более раннего возраста [2]. Однако, как свидетельствует изучение авторских работ и выступлений, методика адаптации метода фрактального рисования применительно к дошкольному возрасту на сегодняшний день научно и методически не обоснована, хотя имеется фрагментарный опыт работы с детьми, который свидетельствует о доступности и привлекательности метода для детей-дошкольников.

Обучение у автора метода Т.З. Полуяхтовой, собственная практика фрактального рисования, а также опыт работы с детьми-дошкольниками позволил нам адаптировать данный метод применительно к детям дошкольного возраста и разработать систему работы с детьми в данном направлении.

В авторском варианте метод фрактального рисования - это метод диагностики и психической коррекции личности в рамках которого согласно определенному алгоритму и показателям (качества линии, размера ячеек-фракталов, характера цвета и др.) осуществляются диагностические процедуры (на основе 3 диагностических рисунков), а посредством выполнения еще рисунка специальным образом созданных 21 рисунков осуществляется коррекция (основные требования к созданию диагностических рисунков отражены в монографии авторов [3], в материалах, размещенных в сети Интернет [1, 2 ,7, 9]. Подробное знакомство со всей системой коррекционной работы посредством фрактальных рисунков можно познакомиться на авторских специализированных курсах, с анонсом которых можно познакомиться на странице автора в соцсетях [2].

Далее раскроем последовательность графических заданий, и игр, построенных на разработанных нами базовых алгоритмах создания «удивительных каракуль». Усложнение графических заданий определяется, прежде всего уровнем сложности графической деятельности, последовательным освоением навыков рисования: от простого – к более сложному.

В содержании работы мы выделяем 7 модулей, видов графических задач работы с каракулями:

  1. Раскрашивание готовых каракуль и фрактальных картинок.
  2. Создание из каракуль абстрактных картин.
  3. Выделение фигуры на фоне каракуль.
  4. Проявление (поиск) форм, образов в каракулях.
  5. Дорисовывание каракуль.
  6. Создание картин-каракулей с закрытыми глазами.
  7. Совместное создание художественных каракуль.

Графические задачи в большинстве случаев представлены в виде графических игр, и это не случайно: нестандартность, оригинальность и необычность изобразительной деятельности дети воспринимают как игру, как «Игру в каракули», «Игру создания необычных витражей». Поэтому, для ребенка изобразительная деятельность в этом случае трансформируется в изобразительную-игровую, что раскрепощает ребенка, в большей степени дает возможность ему проявить фантазию, свободу, творчество.

Ниже представим постепенно усложняющуюся систему основных игровых графических заданий, содержание которых по желанию может быть уточнено и расширено. По каждому виду графических заданий может быть сделано несколько рисунков, в частности, ведущей и неведущей рукой, с раскрашиванием отдельных ячеек или фрагментов (групп ячеек) согласно правилу, часть из которых может быть выполнена детьми дома.

Графические задания блока «Удивительные каракули»

арт-педагогической программы «АРТ-линия»

Предложенные игровые графические задания могут быть использованы в системной работе с детьми (например, кружковой работе), и здесь они должны будут предъявляться ребенку и выполняться последовательно. В этом случае содержание графических заданий может стать основой для планирования культурных практик по изобразительной деятельности, в частности, по нетрадиционным техникам рисования. В то же время возможно и фрагментарный выбор заданий, вызывающих у ребенка интерес, например, в целях организации досуга детей в детском саду и семье.

В приведенных выше графических заданиях сознательно не прописана степень следования правилам алгоритмов. Это должно решаться педагогом в каждом отдельном случае. Так, выполнение работ с закрытыми или открытыми глазами, раскрашивание ячеек или группы фрагментов, время рисования каракуль определяются возрастными или индивидуальными особенностями детей. Также данный подход определяет размер листа бумаги, время выполнения каракуль. Чем младше ребенок, чем меньше у него сформировано у него сосредоточение внимания, тем меньший выбирается объем листа бумаги (А3), тем меньшее время затрачивается на его рисование.

При проведении графических игр педагогу необходимо обратить внимание на характер общения, взаимодействия с детьми, который должен отвечать заявленной игровой форме. Взрослый при этом должен создавать условия для проявления фантазии ребенка, приветствовать любые творческие решения детей. Для усиления эмоционального настроя возможно использование музыкальных произведений, которые бы способствовали эмоциональной выразительности характера изображаемых каракуль-витражей.

Рассмотренная в статье модифицированная и адаптированная применительно к дошкольному возрасту методика «Удивительные каракули» может выступать в качестве пропедевтики применения метода фрактального рисования в авторском изложении Т.З. Полуяхтовой на более поздних этапах развития детей в школьном возрасте.

В завершении отметим, что, как показала практика работы с детьми, использование элементов метода фрактального рисования содействует повышения интереса детей к изобразительной деятельности, оказывает влияние на развитие мелкой моторики руки, способствует активизации воображения, творческой активности детей в изобразительной деятельности, а также является эффективным средством гармонизации эмоционального состояния и эффективной организации досуга дошкольников в детском саду и семье. Поэтому представленные игровые графические задания также могут стать основой развивающей, арт-педагогической и арт-психологической работы с детьми дошкольного возраста в детском саду, в организациях дополнительного образования и в условиях семейного воспитания [4, 5, 9]. Думается, что данный метод в адаптированном варианте будет востребован, как самими дошкольниками, так и вызовет интерес у педагогов и родителей.

 

 

Список литературы

  1. Огонькова А.С. Нетрадиционная техника рисования для детей (фрактальный рисунок). Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/blog408/master-klas-raznocvetnye-kusochki.html.
  2. Полуяхтова Т.З. Главная страница FB. Режим доступа: https://www.facebook.com/Tanzilya999
  3. Полуяхтова Т.З., Комов А.Е. Родник фрактальной мудрости, либо свежий взор на наши способности. – М.: Деловая литература, 2002. – 160 с.
  4. Тупичкина Е.А. «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками». Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. С.97-102.
  5. Тупичкина Е.А. Научные подходы к определению специфики артпедагогики и ее психолого-педагогических ресурсов. Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2015. №2(3). С.88-96.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  7. Филипова Е.А. Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния. Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/04/14/fraktalnoe-risovanie-kak-instrument-diagnostiki-i
  8. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. 2004.
  9. Шигарева Е. Конспект занятия с элементами арт-терапии «Загадочный фрактал». Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-yelementami-art-terapi-zagadochnyi-fraktal.html

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Развитие художественных способностей | Добавил: 461119 (22.12.2017)
Просмотров: 2537 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: