Пятница, 29.03.2024, 09:55

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие нравственности и формирование характера

Воспитание доброты

Воспитание доброты[1]

Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности между ними. «Добро и зло асимметричны по отношению друг к другу. Добро не ссылается на зло в подтверждение своей правоты, а зло всегда выдает за свое оправдание то или иное Д.» (С. Лем). В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.

Вопросы для обсуждения в Академии родителей: Попробуйте задать детям следующие вопросы:

  • Что такое Доброта? Как ты думаешь?
  • Что значит выражение: «быть добрым человеком»? Зачем это нужно в жизни?
  • Ты, например, добрый человек? Приведи примеры добрых поступков.

Как, на Ваш взгляд, ответы детей связаны с педагогическими установками в Вашей семье и отражают специфику семейного воспитания?

Мнение родителей: Родители считают доброту одним из важных качеств, которое нужно воспитывать с детства, однако обобщают и постепенно заменяют данное понятие на понятие «хороший ребенок». Об этом свидетельствуют результаты блиц-опросов детей: «Добрый человек – хороший человек», «Быть добрым человеком – значит помогать кому-то», «Это когда не злятся, не ругаются». Понятие «добрый» и «хороший» для детей означает практически одно и то же. Мама «хорошая и добрая» – когда не сердится, разрешает «побегать» и покупает игрушки, «сладости и машинки», папа «добрый» – когда «разрешает сесть ему на шею», «играет вместе с нами», «смешит» и т.д. Главным критерием проявления «доброты» ребенок считает, по-видимому, доброжелательное внимание и проявление заботы со стороны взрослого. Этого родители часто не замечают. Кроме того, в определении самостоятельных проявлений данного качества со своей стороны дети часто затрудняются. На просьбу привести примеры своих добрых поступков они рассказывают, как они помогают дома своим мамам и бабушкам: «моют вместе полы», «готовят ужин» и т.д., т.е. взрослый в их высказываниях практически всегда выступает соучастником проявления «доброты».

Мнение специалистов:

Для детей дошкольного возраста понятие «быть добрым» неразделимо связано с понятием «быть хорошим», т.е. «идеальным» в глазах взрослых и ровесников, однако реальное поведение детей может не соответствовать этому идеалу, расходиться с представлениями об «идеальном» образе себя. При этом характерно, что большинство детей продолжают оценивать себя как «хороших» только потому, что момент нарушения нравственных норм не был зафиксирован взрослым. Более того, при выборе: «Каким ты хочешь быть, когда вырастешь:  сильным, добрым, красивым или умным?» - очень мало детей выбирают: «Быть добрым» (около 15-20%). Об этом стоит задуматься  родителям.

Проблемная ситуация:  Мой внук ходит в подготовительную группу детского сада. Вчера воспитательница прочила ему и всем детям сказку  «Добро и Зло». Саша, не дослушав ее, встал и сказал, что «не надо читать про добро, надо деньги зарабатывать». Позже, пока не видел педагог, принес в группу пакетик с сушками. И стал их продавать. Дети платили ему по 10 копеек. У кого не было денег, тому он не давал сушку. Воспитательница, Нина Георгиевна, заметила эту ситуацию, а Сашка ей объяснил, что это «бизнес – здесь нельзя делиться - это не добро и не зло». В кого он такой? У нас хорошая семья. Папа, правда, занимается бизнесом…

Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации

Данный пример говорит о смене системы координат, связанных с восприятием себя и окружающего мира у ребенка. Ваш Саша начал ориентироваться на то, что ассоциируется с них с успехом и выгодой: «Ты – мне, я - тебе». Поэтому «добрый – это тот, кто говорит приятные слова», «Это кто умеет попросить, например, нужно сказать: «Налей попить, бабушка!»» Это «нужно, чтобы с тебя хвалили, тебя любили, хорошо относились другие люди и покупали подарки родители, разрешали смотреть мультфильмы и читали интересные книжки». Примерно так он начинает рассуждать. И все замыкается на самолюбии ребенка и родителя. Ведь родители – живой, самый сильный пример для детей. Если папа, приходя с работы, увлеченно рассказывает о своем бизнесе, как он выгодно что-то продал или купил, то ведь он не комментирует это с нравственной точки зрения, правда? Поэтому для ребенка это – «не добро и не зло». С другой стороны, видимо, Саша «недополучает» конкретных примеров от отца и комментариев со стороны родителей о том, что они часть денег, полученных от прибыли, тратят, например, на помощь детям-сиротам в детских домах.

Варианты решения проблемной ситуации

Предложите всей семье поиграть в «сочинение семейных историй». В качестве зачина первой истории предложите сочинить историю про мальчика Степу, который хотел стать бизнесменом. Потом пусть родители вместе с Сашей и Вами по очереди, по одному предложению, ее сочиняют. В процессе рассказывания истории введите описание проблемной ситуации (заранее поговорите с папой, чтобы он поддержал Вас, если ребенок выберет «ненравственный» вариант ее разрешения). Затем остановите рассказ. Скажите, что с этого момента у истории может быть несколько продолжений и несколько окончаний. Предложите ребенку описать, как можно поступить. Выслушайте. Спросите, чем это закончится – и опишите, как постепенно, вырастая, можно забыть, что такое «доброта» и потерять всех друзей, любовь окружающих («а это ни за какие деньги нельзя купить»). Пусть папа это подтвердит, отвлечется и приведет пример из своего бизнес-опыта. Затем спросите у папы, как бы поступил на месте Степы он, чтобы стать в будущем хорошим бизнесменом, но не «погубить свою душу» - не стать бессердечным, жестоким человеком.

Упреждающие меры во избежание будущих проблем и идеи для дальнейшего развития

Хотите узнать, что творится в душе у Вашего Саши? Попросите его назвать

1. самые хорошие слова;

2. самые плохие слова, - и предложите вместе обсудить их ответы.

Еще можно предложить нарисовать лестницу из 5 или 7 ступенек и сверху поставить самого хорошего человека, а внизу - самого плохого. Попросить определить или нарисовать, где каждый из них поставит себя, объяснить, почему он сделал так или иначе. Пусть поставит здесь же, на лестнице, вас и папу, воспитательницу. Так выясните, чью систему ценностей каждый из них при этом копирует и на какие оценки взрослых ориентируются. Это нужно учитывать для того, чтобы правильно оценивать поведение ребенка: вы узнаете, по каким параметрам – чаще всего «однобоким» - он воспринимает и оценивает ситуацию. При этом почаще хвалите его за доброту, за умение не жадничать - отдавать и делиться с другими. Специально моделируйте такие ситуации, давайте образец подобного поведения и… показывайте внуку, как сильно радуетесь, когда она так себя ведет. Учите получать от этого удовольствие, не требуя ничего взамен. Постепенно система оценки ситуации и самооценки изменится.

 

[1] Автор - Н.В. Микляева.

Категория: Развитие нравственности и формирование характера | Добавил: 461119 (10.07.2014)
Просмотров: 1851 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: