Четверг, 28.03.2024, 12:34

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие нравственности и формирование характера

Социально-эмоционального развитие дошкольников посредством арт-педагогических культурных практик

УДК 373.2

Социально-эмоционального развитие дошкольников посредством арт-педагогических культурных практик

Тупичкина Елена Александровна

 доктор педагогических наук, профессор,

Армавирский государственный педагогический университет,

Россия, г. Армавир,

Попова Ирина Валерьевна

Старший воспитатель МБДОУ №3,

п. Мостовской Краснодарского края.      

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

 

Развитие социального интеллекта и его эмоционального составляющего является чрезвычайно важным на различных этапах детского возраста. Наиболее активной этап в социально-эмоционального развития личности, как известно,  принадлежит дошкольному периоду детства. В дошкольном возрасте закладываются основные личностные механизмы, формируется первоначальная модель мира, система отношений с окружающими людьми, представления о своих возможностях.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, по словам Л.С.Выгоского, эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка. Необходимо отметить, что эмоции действительно составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, в частности, в старшем дошкольном возрасте, когда происходит качественное изменение содержания аффектов. Развитие эмоциональной сферы обуславливает возникновение у ребенка особых форм сопереживания, сочувствия другим детям и взрослым, становление у ребенка самосознания, эмоциональной децентрации (умению встать на позицию другого, учитывать его чувства и потребности). Все вместе взятое, в конечном итоге, способствует появлению эмоционального предвосхищения, дающему возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл, как для себя, так и для окружающих.

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития ребенка является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами и обусловлен принадлежностью к социокультурному контексту, что и придаёт большую значимость процессу социализации в дошкольном возрасте. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема социализации, эмоционального развития, формирования у детей нравственных представлений и моральных норм. Сегодня осуществляется активный поиск подходов к социально-эмоциональному развитию дошкольников, методов и средств реализации данного направления деятельности, адекватных возрастным особенностям детей, психологическим механизмам социализации современного ребенка, а также задачам, определенным Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития ребенка. Так, в разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям) [5].

Понимая важность и значимость эмоционального развития в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад  комбинированного вида № 3 «Колокольчика» п. Мостовской реализуется инновационная программа «Арт-педагогические культурные практики обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в детском саду». В основу инновационной деятельности был положен арт-педагогический подход. В качестве эффективных средств обеспечения эмоционального развития и эмоционального благополучия ребенка-дошкольника выступают арт-педагогические культурные практики. В связи с этим кратко остановимся на основных понятиях заявленной проблемы.

Арт-педагогика рассматривается нами как интегративная область современного гуманитарного знания, синтез трех областей научного знания (искусства, педагогики и психологии), о закономерностях, принципах и механизмах использования психолого-педагогического потенциала разных видов искусства и соответствующих форм художественно-творческой активности (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованно-игровой и др.) в целях эффективного и оптимального решения задач, стоящих перед педагогом. Одной из важных арт-педагогики является развивающее-коррекционная, связанная, в том числе, с формированием эмоциональной сферы личности ребенка-дошкольника [1].

Данный подход  к пониманию сущности арт-педагогики является наиболее близким для нас, так как подразумевает весь диапазон возможностей использования в педагогическом процессе видов искусства различной модальности, создающих обширное поле для его педагогической реализации в целях помощи ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности, другими словами, помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации. В отличие от художественного образования  в арт-педагогике на первый план выдвигается задача становления индивидуально-личностных внеэстетических феноменов, т.е. формирование мотивационно-смысловой сферы человека, его духовного мира, мироощущения, мировосприятия, миропонимания. В арт-педагогике не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом [1]. Познавая реальные социальные связи и отношения, будучи ограниченным в возможностях непосредственного включения себя в эти структуры, ребенок активно ищет и проецирует свой опыт в специфическую художественную ситуацию. В то же время, художественное развитие личности ребенка, являясь не столь приоритетным, также осуществляется, но оно происходит параллельно и не становится самоцелью, как и реализуется терапевтическая функция искусства.

Арт-педагогические культурные практики – это инициируемое взрослым или самим ребенком разнообразные, основанные на его интересах виды его художественно-творческой деятельности, это ситуации встречи с различными видами искусств и использования их языковых средств для самовыражения своих, чувств, настроений мыслей. В процессе включения дошкольника в арт-педагогические культурные практики осуществляется приобретение опыта художественно-творческой деятельности, освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Арт-педагогические культурные практики  являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и творчества ребенка [4].

В арт-педагогических культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого посредством различных видов искусств. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Арт-педагогические культурные практики, по сути, выступают в качестве одного из универсальных способов взаимодействия растущего человека с миром и как механизма эмоциональ­ной адаптации, а значит средства обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Анализ педагогической практики позволяет выделить ряд направлений включения арт-педагогики в образование дошкольников в детском саду:

  • фрагментарное включение отдельных арт-методов в различные виды деятельности  с дошкольниками, направленными на решение конкретных педагогических задач (развивающих, коррекционных, диагностических); это своеобразные ситуационные культурные практики.
  • проведение самостоятельных игровых арт-занятий, творческих мастерских (индивидуальных и групповых), обеспечивающих профилактику эмоционального неблагополучия детей, развитие эмоциональной устойчивости.
  • организация деятельности, арт-практикумов, кружков, обеспечивающих включение детей в различные виды художественной деятельности, направленной на развитие художественно-творческих способностей ребенка, гармонизацию эмоционального состояния детей, формирование психологического здоровья дошкольников.

Инновационная программа в детском саду только начала реализовываться. В качестве ожидаемого результата пе­дагогической деятельности мы видим повышение уровня эмоционального благополу­чия дошкольников, который проявляется в таких характеристиках как эмоциональная устойчивость, жизнерадостное, бодрое настроение, уверен­ность, доброжелательность, активность, общительность дошкольников.

Список используемой литературы

  1. Тупичкина Е.А. «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками». Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. С.97-102.
  2. Тупичкина Е.А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 76–85.
  3. Тупичкина Е.А., Минакова Е.М. Формирование стрессоустойчивости у дошкольников средствами изотерапии.  //Детский сад: теория и практика №7/2015.,С.94-104. 
  4. Тупичкина Е.А., Попова И.В. Арт-педагогические культурные практики как средство обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в детском саду: к постановке проблемы. Педагог как творец образовательного пространства: Материалы 4 Международной научно-практической конференции (г. Армавир, сентябрь 2016 год). – Армавир, ПОЛИПРИНТ ИП «ЧайкаА.Н.».  2016. – 184 с. С. 92-95.
  5. ФГОС дошкольного образования. Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

 

Категория: Развитие нравственности и формирование характера | Добавил: 461119 (06.11.2016)
Просмотров: 1594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: