Суббота, 20.04.2024, 12:50

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие нравственности и формирование характера

Своеобразие социально- коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Своеобразие   социально- коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Арасланова Анна Александровна

                                                          магистрант  ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» 

 Россия,  г. Москва,

 

научный руководитель доцент кафедры

дошкольной дефектологии, института детства,

ФГБОУ ВПО «МПГУ» Лавская Н.С.

 

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Проблему социально- коммуникативных умений рассматривали  Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У.Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др. Формирования социально- коммуникативных умений на настоящий момент является приоритетным направлением компетентностного подхода.

Т.В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие при формировании социально- коммуникативных умений у дошкольников. Это:

- представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;

- их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач;

- наличие в поведении детей нового способа саморегуляции.

В том случае, если недостаточно сформирована одна из составляющих, то это приводит к той или иной форме «социального инфантилизма», что ведёт к проблемам в адаптации к новым условиям. Для детей дошкольного возраста это приводит к проблемам в адаптации к школьному учреждению, а в следствии к обучению.

Несформированные социально- коммуникативные умения в детском саду, а особенно  неуверенность ребёнка в своих способностях, становится основной преградой в обучении. Хорошее начало обучения лучшим образом сказывается на дальнейшем становлении дошкольника.

Центр практической психологии образования Московской области, проанализировав опыт ведущих специалистов стран мира в экономическом отношении, составил список социально-коммуникативных  умений для детей 5-7 лет. По их данным можем выделить как особенности формирования социально-коммуникативных  умений, так и  основные направления, на которые важно уделить педагогу внимание при проведении социальной работы с детьми, в особенности с речевыми нарушениями. Р.Е. Левина считает, что речевое нарушения не может быть само по себе, оно всегда будет затрагивать с личностью и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Также в результате проведённого нами эксперимента в исследовательской работе по теме «Формирование социально- коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР», удалось выяснить, что развитие социально-коммуникативных умений у детей с ОНР характеризуется негативными тенденциями. У детей с речевой патологией  преобладает эгоцентрический тип эмпатии, у них низкий уровень способности к партнёрскому диалогу и низкий уровень коммуникативных способностей, а так же их самооценка ниже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

 Специалистами выделяется перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста. Он содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладение с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению. Подробно рассмотрим некоторые, наиболее важные на наш взгляд, составляющие при формировании социально- коммуникативных умений, исходя из мнений специалистов центра практической психологии образования Московской области.

I группа навыков – это навыки адаптации к образовательному учреждению. По мнению психологов ребёнок должен:

  • Уметь обращаться за помощью. Этот навык подразумевает, что

ребёнок  готов признать, что он сам не может справиться с ситуацией и ему необходима помощь другого человека. Так же ребёнок должен суметь принять отказ от помощи, если взрослый не может помочь.  Это навык может проявиться когда ребёнок испытывает трудности в выполнении задания и просит помощи у воспитателя, или  дома у взрослых. Если же этот навык не сформирован, то ребёнок остаётся наедине с невыполненным заданием и тогда его одолевает чувство беспомощности. Ребёнок может заплакать или уйти в себя. Ещё ребёнок может начать привлекать взрослых к своей проблеме плохим поведением. Это навык состоит из нескольких «шагов». Во-первых, ребёнок должен оценить ситуацию может ли он справится с заданием и выбрать человека, к которому можно обратиться за помощью.  Во-вторых, привлечь внимание взрослого он должен словами «Помогите мне, пожалуйста», а дождавшись ответа разъяснить ситуацию, если взрослый готов помочь.  Если же этот человек не может помочь, то тогда попросить другого. И в-третьих, поблагодарить взрослого, когда тот поможет.

  • Уметь следовать полученной инструкции.

Содержание навыка заключается в том, что ребёнок правильно понимает то, что ему хотели сказать и впоследствии выполняет задание так, как  нужно.  И ребёнок должен суметь высказать свою точку зрения к услышанному – будет ли он это делать. Этот навык проявляется на занятиях в детском саду или же дома. Ребёнок с энтузиазмом принимается за выполнение задания. Полностью этот навык сформируется уже в школьном возрасте, когда ребёнок сумеет адекватно оценивать свои возможности. Но предпосылки формируются уже на данном этапе.  Если навык не сформирован, то ребёнок  берётся за непосильные задания, начинает делать задание, не дослушав или не поняв инструкцию.

  • Уметь доводить работу до конца. Здесь ребёнок должен устоять перед

искушением взяться за другую работу и выполнить работу до получения результата.  Навык  может проявиться в следующих ситуациях: ребёнок доделывает до конца аппликацию, дорисовывает рисунок, помогает родителям на просьбу помочь что-либо сделать. Если навык не сформирован, то ребёнок может даже не заметить, что работа не доделана.  При  присутствии этого навыка ребёнок может и подбадривать себя словами: «Ещё чуть-чуть! », «Ещё разок!» и т.д.

II группа социальных компетенций дошкольника – это навыки общения со сверстниками. Эти навыки подразумевают:

  • Умения присоединиться к играющим детям. Дети уже в дошкольном

возрасте показывают своё желание присоединиться к группе играющих. Но также важным здесь является то, что они должны уметь принимать отказ, суметь понять, что в сложившейся группе можно оказаться  лишним и нужно отнестись к этому спокойно, не считая, что это означат ненужность этой группе в дальнейшем, в какой-то другой деятельности. Если ребёнок не умеет этого делать, то часто он остаётся в стороне, или, не понимая отказа, обижается и начинает плакать.

  • Умения выражать симпатию. Проявляется этот навык в дружелюбии,

положительном отношении к сверстникам и умни выразить это отношение. Если навык не сформирован, то ребенок,  либо ведёт себя высокомерно, либо застенчиво.

  • Умения принимать комплименты. Навык состоит в умении

выслушивать похвалу от других за свои поступки, при этом не смущаясь и не испытывая чувства неудобства. И в итоге ребёнок должен поблагодарить за добрые слова.

  • Умения проявлять инициативу. Содержание навыка: активность в

решении собственных проблем и удовлетворении потребностей. Если навык сформирован, то ребёнок в силах организовать какую-то  игру, не ожидая её от других. Ребёнок может определить роли других детей в игре и всячески подбадривать сверстников для достижения игровой цели.

III группа навыков – навыки альтернативы агрессии. Эти навыки включают в себя:

  • Умения мирно отстаивать свои интересы. Навык заключается в умении

высказать своё мнение, сказать о своих потребностях, чтобы эти потребности были удовлетворены или пока не будет достигнут компромисс. Ребёнок должен показывать настойчивость и игнорировать замечания, которые будут провоцировать чувство вины. В случаях отсутствия этого навыка  ребёнок накапливает опыт неудач и становится обидчивым и/ или завистливым.

  • Умения адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят. Ребёнку,

конечно же, трудно  отнестись спокойно к насмешкам, либо спокойно ответить в ситуациях, когда дразнят.  Если навык отсутствует, то ребёнок осень переживет по этому поводу и  чувствует себя одиноким или плохим. Главное ребёнок должен понять в этой ситуации: «Должен ли я верить тому, что сказал обидчик?» И хотя дразниться самому не хорошо, но отвечать на дразнилки, когда тебя дразнят можно и нужно. Так ребёнок будет выглядеть довольным.

  • Умения проявлять толерантность. В наше время это актуальные

 умения. С дошкольного  возраста ребёнок в состоянии принять других детей такими,  какие они есть. И ещё взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность – это ещё и умение проявить сочувствие и сострадание. Безусловно, здесь ещё и сказывается влияние взрослых. Особенно это заметно, когда мы говорим об отношении к детям с физическими недостатками. Дети сами по себе вероятнее всего относились бы к таким детям толерантнее, если бы взрослые не заостряли внимание на физических недостатках детей, на их грубых речевых нарушениях.  И, конечно же, если навык не сформирован, то у ребёнка зарождаются чувства высокомерия и жестокости.

И IV группа навыков –  навыки преодоления стресса. В этом случае ребёнку нужно уметь:

  • Уметь говорить «нет». Ребёнок в состоянии ответить «нет» в ситуации,

когда его что- либо не устраивает. Например, это должно быть в ситуации, когда дети постарше просят ребёнка обмануть взрослого или сверстника. При отсутствии этого навыка ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, оказываются «подставленными»  другими детьми.

  • Уметь справляться  с ситуацией игнорирования. Часто детям

приходится сталкиваться с ситуациями, когда взрослым как бы не до них. На это дети отвечают капризами, обидчивым поведением. А в случае отказа взрослого или сверстника от взаимодействия, ребёнок должен найти себе другое занятие. Так же нет ничего страшного в том, если ребёнок повторит просьбу в  том случае, когда ему покажется, что его не услышали.

Таким образом, мы проанализировали наиболее важные на наш взгляд особенности при формировании социально- коммуникативных умений детей 5 – 7 лет. По этим умениям можно представить эталон поведения социально компетентного ребёнка и сравнить с поведением конкретных детей.

 

Список использованных источников.

1. Ермолова, Т. В. Тезисы Международной Конференции / Т.В. Ермолова // Культурно-историческая психология : современное состояние и перспективы. – М. : МГППУ, 2006.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации : пособие для практич. работников дошк. образоват. учр. / под общ. ред. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.

4. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М.  Погольша . –  Питер, 2002.

4. Служба практической психологии образования Московской области [ Электронный ресурс ] : образовательный портал. – Электрон. дан. – режим доступа:http://www.psychologia.edu.ru/article.php?id_catalog=14&id_position=11 , свободный. – Загл. с экрана.

 

Категория: Развитие нравственности и формирование характера | Добавил: 461119 (04.11.2016)
Просмотров: 1926 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: