Познавательно-творческий проект «Чтобы помнили дети…»
Якуба Светлана Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 26 «Петушок» муниципального образования Туапсинский район
Актуальность проекта:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
В связи с введением ФГОС ДО, который уделяет особое внимание к взаимодействию детского сада и семьи, в данном проекте широко используется взаимодействие с семьей. Родители являются активными участниками в реализации данного проекта.
Проблема:
По моему мнению, при рассматривании проблемы воспитания патриотизма у старших дошкольников выявляются следующие противоречия:
- между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к историческому прошлому, и утратой в семьях интереса и к историческому прошлому своей страны;
- между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.
Данная проблема определила гипотезу проекта.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы патриотические чувства, если познакомить их с военным историческим прошлым России.
Объектом исследования стал процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются формы, методы и содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе использования историко-культурного и познавательного материала.
Цель проекта: способствовать нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, обладающих духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающих культурное, историческое прошлое России.
Задачи проекта:
- расширить знания детей о ВОВ, ее роли в истории нашей страны и всего человечества, значении Победы, героизме нашего народа;
- воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам;
- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
- обогатить словарный запас и развить музыкально-эстетический вкус детей;
- развить творческие способности и возможности дошкольников;
- привлечь родителей дошкольников к патриотическому воспитанию в семье;
Срок реализации проекта: апрель – май 2014 года.
Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети МБДОУ ЦРР ДС № 26 «Петушок» г.Туапсе, родители, воспитатели МБДОУ, музыкальный руководитель, инструктор ФК, сотрудники библиотеки, сотрудники историко-краеведческого музея обороны Туапсе, ветераны ВОВ.
Предполагаемый продукт проекта:
- выставки детского творчества;
- презентация на тему «Великая Отечественная война»;
- разработанные рекомендации для родителей;
- обогащенная предметно-развивающая среда за счет систематизированного литературного и иллюстрированного материала
- выставка художественной литературы «У войны недоброе лицо»
- выставка фотографий «Семейная реликвия»;
- мини-музей «Мы помним, мы гордимся!»;
- икебана «Памяти павшим, во славу живым»;
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный:
Задачи:
- Составить паспорт проекта (определение темы и проблемы будущего проекта, поставка цели и задач).
- Собрать и изучить информацию по заданной теме проекта;
- Подобрать необходимый материал:
- детскую художественную литературу для чтения, заучивания стихов;
-музыкальное сопровождение;
- презентации для просмотра;
- сюжетные картины и иллюстрации;
- Разработать тематическое планирование на апрель-май 2014 года;
- Составить план реализации проекта;
- Обсудить возможные мероприятия проекта с его участниками (педагогами ДОУ, сотрудниками библиотеки, музея, служащими воинской части);
- Опросить родителей о приемлемых формах их участия в проекте (через анкетирование).
2 этап – основной:
Реализация проекта:
Весь материал по реализации проекта в соответствии с ФГОС, представлен в виде таблицы, где содержание распределено по видам детской деятельности, с учетом различных форм организации детской деятельности, создания предметно-развивающей среды и взаимодействия с родителями, социумом. (См. приложение).
3 этап – заключительный:
- выставка творческих работ к Дню Победы.
- праздник «Славься, День Победы!»;
- акция «Спасибо, за Победу!» (поздравление ветеранов).
Список литературы:
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2007.
- Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. – Санкт-Петербург, 2010.
3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Защитниках Отечества. – М., 2005.
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2009.
5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.
6. Утенкова Н.А. Патриотическое воспитание в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.