Четверг, 12.12.2024, 21:03

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие нравственности и формирование характера

Сценарий непосредственной образовательной деятельности по развитию коммуникативно-речевых способностей детей

Е.С. Анненкова[1]

 

Сценарий непосредственной образовательной деятельности по развитию коммуникативно-речевых способностей детей

 

В своей педагогической практике я активно применяю социо-игровые приемы и упражнения, направленные на поддержание интереса, воспитание доброжелательного отношения детей к сверстникам, активизацию самостоятельности и творческих способностей. Это дает возможность объединить детей общим делом, совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. При этом дети открывают для себя разные взаимозависимости: между замыслом и конечным результатом, между приемами индивидуального и коллективного исполнения и т.д. Продемонстрирую это на примере одного из сценариев непосредственной образовательной деятельности с детьми.

 

Сценарий НОД

«Звук и Буква ″М″, или Сказка ″Три медведя″ на новый лад»

 

Цель: развивать коммуникативно-речевые способности детей и общительность как черту характера.

Задачи: способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества, желания узнавать новое; упражнять в выделении звуков на слух и в произношении, в согласовании местоимений и количественных числительных  с существительными; развивать фонематический слух.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Три медведя»; предметные картинки на звук «М»; картинки с изображением теней наложенных друг на друга объектов (медвежонок на пеньке, медвежонок за деревом, медведь вылезает из берлоги, медведь стоит около бочки, медведица стоит за кустами и др.); значки для обозначения гласных и согласных звуков; игрушки.

 

Ход образовательной деятельности

 

1.      Организационный момент (психогимнастика)

Педагог: Дети, вы помните сказку «Три медведя»? (Ответы детей.) Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку, как обрадовались возвращению Машеньки ее родители. (Один ребенок демонстрирует, остальные отгадывают, комментируют, показывают другие загадки и отгадки-действия.)

 

2.      Сообщение темы занятия

Педагог: Это Машенька из сказки «Три медведя» (выставляется кукла). Сегодня мы побываем с ней в гостях у трех медведей и повторим звуки «М» и «М’». (Выставляются игрушки-персонажи сказки.)

Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась.

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький  сломала.

В каких словах вы услышали звук «М»? Какой это звук? (Ответы детей.) Давайте покажем Машеньке, какими кружочками мы обозначаем звуки. Когда я назову слово с гласным звуком вначале, вы поднимете красный кружок. Если же я назову слово, начинающееся с согласного звука, вы должны будете поднять синий кружок. Все понятно? (Дети выполняют задание.) Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям. (Дети берутся за руки и поворачиваются друг к другу лицом. Задание для них следующее: одни дети загадывают, что они хотели бы получить в подарок, а другие — отгадывают. Обязательное условие: в названиях подарков должен быть звук «М» — мед, малина, машина, матрешка, мозаика, мяч, мак, альбом, майка, крем, марка и т.д. Дети выполняют задание.)

 

3.      Усвоение местоимений «мой», «моя».

Педагог: Вот мы пришли к медведям. Машенька попросила у них прощенья, вручила им подарки. Стал Мишутка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет мой машина. Это мой игрушка». Давайте научим Мишутку правильно использовать слова. Надо говорить «Моя машина, моя игрушка». Подумайте, о чем еще можно сказать «мой», «моя»? (Ответы детей.)

 

4.      Физкультминутка.

Педагог: Мишутка предложил Маше погулять по лесу. («Прогулка в лес» — ходьба с высоким подниманием колен.) Перешагиваем через высокую траву, перепрыгиваем через лужу. (Дети выполняют задание.) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они сначала прыгали, а потом притаились и замерли. Раз, и поймали комарика. Изобразите, как они все это делали. (Дети выполняют задание.) А теперь, давайте поиграем. (Проводится игра «Лягушки».) Встаньте в круг. Скажем вместе: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: Ква-ква-ква!» (Дети изображают прыгающих лягушек. Затем дается индивидуальное задание для необщительного ребенка.) «Вика, встань-ка в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голос». (Один из детей произносит: «Ква-ква-ква». Вика отгадывает.)

 

5.      Произношение звука «М» в чистоговорках и стихах

Педагог: Мишутка чего-то испугался и спрятался за дерево. (Дети рассматривают картинки с изображением теней и ищут, на которой из них изображен медвежонок, спрятавшийся за деревом.) Хотите узнать, что с ним случилось дальше?

Мед медведь в лесу нашел                (произносит радостно)

Мало меда, много пчел                      (произносить грустно)

М-м-ма-ло м-ме-да нам-м                  (произносит с изменением силы и тембра голоса)

 

(Педагог предлагает детям присоединиться к игре. Играющие произносят текст разными голосами, с различными интонациями, используя разные образы.)

 

Бедный мишка заболел:

Мишка много меда съел.

Мишка плачет и кричит:

— У меня живот болит.

(Дети изображают плач и показывают, как болит живот.)

 

Педагог: Как бы успокоить нашего Мишутку? (Дети предлагают свои варианты.)

 

6.      Согласование количественных числительных 1, 4, 5 с существительными.

Педагог: Давайте вместе с Машенькой и Мишуткой поиграем. (Педагог делит детей на пары так, чтобы в именах партнеров хотя бы одна буква была одинаковой. Дети делятся на пары, берутся за руки и становятся друг за другом по левую и правую руку от педагога в игровой комнате. Выполняется задание-соревнование в парах: «Сосчитай до пяти: чья пара быстрее это сделает?». При этом дается задание на согласование числительных с существительными: на скорость надо подсчитать количество изображенных предметов на картинках, которые быстро предъявляет педагог. Пары, которые справляются с заданием раньше, чем их конкуренты, выигрывают. Затем они соревнуются между собой. Им могут помогать зрители — пары, которые раньше были их соперниками. В конце соревнования Мишутка вручает всем по шишке — подарку из леса. Дети придумывают, что с ними можно сделать так, чтобы порадовать всю группу.)

 

7.      Итоги занятия.

Педагог: Ну что, понравилось вам играть с Мишуткой? Почему? (Педагог предлагает детям во второй половине дня сделать из шишек поделки и устроить из них выставку в раздевалке группы.)

 

 



[1] Анненкова Елена Станиславовна — учитель-логопед ГБОУ №1921 г. Москва.

Категория: Развитие нравственности и формирование характера | Добавил: 461119 (29.08.2013)
Просмотров: 1276 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: