Воскресенье, 13.06.2021, 14:18

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие умственных способностей

Календарно-тематический план работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Календарно-тематический план работы

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

с детьми младшей специализированной группы для детей

с нарушением зрения на 2015-2016 учебный год

 

Составила: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 1034

Ефремова Татьяна Ивановна 

 

Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад"  №2 за 2016 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).

Фрагмент плана (середина года)

16.11.1520.11.15 Тема недели: «ПОСУДА»

ПОНЕДЕЛЬНИКсоциально-бытовая ориентировка

Бинарное взаимодействие тифлопедагога с медсестрой-ортоптисткой

Коррекционная работа

-Подготовка детей к аппаратному лечению. (лист 9)

Подготовка к упражнениям на локализаторе-корректоре:

 Цель. Учить фиксировать амблиопичным глазом детали.

Развивать зрительное внимание, запоминание.

Опознание предметных изображений по форме. 

Отработка приемов определения и опознания контура.

Цель. Развитие наглядно-образного мышления.

Способствовать закреплению результатов аппаратного лечения

Игровые упражнения для подготовки детей к лечению на специальных аппаратах

««Сложи картинку из 4-х частей», «Совмещение силуэтного трафарета с контурным изображением».

«Обводка на аппарате «Светлячок».

Аппарат «Светлячок».

Фломастер черный, цветные карандаши, листы

предметы разной текстуры и

разрезные картинки из 4-х частей по теме «Посуда»,  силуэтные трафареты посуды,   контурные изображения посуды..

БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ (воспитатель тифлопедагог)

- НОД по образовательным областям

ФЦКМ. Познавательное развитие.

 (ознакомление с окружающим миром)

Коррекционное направление-социально-бытовая ориентировка

- Расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.

 

– Учить узнавать и называть основные виды посуды;

– Учить выделять и называть части одного предмета чайной посуды;

– Упражнять в практическом применении посуды,  выполнять действия с посудой;

– Формировать обобщающее понятие «Чайная посуда»

- Рассмотреть предметы чайной посуды.

-. Выделить и назвать части одного предмета посуды.

- Правильно назвать предметы посуды в силуэтном
и контурном изображении.

реальная и игрушечная чайная посуда; цветное изо-бражение чайной посуды; силуэтное и контурное изображение посуды; образцы с точечным изображением посуды:

Коррекционно-развивающий комплекс дидактических игр по развитию социально-бытовой ориентировки (работа по подгруппам)

 

 

 

-Знакомство с названием предметов столовой посуды, их формой, цветом, назначением.

- Закреплять умения соотносить разнородные предметы.

- Учить выделять сенсорные эталоны осязательных признаков предметов.

- Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т.п.).

- Обогащать чувственный опыт детей

Совместны игровые упраж. с тифлопедагогом

Рассматривание предметов столовой посуды.

 Расскажи про посуду, которая у тебя на столе.

«Накроем стол к обеду»

Расскажи, что где стоит.

Предметы столовой посуды,

Предметы для обследования посуда: пластмассовая, металлическая, глиняная.

17.11.15       ВТОРНИК – развитие зрительного восприятия

Бинарное взаимодействие тифлопедагога с медсестрой-ортоптисткой

Коррекционная работа

-Подготовка детей к аппаратному лечению.

Подготовка к упражнениям на амблиотренере

Цель. Развивать подвижность глаз, глазодвигательную функцию.

Опознание предметных изображений по форме. 

Отработка приемов определения и опознания контура.

Цель. Развитие наглядно-образного мышления.

Способствовать закреплению результатов аппаратного лечения.

Игровые упражнения для подготовки детей к лечению на специальных аппаратах

«. «Проследи взглядом за фонариком» «Обводка на аппарате «Светлячок».

Аппарат «Светлячок».

Фломастер черный, цветные карандаши, листы, фонарик

БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ (воспитатель тифлопедагог)

- НОД по образовательным областям

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Миски трёх медведей»

Коррекционное направление- развитие зрительного восприятия, мелкой моторики

Различать, выделять и сравнивать величину предметов.

- Развивать глазомер.

- Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький,

 - группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков: величине

Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания глины кругообразными движениями.

-Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх.

- Закреплять умение лепить аккуратно.
 

Игровые упражнения

Корд речи с движ. «Тарелка»

«Найди большие и маленькие»

«Что больше, что меньше?»

Пластилин, дощечки для лепки, салфетки, предметы посуды большие и маленькие, эталоны формы

Коррекционно-развивающий комплекс дидактических игр по развитию зрительного восприятия

(работа по подгруппам)

 

 

-Формировать у детей зрительные способы обследования предметов посуды.

-Различать и называть форму геометрических фигур и соотносить с формой реальных предметов посуды.

- Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом

- по силуэтному и контурному изображению:

- находить реальный предмет:

- Развивать прослеживающую функцию глаз.

 - Развивать зрительно-моторную координацию

- Соотнести контурное и силуэтное изображения предметов посуды с цветным, с реальным объектом.

- «Найди и назови такую же посуду»

- «Подбери одинаковые по форме»

Контурное, силуэтное, цветное изображения предметов посуды, реальная посуда. Лото «Посуда», эталоны формы

НОД по образовательным областям

интегративная деятельность.

Физическое развитие. Физическая культура.

Взаимодействие тифлопедагога, воспитателя, воспитателя по физическому воспитанию по поводу сопровождения ребёнка-инвалида, детей с сочетанными дефектами на занятиях физической культурой.

- Способствовать развитию полисенсорного восприятия посредством формирования представлений о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях.  

-  Повышать функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию средствами яркого оборудования и зрительных ориентиров.

- Способствовать развитию зрительного восприятия детей в специфических условиях спортивного зала.

- Развивать фиксацию взора и прослеживающею функцию движений глаз.

 -Включать все возможные виды зрительно-двигательно-пространственной ориентировки.

-Учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной ориентации (прослеживание, сосредоточение).

-Развивать координацию движений при выполнении общеразвивающих упражнений.

-Приучать действовать совместно в общем для всех темпе.

- Развивать умение действовать по сигналу педагога.

- Учить энергично отталкивать мяч при прокатывании.

-Обеспечивать тренировку быстроты двигательной реакции. 

-Учить выполнять правила в подвижных играх.

- Развитие ориентировки в пространстве при ходьбе в разных направлениях.

Совместные выполнения упражнений по плану воспитателя по физической культуре.

Оборудование: инвентарь зала

18.11.15       СРЕДА – ориентировка в пространстве

Бинарное взаимодействие тифлопедагога с медсестрой-ортоптисткой

Коррекционная работа

Подготовка детей к аппаратному лечению

 

Подготовка к упражнениям на компьютере.

 Цель. Повышения остроты зрения, выделение геометрических фигур, развитие мелкой моторики рук

Опознание предметных изображений по цвету.

 Выделение заданного цвета из цветовой гаммы.

Цель. Развитие наглядно-образного мышления.

Способствовать закреплению результатов аппаратного лечения.

Игровые упражнения для подготовки детей к лечению на специальных аппаратах

«Закрой фишкой только круги», «Собери все зеленые игрушки»

 «Обводка на аппарате «Светлячок».

Аппарат «Светлячок».

Фломастер черный, цветные карандаши, листы, фишки, таблицы с геометр. Фигурами,

Игрушки, предметы основных цветов.

 

Коррекционно-развивающий комплекс дидактических игр по развитию ориентировки в пространстве

  (работа по подгруппам)

 

 

- Знакомить детей с пространственным расположением предметов.

- Учить выделять и называть части посуды, использовать пространственную терминологию (крышка наверху, дно внизу).

-Учить определять правую и левую стороны по отношению к себе.

«Что у тебя вверху, что – внизу»

«Расскажи где стоит посуда»

Корд речи с движ. «Тарелка»

«Рассмотри посуду и назови ее части».

«Чудесный мешочек»

Предметы посуды,

Чудесный мешочек.

БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ (воспитатель тифлопедагог)

НОД по образовательным областям

интегративная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Украсим чашечку»

Коррекционное направление-развитие ориентировки в пространстве, зрительного восприятия и мелкой моторики

- Учить украшать мазками, полосками, кольцами силуэты вырезанных из бумаги форм: чашечка.

- Формировать и совершенствовать круговое формообразующее движение руки для изображения предметов округлой формы

- Учить рисовать круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого контура.

- Развивать умения правильного пользования карандашом, кистью.

-Развивать цветовосприятие, формовосприятие.

- Воспитывать детей оказывать помощь тем кто в ней нуждается.

 

Игровые упражнения

- Положи на контур круг такого же цвета

- Разложи круги как у меня.

- Обведи круг по точкам.

Силуэты вырезанных из бумаги форм чашечки,

краски, кисти, баночки с водой

19.11.15       ЧЕТВЕРГ – развитие зрительного восприятия

Бинарное взаимодействие тифлопедагога с медсестрой-ортоптисткой

Коррекционная работа

Подготовка детей к аппаратному лечению

 

Формирование зрительного восприятия посредством обогащения зрительно-сенсорного опыта с учетом информации о цвете.

Цель. Развитие цветового восприятия

Опознание предметных изображений по форме. 

Отработка приемов определения и опознания контура.

Цель. Развитие наглядно-образного мышления.

Способствовать закреплению результатов аппаратного лечения.

Игровые упражнения для подготовки детей к лечению на специальных аппаратах

«Составление рядов предметов в ритмической последовательности». «Найди игрушку похожую на круг».

 «Обводка на аппарате «Светлячок».

Аппарат «Светлячок».

Фломастер черный, цветные карандаши, листы

предметы круглой формы, математический набор

 

БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ (воспитатель тифлопедагог)

- НОД по образовательным областям

ФЭМП. Познавательное развитие.

Коррекционное направление-развитие зрительного восприятия

- Воспитывать умения самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, классификация).

- Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

 - Обследовать геометрические фигуры осязательно - зрительным путем.

 - Классифицировать фигуры по цвету и названию.

- Развивать наблюдательность, мышление.

Игровые упражнения

- Покажи (дай, принеси, положи) то что я скажу.

- Найди такую же фигуру

-Догадайся, что я покажу

- Разложи пуговицы по форме

Круг, квадрат, треугольник, а также предметы, пуговицы круглой, квадратной, треугольной форм.

-Коррекционно-развивающий комплекс дидактических игр по развитию зрительного восприятия

(работа по подгруппам) (форма №4)

 

Ознакомление с треугольником и его названи­ем.

Обучение приёму обследования треугольной формы — обведению паль­цем контура фигуры.

Обучение выкладыванию квадрата и треугольника из картонных полосок, сравнению. Упражнение в соотнесении предметов по форме и цвету, используя приёмы наложения и приложения.

«Знакомство с треугольником»

«Выложи из полосок»

«Найди пару»

«Сравни фигуры»

Дем: больш треуг и ква­др  «фигурки-человечки»,

Разд: наборы плоск геом фигур один велич на каждого ребён

20.11.15       ПЯТНИЦА – ориентировка в пространстве

Бинарное взаимодействие тифлопедагога с медсестрой-ортоптисткой

Коррекционная работа

Подготовка детей к аппаратному лечению

 

Развитие моторных умений и навыков.

Цель. Развитие мелкой моторики.

Развитие психических функций.

Развитие памяти.

Цель. Развитие произвольного запоминания, наблюдательности.

Способствовать закреплению результатов аппаратного лечения.

Игровые упражнения для подготовки детей к лечению на специальных аппаратах

«Закрывание отверстий различной формы»,  «Дедектив»

 «Обводка на аппарате «Светлячок».

Аппарат «Светлячок».

Фломастер черный, цветные карандаши, листы

д/и «Закрывание отверстий различной формы»

 

 

Коррекционно-развивающий комплекс дидактических игр по развитию ориентировки в пространстве

 (работа по подгруппам)

 

 

- Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

-Продолжать формировать представления о пространственном расположении частей посуды.

-Учить способам зрительно-осязательного обследования посуды.

-Различать с помощью зрения контрастные по величине предметы.

- Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи,на разную поверхность игрушек, предметов).

Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.

Различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).

Совместные игры и игр. упр с тифлопедагогом

«Покажи где крышка, ручка, дно…», «Большие-маленькие»

«Обведи по контуру и раскрась по образцу.» 

« Обведи пальцем кастрюлю и расскажи где, что находится».

Кастрюли, предметы посуды большие и маленькие, кастрюля-образец для обводки. Аппарат «Светлячок»,

Фломастеры, карандаши, листы.

НОД по образовательным областям

интегративная деятельность.

Физическое развитие. Физическая культура.

Взаимодействие тифлопедагога, воспитателя, воспитателя по физическому воспитанию по поводу сопровождения ребёнка-инвалида, детей с сочетанными дефектами на занятиях физической культурой.

- Способствовать развитию полисенсорного восприятия посредством формирования представлений о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях.  

-  Повышать функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию средствами яркого оборудования и зрительных ориентиров.

- Способствовать развитию зрительного восприятия детей в специфических условиях спортивного зала.

- Развивать фиксацию взора и прослеживающею функцию движений глаз.

 - Включать все возможные виды зрительно-двигательно-пространственной ориентировки.

-Учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной ориентации (прослеживание, сосредоточение).

-Развивать координацию движений при выполнении общеразвивающих упражнений.

-Приучать действовать совместно в общем для всех темпе.

- Развивать умение действовать по сигналу педагога.

- Учить энергично отталкивать мяч при прокатывании.

- Упражнять в прокатывании мяча двумя руками

-Обеспечивать тренировку быстроты двигательной реакции. 

- Развитие ориентировки в пространстве при ходьбе в разных направлениях.

Совместные выполнения упражнений по плану воспитателя по физической культуре.

Оборудование: инвентарь спортивного зала

 

 

Категория: Развитие умственных способностей | Добавил: 461119 (02.03.2016)
Просмотров: 4551 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1 Валентина   [Материал]
здравствуйте.можно ли получить весь план.Буду очень благодарна

Имя *:
Email *:
Код *: