Итак, что же относят к социальным
эмоциям и чувствам? К ним относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и
эстетические. Нравственные эмоции и чувства возникают у детей и развиваются
в процессе общения и в ходе совместной деятельности и во многом определяются
нормами морали и нравственными принципами. Интеллектуальными называются те
эмоции и чувства, которые возникают у детей в процессе познания
действительности. Интеллектуальные чувства дошкольников выражаются в
познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками
истины, с анализом и решением проблемных ситуаций. Эстетические эмоции и
чувства есть те, которые возникают у ребенка при восприятии и создании
прекрасного, возвышенного, комического, трагического. Такие эмоции и чувства
вызывают у детей как творения природы, так и творения рук человека.
Формирование высших человеческих чувств и эмоций происходит в процессе
усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов,
которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской
личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В связи с этим А.В.
Запорожец даёт следующее определение социальным эмоциям: «социальные эмоции –
эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают
стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для
окружающих взрослых или сверстников». В результате такого усвоения ребёнок
приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми
наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или как
отталкивающие, как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые
или как злые, как красивые или как безобразные. В соответствии с ней, как пишет
А.В. Запорожец, ещё до того, как дошкольник начнёт действовать, у него
появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со
стороны взрослых – педагогов и родителей. Эмоционально предвосхищая последствия
своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается
поступить. Предвосхищение полезного результата действий, и, вызванной им высокой
оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно
стимулирующим поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий
деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Развитие
эмоциональной сферы идёт «рука об руку» со становлением произвольной регуляции.
Эта произвольность сначала появляется в игровой деятельности, а на 5-6 году
жизни входит в другие виды деятельности. Благодаря этому эмоциональные процессы
начинают актуализировать и следы прошлого опыта, т.е. как бы переносить ребёнка
не только в будущее, но и в прошлое, отсюда возможность появления таких
феноменов, как «стыд», «чувство вины». Вышеперечисленные эмоции и чувства
являются психологическими новообразованиями, которые характеризуют личность
ребёнка дошкольного возраста в целом, его «систему Я» и мироощущение (об этом
говорят в своих исследованиях Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин и другие ученые).
Естественно, что работа в данном направлении во многом определяет социальную
значимость и даже миссию педагога-психолога в ДОУ. В первую очередь, ему
нужно выявить особенности проявления социальных эмоций у воспитанников разных
возрастных групп детского сада. Для этого можно
использовать адаптированную в соответствии с рекомендациями А.Д. Кошелевой
методику Г.А. Урунтаевой «Изучение социальных эмоций» и модифицированную
методику «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой. Инструкция дается общая для всех детей:
«Сегодня, ребята, мы будем рисовать дом, в котором могла бы жить вся ваша
группа. У меня есть большой лист бумаги и фломастеры с карандашами. Подумайте,
как лучше нарисовать дом и вас в нём» Материал и оборудование,
которые предлагаются детям: 1. Ватман, 2. Цветные карандаши, фломастеры,
3. Простые карандаши, ластик. Время коллективного рисования
ограничивается 10 минутами. В процессе наблюдения совместной деятельности
используются следующие параметры оценки: • Совместное планирование
деятельности. • Распределение действий между детьми. • Распределение
изобразительного материала (карандаши, фломастеры, места для рисования и т.п.).
• Ориентируются ли на сверстника пи выполнении задания. • Проявление
социальных эмоций (дают советы, беседуют, обращаются за помощью, спешат оказать
помощь и т.п.). • Общий эмоциональный настрой, эмоциональные появления
(когда. по каким причинам). • Высказывания детей во время работы. Кроме
того, по окончании рисования детям предлагается рассказать, что они видят на
картине и «что здесь происходит». Наблюдения за детьми дают возможность
определить не только уровни проявления социальных эмоций, но и различные уровни
организации совместной деятельности. Оказывается, что уровни организации
совместной деятельности определяют эффективность взаимодействия детей в группе в
целом и достижение или недостижение общего результата или цели. Это связано с
тем, что они коррелируют с особенностями проявления активности детей по
отношению к партнёрам и умением признавать их право на такую же активность;
возможностью вносить встречные предложения и заявлять своё несогласие с мнение
сверстника. С учётом результатов всех серий исследования детей можно отнести
к одной из трёх дифференцированных групп по организации совместной деятельности
и проявлению коллективных социальных эмоций Первый уровень (высокий):
Практически все дети данной группы проявляют высокую степень активности,
т.е. готовы предложить план деятельности, распределяют общее задание между всеми
участниками группы, они учитывают интересы всех и принимают все предложения для
общего обсуждения. Важно то, что каждый ребёнок из группы понимает, что
поставленная цель или получение результата зависит от действия каждого из них.
Поэтому в ходе деятельности каждый участник следит за действиями сверстника,
замечает проявление его социальных эмоций и адекватно выражает свои, при
необходимости может давать советы. Все возникшие проблемы дети способны решить
самостоятельно, без помощи взрослого. Широко используют опережающее одобрение и
поощрение действий сверстника, что оказывает положительное влияние на проявление
положительных социальных эмоций. Итогом такой деятельности всегда является
достижение общей цели, и удовлетворение потребностей каждого участника.
Второй уровень (средний): В данную группу могут входить как дети,
имеющие высокую степень активности, так и дети, которые недостаточно активны при
организации совместной деятельности Дети, имеющие высокую степень
активности, предлагают план деятельности, пытаются распределить действия между
участниками, но при этом воспитанники не ориентируются на социальные эмоции
сверстников, не учитывают мнения и интересы других детей. Преобладают
директивные указания, которые нередко вызывают отрицательные социальные эмоции
со стороны партнёров. В итоге не удовлетворяются потребности всех участников
процесса, что приводит к конфликту, который без вмешательства взрослого может
привезти к распаду деятельности, а значит, цель не будет достигнута. У детей
с недостаточной активностью в организации совместной деятельности цель может
быть достигнута и без вмешательства взрослого, но за счёт «уплощения»
коллективных социальных эмоций. При этом «инициаторы» выдвигают план
деятельности, их поддерживают малоактивные дети, готовые принять любые их
предложения, и включиться в деятельность, не возражая, не проявляя своей
инициативы. При этом они не удовлетворяют своих потребностей, а значит, не
испытывают эмоционального комфорта. Их чаще всего мало интересует результат и
его качество. Поэтому, выполняя порученные им действия, они не ориентируются на
действия сверстников. В итоге в процессе такой совместной деятельности у детей
закрепляется установка на их социальную «отверженность» коллективом сверстников.
Третий уровень (низкий). Участниками данной группы являются
недостаточно активные дети как в умении воздействовать на партнёров совместной
деятельности, так и в умении отстаивать своё мнение. В итоге неумение вступать
во взаимоотношения со сверстниками, недостаточный интерес к совместной
деятельности, непонимание того, что достижение цели возможно при совместных
усилиях приводит к краху, т.е. каждый ребёнок действует сам по себе, достижения
общего результата нет. С учетом выявленных особенностей развития и
проявления социальных эмоций у детей дошкольного возраста возможна организация
коррекционно-развивающей работы педагога-психолога на занятиях воспитателей и
других специалистов детского сада, а также вне их. С учетом выявленных
особенностей развития и проявления социальных эмоций у детей дошкольного
возраста возможна организация коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
на занятиях воспитателей и других специалистов детского сада, а также вне их.
Вне занятий, в процессе организации режимных моментов и свободной
деятельности воспитанников: • обсуждение и анализ проблемных ситуаций, и
решение смысловых задач, связанных с социальной тематикой; • использование
«вспомогательных слов и фраз», которые позволяют промаркировать и
проанализировать в ходе коллективного обсуждения проблемные ситуации; •
обсуждение роли партнёрского взаимодействия в жизни детей и в совместной
деятельности (например, в процессе учёта желаний и интересов детей в выборе себе
партнёра и материалов для совместного конструирования); • организация
уголков совместного художественного и технического конструирования; •
моделирование специальных ситуаций коллективного и индивидуального одобрения
социальных и конструктивных действий детей, в том числе, использование
комплиментов; • применение комплекса дидактических игр, в которых вводятся
правила доброжелательно общения со сверстниками и взрослыми и необходимость
регулирования негативных проявлений социальных эмоций. На занятиях условиями
проявления социальных эмоций как результата эмоционального развития
воспитанников являются: • учёт интересов детей к различным видам совместной
деятельности; • организация различных форм совместной деятельности; •
вариативность заданий для детей с разным уровнем развития; • специфическая
взаимосвязанность операций, действий, продукта совместной деятельности; •
введение оценочных воздействий педагога (оценка деятельности и оценка отношений,
проявления социальных эмоций); • использование специальных упражнений по
восприятию, распознаванию и проявлению социальных эмоций; • включение
результатов совместного труда в жизнь группы и детского сада, например,
организация театрализованных представлений, сюжетно-ролевых игр, уголков
ряженья. http://interaction.ucoz.ru/forum/8-9-1 |