Ребенок
в детском коллективе. Особенности межличностного взаимодействия в общении детей
дошкольного возраста в коллективе сверстников.
С первых дней жизни человек окружен
другими людьми. С самого начала своего существования он включен в социальное
взаимодействие, приобретая первый опыт общения еще до того, как научится
говорить.
Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от
биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется
только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с
другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи
субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь под воздействием других людей, личность
приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет
ответственность за свое поведение, действия и поступки.
Дошкольный
возраст это время активного становления индивидуальности каждого ребенка,
активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к
окружающему миру. Современная система образования дошкольников ориентирует
специалистов в этой области, на новый, гуманистический взгляд на современного
ребенка как на личность, которая развивается и нуждается в понимании и уважении
ее интересов и прав. Детям недостаточно общения только со взрослыми, для
полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со
сверстниками. Опыт межличностного взаимодействия с другими людьми, взрослыми
или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка,
становления его самосознания. Взаимодействие человека как личности с окружающим
его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются
между людьми в их общественной жизни.
Межличностные
отношения формируются, проявляются и реализуются в общении. Роль общения в
формировании личности ребенка исключительно велика. Умение общаться, строить и
поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с
людьми- это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог
успешного психического здоровья человека. Межличностное общение - абсолютно
необходимое условие жизни людей, без него невозможно полноценное формирование у
человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного
блока психических свойств, личности в целом.
Значительной
особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных
взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива». По
отношению к другим людям своя внутренняя позиция дошкольника характеризуется
усиливающимся осознанием собственного «я» и значения своих поступков, немалым
интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Коллектив играет достаточно важную роль
в жизни каждого ребенка. В нем удовлетворяются потребности человека в общении,
в принадлежности к группе себе подобных, где он может обрести поддержку и
защиту, а также признание своих успехов и достижений. В коллективе ребенок
способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении
других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления.
Ребенок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со
стороны, оценить себя и свою роль в обществе.
Становление личности невозможно вне
коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является
совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общих целей. Коллектив является
основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивает им
возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в коллективе
формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются
общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка.
Мир ребёнка в дошкольном возрасте уже не
ограничивается семьёй. Значимые для него
люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети,
сверстники. По мере взросления все существеннее для него будут контакты и
конфликты со сверстниками. Практически в каждой возрастной группе детского сада
разворачивается сложный и порой напряженный сценарий межличностных отношений
детей. Дошкольники дружат, ссорятся, иногда делают мелкие пакости,
обижаются, мирятся, помогают друг другу.
Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных
эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений
значительно выше, чем среди взрослых. Взрослые иногда не подозревают о той
богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, естественно,
не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт
первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором
строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом
определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не
всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и
закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма
печальные отдаленные последствия. Родителям и воспитателям важно своевременно
определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их.
Помощь взрослых должна основываться на
понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных
отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт
ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции,
заставляют малыша чувствовать себя одиноким,
а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.
Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не
только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и
закономерностей развития общения детей.
В
дошкольном возрасте развитие общения проходит через ряд этапов. Первый этап, на
котором сверстник является партнером по эмоционально-практическому
взаимодействию приходится на возраст
двух - четырех лет. Оно основано на подражании и эмоциональном заражении
детей. Потребность в соучастии сверстника выражается в одновременных и
одинаковых действиях детей и является главной коммуникативной
потребностью. Во время второго этапа, в
возрасте четырех - шести лет, возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве
со сверстником. В отличии от соучастия, сотрудничество предполагает
распределение игровых ролей и функций, учет действий и воздействий партнера.
Совместная деятельность становится содержанием общения. На этом этапе возникает
необходимость и потребность в признании и уважении сверстника. В возрасте шести
-семи лет общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности. Общение отходит от наглядной ситуации,
начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Дети
предпочитают сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в
общении, в доброжелательном внимании и в уважении.
Желание и умение сотрудничать,
потребность в общении, социальный статус ребенка в группе - важные моменты,
требующие специального внимания, как родителей, так и педагогов. Качественное
своеобразие этой реальности заключается в неразрывной связи отношения человека
к другому и к самому себе.
Дошкольное детство является периодом
первоначального становления личности, периодом развития личностных механизмов и образований. Личность
ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период.
Основную роль в психическом развитии, становлении личности играет
взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение
им опыта взрослых в игровой, учебной деятельности.
Формируется самосознание, развиваются тесно
связанные между собой эмоциональная и мотивационная сферы. Для дошкольного
детства в целом характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных
вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Динамика представлений ребенка
определяет этот новый сравнительно устойчивый эмоциональный фон. Появление
представлений дает ребенку возможность отвлечься от непосредственной ситуации,
у него возникают переживания, не связанные с ней, а сиюминутные затруднения
теряют свою прежнюю значимость, не так остро воспринимаются. Эмоциональные
процессы становятся более уравновешенными. Это не значит что у ребенка
понизилась интенсивность эмоциональной жизни, день дошкольника насыщен
эмоциями..
Желания и побуждения ребенка в дошкольном
возрасте соединяются с его представлениями, побуждения перестраиваются.
Связанные с представлением эмоции, позволяют предвосхищать результаты действий
ребенка, удовлетворение его желаний. Ребенок заранее знает, хорошо или плохо он
собирается поступить. Предвидя результат, не соответствующий нормам воспитания,
у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, которое способно остановить нежелательные для
окружающих действия. Получение высокой оценки со стороны взрослых и предвидения полезного результата
действий связано с положительными
эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку
создать необходимый эмоциональный образ. В основе эмоциональной регуляции
действий ребенка лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий
деятельности.
В этот период меняется структура самих
эмоциональных процессов. Внешнее выражение эмоций становится более сдержанным.
В структуру эмоциональных процессов входят теперь сложные формы восприятия,
воображения, образного мышления.
Переживания становятся глубже и сложнее.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку.
Особенно важны такие эмоции как сопереживание, сочувствие другому. Общение
детей, совместная деятельность без них невозможна.
Развитие эмоциональной сферы связано с
формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают
эмоциональный характер, вся его деятельность эмоционально насыщенна. Чтобы деятельность состоялась, все, во что включается
дошкольник должно иметь яркую эмоциональную окраску. В силу своего возраста
ребенок не способен делать то, что ему не интересно.
Соподчинение
мотивов считается самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом
периоде. Оно появляется в начале дошкольного возраста и далее последовательно
развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают
начало становления его личности.
Мотивы
дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном
возрасте ребенок относительно легко может принять решение в ситуации выбора
одного предмета из нескольких. Он уже может подавить свои непосредственные
побуждения. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые
выполняют роль так называемых "ограничителей". Поощрение наиболее
сильный мотив для дошкольника. Наказание - более слабый, еще слабее -
собственное обещание ребенка. Не стоит требовать от детей обещаний, так как они
не выполняются ими, а ряд неисполненных убеждений подкрепляет такие личностные черты,
как необязательность, беспечность.
Присутствие
других детей или взрослого способствует сдерживанию непосредственных побуждений
ребенка. Сначала ребенку необходимо, чтобы кто то находился рядом,
контролировал его поведение. Затем по мере развития плана представлений, он
начинает сдерживаться при воображаемом контроле, регулировать свое поведение
ему помогает образ другого человека. Дошкольники ограничивают свои
непосредственные желания благодаря развитию механизма соподчинения мотивов.
Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам
поведения создаются в ролевой игре.
Ребенок
включается в новые виды деятельности, новые системы отношений. Соответственно
появляются и новые мотивы, связанные с формирующей самооценкой, самолюбием,
мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усвоением в это время
моральными нормами. Особенно важен интерес к содержанию деятельности и
мотивации достижения. На эффективность и мотивацию выполняемых ребенком
действий влияют удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие
дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору, средние дошкольники уже
переживают успех и неудачу. Для старших дошкольников успех - это сильный стимул, но многих и неуспех
побуждает к деятельности. После неудачи они стараются преодолеть трудности
которые возникли, стараются добиться нужного результата. В дошкольном возрасте
начинает формироваться индивидуальная мотивационная система ребенка. Наблюдения
за поведением дошкольников позволяют определить какие мотивы для них наиболее
характерны. Одни дети постоянно соперничают со сверстниками, стараясь быть
первыми, стараясь лидировать, у них преобладает эгоистическая мотивация. Другие
стараются всем помочь, для них главное - интересы группы, общие игры. Это
ребенок с альтруистической мотивацией. Для третьих важно каждое замечание,
каждое требование взрослого, выступающего в роли учителя. У них сильным
оказался мотив достижения успеха. Одно из главных в дошкольном детстве -
соподчинение мотивов. Возникшее в это время построение постоянной мотивационной
системы будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.
Дошкольник
начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать
поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у
него появляются этические переживания. Из удовольствия от совершения
похвального поступка появляется первичное чувство долга. Ребенок может бескорыстно помогать
сверстникам, которым симпатизирует. Усвоение норм морали, как и эмоциональная
регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Благодаря
интенсивному интеллектуальному и личностному развитию к концу дошкольного
возраста формируется самосознание. Самооценка появляется во второй половине периода
дошкольного возраста на основе начальной эмоциональной самооценки, "я
хороший" и разумной оценки чужого поведения. Ребенок сначала приобретает
умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия,
моральные качества и умения. Его самооценка почти всегда совпадает прежде всего
с оценкой близких взрослых. О моральных качествах ребенок судит по своему
поведению, которое согласуется с нормами принятыми в семье и коллективе
сверстников. На определенном этапе, в возрасте пяти лет, ребенок преувеличивает
свои достижения и возможности. К шести годам сохраняется завышенная самооценка,
но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, их суждение
находят обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится адекватной.
В целом
самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды
деятельности, включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе без
страха и сомнений. При гармоничном сочетании знаний, взятых из собственного
опыта и из общения со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется адекватный
образ "Я". Самосознание дошкольников развивается в зависимости от
особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе
воспитываются в семьях, где им уделяют достаточно много времени, позитивно
оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у сверстников.
Дети с заниженными представлениями о себе, как правило растут в семьях, в
которых с ними не занимаются, но требуют послушания, часто упрекают, не ожидают
от них успехов и достижений в жизни. Дошкольник видит себя глазами близких
взрослых, которые его воспитывают. Его представления о себе кажутся искаженными
если оценки и ожидания в семье не соответствуют индивидуальным и возрастным
особенностям ребенка. Самосознание ребенка и его отношение к другим развиваются
в единстве и дополняют друг друга, отношение к другим на всех этапах отражает
особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом. Ребенок
начинает понимать окружающий мир, осознавать свое место в нем.
Еще
одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце
дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и
может выразить их словами.Для этого периода характерна половая идентификация:
ребенок осознает себя как мальчика или девочку и приобретают представления о соответствующих
стилях поведения.
Возникает
осознание себя во времени. Ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем
и представляет себя в будущем.
Таким
образом, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего
поведения, самооценки, осознание переживаний, обогащение новыми мотивами и
чувствами - вот главные особенности личностного развития дошкольника.
Формирование личности - это процесс становления человека под воздействием тех
общественных отношений, в которые он вступает. Это овладение системой знаний,
представлений о мире, трудовыми навыками.
Общение со сверстниками воздействует на
развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с
действиями других детей. Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жизни, дети
воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя и своих товарищей,
применять на практике нормы поведения.
В общении со сверстниками дошкольник
использует и проверяет действенность присвоенных им в общении с взрослыми
способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников
равными себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет
выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в
группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью. По
нескольку раз в день происходят ссоры и примирения, но это общение –
необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неумение общаться,
непопулярность в группе сверстников препятствуют формированию ценных качеств
личности, снижают интенсивность процесса общения, тормозят процесс социализации.
Рассматривая процесс становления общения у
детей можно выделить важные направления в развитии общения в детском возрасте.
Постепенно меняется направленность общения. В начале жизни у ребенка
формируется потребность в общении с взрослым, который создает ситуацию
взаимодействия и выступает инициатором отношений. В раннем возрасте инициативу
в контактах с взрослым начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов
которого расширяется. В среднем, старшем дошкольном возрасте ребенок открывает
для себя новый интересный объект окружающего мира – своего сверстника.
Постепенно развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение
детей друг с другом. Таким образом, направленность общения ребенка
характеризуется двумя сторонами: ребенок – взрослый и ребенок – ребенок. В
дошкольном возрасте усложняется содержание потребности в общении. Ребенок нуждается
в доверительном отношении к своим запросам, во взаимопонимании и сопереживании.
Проявляются мотивы общения: познавательные, связанные с интересом ребенка к
окружающему его миру, деловые мотивы, сопровождающие ситуации сотрудничества
ребенка со взрослыми или сверстниками при выполнении какой – либо деятельности.
Личностные характеризуют интерес растущего человека к внутреннему миру
взрослого и сверстника, отношение ребенка у другому человеку как к
представителю социальной группы.
Ребенок постепенно овладевает способами
общения. Во второй половине дошкольного возраста речь становится главным
средством общения его со сверстниками.
С первых лет жизни ребенок включается не
только в непосредственное общение с другими людьми, но и в опосредованное
общение: через книги, телевидение, радио.
Таким образом, общение играет значительную
роль в психическом развитии ребенка. В процессе общения он получает информацию
о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями.
В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми
позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в
обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на
окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится
регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать
поведение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферу
дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях
общения ребенка с другими людьми.
В
рамках дошкольного детства сфера общения детей со сверстниками, благодаря
своему непринужденному характеру, яркой эмоциональной окраске, богатой
насыщенности элементов фантазии и воображения, имеет большое значение в жизни ребенка.
Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные
привязанности между детьми. В основе дружеских отношений лежит удовлетворение
потребности в доброжелательном внимании сверстников и обеспечивает познание
детьми себя в своих лучших качествах, удовлетворение потребностей в игровом
сотрудничестве, стремление к общности мнений и знаний. В сфере общения
дошкольников со сверстниками создаются условия, своеобразно обеспечивающие
самопознание и самооценку ребенка. Очевидно существенное влияние общения на
ведущую деятельность детей. В ходе психического развития ведущая деятельность
неразрывно связана с общением, принимающим форму, адекватную ведущей
деятельности. Именно в ходе общения ребенок совершает свой первый опыт в
познании окружающего и реальной жизни, накапливает новые знания и умения,
необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующие развитию
ребенка. ·
Список литературы: 1.
Бодалев А.
А.Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982г. Издательство МГУ 1982г. 2.
Бодалев А. А Личность
и общение М., Издательство Педагогика. 1993г 3.
Бодалев А. А
Психология общения М- Воронеж, 1996г,
"Институт практической психологии" Воронеж НПО"МОДЭК", 1996г. 4.
Божович Л.И. Личность
и ее формирование в детском возрасте. М., 1998г. 5.
Божович Л. И.
Проблемы формирования личности. М-Воронеж, 2001г. 6.
Бычкова С.С.
Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников.
Издательство «Аркти», Москва, 2003г. 7.
Венгер Л.В.
Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1995 г. 8.
Волков Б.С., Волкова
Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 2006г. 9.
Кан-Калик В.А.
Грамматика общения. – М., ФЛИР- ПРЕСС,2002 г. 10.
Коломинский
Я. Л Психология личных взаимодействий в
детском коллективе. Минск 1984г. 11.
Леонтьев А. А.
Психология общения. М., Издательский центр "Академия".2005г. 12.
Лисина М.И. Проблемы
онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН
СССР. – М., Педагогика, 1986г. 13.
Лисина М.И. Общение,
личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт
практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997г. 14.
Лисина М.И.,
Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и
сверстниками / Исследования по проблемам возрастной и педагогической
психологии. Под ред. Лисиной М.И. – М., 1980г. 15.
Мясищев В.Н. Личность
и неврозы. Л., 1960г. 16.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Издательство МГУ1993г. 17.
Репина Т. А.
Социально – психологическая характеристика группы детского сада. М.,
Издательство "Просвещение"1998г. 18.
РепинаТ.А.
" Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт
социально-психологического исследования." Издательство Педагогика,1978г. 19.
Шипицына Л.М.,
Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с
взрослыми и сверстниками. С-Пб., 2008г.
|