Е.С. Анненкова
Сценарий непосредственной образовательной деятельности по развитию
коммуникативно-речевых способностей детей
В своей педагогической практике я активно
применяю социо-игровые приемы и упражнения, направленные на поддержание
интереса, воспитание доброжелательного отношения детей к сверстникам,
активизацию самостоятельности и творческих способностей. Это дает возможность
объединить детей общим делом, совместным обсуждением индивидуальной работы и
превращением ее в коллективную. При этом дети открывают для себя разные
взаимозависимости: между замыслом и конечным результатом, между приемами
индивидуального и коллективного исполнения и т.д. Продемонстрирую это на примере
одного из сценариев непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Сценарий НОД
«Звук
и Буква ″М″, или Сказка ″Три медведя″ на новый лад»
Цель: развивать коммуникативно-речевые способности детей и общительность как
черту характера.
Задачи: способствовать развитию
у детей активной позиции, самостоятельности, творчества, желания узнавать
новое; упражнять в выделении звуков на слух и в произношении, в
согласовании местоимений и количественных числительных с существительными; развивать фонематический слух.
Оборудование: иллюстрации
к сказке «Три медведя»; предметные картинки на звук «М»; картинки с
изображением теней наложенных друг на друга объектов (медвежонок на пеньке,
медвежонок за деревом, медведь вылезает из берлоги, медведь стоит около бочки, медведица
стоит за кустами и др.); значки для обозначения гласных и согласных звуков; игрушки.
Ход образовательной деятельности
1.
Организационный момент
(психогимнастика)
Педагог: Дети, вы помните
сказку «Три медведя»? (Ответы детей.)
Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку,
как обрадовались возвращению Машеньки ее родители. (Один ребенок демонстрирует,
остальные отгадывают, комментируют, показывают другие загадки и
отгадки-действия.)
2. Сообщение темы занятия
Педагог: Это Машенька из сказки «Три медведя» (выставляется кукла). Сегодня мы побываем с ней в гостях у трех медведей
и повторим звуки «М» и «М’». (Выставляются
игрушки-персонажи сказки.)
Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в
дом явилась.
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький
сломала.
В каких словах вы услышали звук «М»? Какой это звук? (Ответы детей.) Давайте покажем Машеньке,
какими кружочками мы обозначаем звуки. Когда я назову слово с гласным звуком
вначале, вы поднимете красный кружок. Если же я назову слово, начинающееся с согласного
звука, вы должны будете поднять синий кружок. Все понятно? (Дети выполняют задание.) Машенька огорчилась, что сломала стульчик
Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем
ей подобрать подарки медведям. (Дети
берутся за руки и поворачиваются друг к другу лицом. Задание для них следующее:
одни дети загадывают, что они хотели бы получить в подарок, а другие — отгадывают.
Обязательное условие: в названиях подарков должен быть звук «М» — мед, малина, машина,
матрешка, мозаика, мяч, мак, альбом, майка, крем, марка и т.д. Дети выполняют
задание.)
3.
Усвоение местоимений
«мой», «моя».
Педагог: Вот мы пришли к медведям.
Машенька попросила у них прощенья, вручила им подарки. Стал Мишутка рассматривать
подарки и спрашивает: «Теперь это будет мой машина. Это мой игрушка». Давайте научим
Мишутку правильно использовать слова. Надо говорить «Моя машина, моя игрушка». Подумайте,
о чем еще можно сказать «мой», «моя»? (Ответы
детей.)
4. Физкультминутка.
Педагог: Мишутка предложил Маше погулять по лесу. («Прогулка в лес» — ходьба с высоким подниманием колен.) Перешагиваем
через высокую траву, перепрыгиваем через лужу. (Дети выполняют задание.) Изобразите лягушек, которые охотятся за
комарами. Они сначала прыгали, а потом притаились и замерли. Раз, и поймали
комарика. Изобразите, как они все это
делали. (Дети выполняют задание.) А
теперь, давайте поиграем. (Проводится игра
«Лягушки».) Встаньте в круг. Скажем вместе: «Вот лягушки по дорожке скачут,
вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: Ква-ква-ква!» (Дети изображают прыгающих лягушек. Затем дается индивидуальное задание
для необщительного ребенка.) «Вика, встань-ка в круг, закрой глаза и узнай,
кто подает голос». (Один из детей произносит:
«Ква-ква-ква». Вика отгадывает.)
5. Произношение звука «М» в
чистоговорках и стихах
Педагог: Мишутка чего-то испугался и спрятался за дерево. (Дети рассматривают картинки с изображением теней и ищут, на которой из
них изображен медвежонок, спрятавшийся за деревом.) Хотите узнать, что с
ним случилось дальше?
Мед
медведь в лесу нашел (произносит радостно)
Мало
меда, много пчел (произносить грустно)
М-м-ма-ло
м-ме-да нам-м (произносит с изменением силы и тембра голоса)
(Педагог предлагает
детям присоединиться к игре. Играющие произносят текст разными голосами, с
различными интонациями, используя разные образы.)
Бедный мишка заболел:
Мишка много меда
съел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит.
(Дети изображают
плач и показывают, как болит живот.)
Педагог: Как бы
успокоить нашего Мишутку? (Дети
предлагают свои варианты.)
6.
Согласование количественных
числительных 1, 4, 5 с существительными.
Педагог: Давайте вместе
с Машенькой и Мишуткой поиграем. (Педагог
делит детей на пары так, чтобы в именах партнеров хотя бы одна буква была
одинаковой. Дети делятся на пары, берутся за руки и становятся друг за другом
по левую и правую руку от педагога в игровой комнате. Выполняется задание-соревнование
в парах: «Сосчитай до пяти: чья пара быстрее это сделает?». При этом дается
задание на согласование числительных с существительными: на скорость надо подсчитать
количество изображенных предметов на картинках, которые быстро предъявляет
педагог. Пары, которые справляются с заданием раньше, чем их конкуренты,
выигрывают. Затем они соревнуются между собой. Им могут помогать зрители —
пары, которые раньше были их соперниками. В конце соревнования Мишутка вручает
всем по шишке — подарку из леса. Дети придумывают, что с ними можно сделать
так, чтобы порадовать всю группу.)
7.
Итоги занятия.
Педагог:
Ну что, понравилось вам играть с Мишуткой? Почему? (Педагог предлагает детям во второй половине дня сделать из шишек
поделки и устроить из них выставку в раздевалке группы.)
Анненкова
Елена Станиславовна — учитель-логопед ГБОУ
№1921 г. Москва.
|