Наш Вулканя: опыты в детском саду
Наталья Владимировна Иванова, учёный-химик, кандидат наук, педагог, детский писатель, автор художественных, познавательных и методических книг для детей, Москва.
Наталья Константиновна Капустюк, детский писатель, автор художественных, познавательных и методических книг для детей, подвижник, педагог, фотограф, Южно-Сахалинск.
Марина Павловна Ким, воспитатель по ИЗО, 41-й детский сад «Звёздочка» г. Южно-Сахалинска. Высшая квалификационная категория. В занятии принимали участие дети старшей группы «Клубничка».
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему: «Природные достопримечательности России – Вулкан Тятя»
Ким Марина Павловна
воспитатель по изобразительной деятельности МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 41 «Звездочка» Южно-Сахалинска
Цель: Формировать у воспитанников эстетическое отношение к окружающей действительности; понимания мира природы; произведений музыкального искусства; удовлетворение потребности детей в самовыражении с помощью- цвета, линий, форм, образов.
Задачи:
Развивающие: развивать воображение, ассоциативное мышление детей;
Воспитательные – воспитывать эмоционально-положительное отношение к объектам окружающего мира, поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа;
Образовательные: учить детей работать в технике «акватушь».
Ход совместной образовательной деятельности:
1. Познавательно- мотивационный блок
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем.
Дети: Россия!
Воспитатель: В нашей стране есть множество удивительных мест и прекраснейших городов, поражающих своей красотой. Ребята, какие города России вы знаете?
Дети: Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Владимир, Ярославль, Великий Новгород, Владивосток, Самара.
Воспитатель: Молодцы ребята! Кто любовался этими городами, никогда не забудут восхищение, вызванное красотой тех дивных мест. И это только малая часть той красоты, которая нас окружает.
Воспитатель: Не менее удивительны и многочисленны природные достопримечательности нашей страны. А кто знает, что такое природа? Что такое природные достопримечательности?
Дети: Природа – это деревья, реки, озера, птицы, животные и др.
Воспитатель: А, природные достопримечательности?
Дети: Это такие места, куда едут полюбоваться природой!
Воспитатель: Правильно! Сегодня я предлагаю вам стать путешественниками. Кто такие путешественники?
Дети: Это люди, которые путешествуют по разным, интересным местам.
Воспитатель: Ребята, но настоящие путешественники, не только любуются красотами разных мест, они еще являются хранителями красоты. Что означают слова «охранять природу»?
Дети: Это когда не рвешь цветы, не соришь, не разводишь костры в лесу и т.п.
Воспитатель: Правильно, ребята. Природу надо любить, беречь, и изучать. Давайте сегодня постараемся как можно больше узнать о тех местах, где побываем и постараемся не навредить природе.
Ребята,в нашей стране 9 природных мест получили мировое признание как «природные места исключительной красоты». И начнем мы наше путешествие именно с такого места - «Ленские столбы».
Презентация «Природные достопримечательности России»
Слайд № 1 Ленские столбы – это уникальные скалы, которым 56О мл. лет. Они находятся на севере нашей родины, в Якутии. Свое название они получили от реки, вдоль которой они стоят. Ребята, посмотрите внимательно на Ленские столбы и скажите, что они вам напоминают.
Дети: Каменный забор. Лестницу. Каменный лес.
Воспитатель: Да! Его так и называют каменный лес. Ребята, а представьте, что мы попали в это удивительное место, и каждый из нас захотел получить маленький кусочек от этой скалы. Давайте возьмем каждый себе по кусочку на память!
Дети: Нельзя брать, надо природу беречь!
Презентация «Урочище Аккурум»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поступили как настоящие хранители красоты природы. А теперь отправляемся дальше, в республику Алтай. Там находятся удивительные глыбы камней под названием «Урочище Аккурум». На что они похожи по вашему мнению?
Дети: На грибы!
Воспитатель: Правильно, ребята, эти каменные грибы поражают всех своей формой и эти грибы, до сих пор растут. Представляете как это интересно!
Презентация «Озеро Байкал»
Нельзя не упомянуть о Байкале, говоря про красивые места России. Озеро Байкал находится в юго-восточной части Сибири. Это самое глубокое озеро в мире и имеет крупнейшийприродный запас пресной воды. Ежегодно тысячи туристов приезжают полюбоваться этим озером, т.к. вода в Байкале необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом.
Давайте представим, что мы попали в это удивительное место и увидели, что туристы оставили мусор. Как вы поступите? – пройдете мимо, или уберете.
Дети: Мы уберем.
Воспитатель: Если даже этот мусор не ваш.
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Поступайте так всегда когда видите мусор, который убивает природу.
Презентация «Вулканы Сахалинской области»
Воспитатель: Ребята, у нас в Сахалинской области тоже есть природные достопримечательности. С одним из них мы уже с вами знакомились. Скажите, как он называется?
Дети: Вулкан Тятя.
Воспитатель: Правильно, ребята. У нас в Сахалинской области много красивых вулканов. Давайте ими полюбуемся.
Презентация слайдов с № 11 по 16
Посмотрите на этот удивительный вулкан, местные жители его назвали «Спящая красавица».
Если внимательно приглядеться, то вы увидите силуэт девушки с распущенными волосами. Просыпалась наша красавица в 1880 году.
Слайд «Богдан Хмельницкий»
Посмотрите на следующий вулкан, какой он большой и красивый! Как вы думаете, у этого вулкана может быть женское имя?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что он мощный, сильный, величественный, как богатырь.
Воспитатель: Правильно, ребята. Свое название он получил в честь великого полководца Хмельницкого.
Ребята вулканы бывают действующие и потухшие. Что такое действующий вулкан? Что такое потухший вулкан? - Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята! Последнее извержение вулкана «Тятя» было 1973 году. Извержение было таким сильным, что вулканический пепел достиг острова Шикотан который находиться в 80 км. От острова Кунашир. Мощнейшее извержение происходит раз в 1000 – 1500 лет. А вам, наверное, так хочется посмотреть, как это происходит. Хотите!
Дети: Да!
2. Блок – актуализация новых знаний /дети садятся на ковер/
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла наша сахалинская писательница Наталья Константиновна Капустюк. И пришла она к нам в гости, с новым стихотворением под названием «Управлять вулканом буду Я!» Послушайте, пожалуйста, его.
/Наталья Капустюк читает стихотворение, воспитатель в это время делает показ, что надо сделать, чтобы вулкан ожил/.
Спит вулкан и днём, и ночью,
От весны и до весны.
Просыпаться он не хочет
И цветные видит сны.
Птицы вьют на склонах гнёзда,
Там лимонник и киш-мыш,
Сверху - в кратер смотрят звёзды,
А внизу скребётся мышь!
Море плещется лениво,
Отдыхают облака!
Утром, дальше на Мальдивы,
Уплывут: «Вулкан, пока!»
Про тебя гремела слава,
Удивившая края.
Спишь, а где огонь и лава?
Значит, править буду я!
За работу, взявшись споро,
(Верной будь, моя рука!)
Я леплю сначала гору,
Хоть она невысока!
Стёкла из калейдоскопа,
Крошки разные мелков -
Самоцветы ярким скопом,
И вулкан, почти, готов:
На платформе из картона,
Возвышается гора,
Рядом дерево с вороной,
А лепить мы мастера!
Аккуратно жерло ставлю
Дырка-кратер – это верх!
В самый центр его направлю,
Всё по плану, без помех.
Акварелью крашу воду,
Подойдёт здесь и сироп.
Кислоту беру и соду,
Газировка вышла чтоб!
Через мамину воронку
Засыпаю в кратер смесь.
Куклин чайник-носик тонкий,
Выливает воду.
Есть!
…И пошла цветная пена,
Пузыри, вот это да!
Случай необыкновенный
Я запомню навсегда!
Мой вулкан, ты лучший самый!
Пусть гордятся папа с мамой!
3. Блок - экспериментально-опытнической деятельности детей
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами оживить свои вулканы?
Дети: Да!
Дети садятся за столы и делают опыт.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилось! А сейчас давайте дорисуем наши работы. Что мы с вами нарисовали на прошлой нашей встрече.
Дети: Мы нарисовали вулкан и лаву.
Воспитатель: Ребята, когда вулкан извергается из вулканы выходит раскаленная лава, выбрасываются вулканические камни, которые называются бомбами. Давайте их рассмотрим.
Воспитатель показывает остывшую лаву, бомбы.
Воспитатель: Извержение вулкана это очень красивое, но очень опасное зрелище. Во время извержения вулкана все вокруг становиться темным. Давайте закрасим наши рисунки черными чернилами.
4. Блок продуктивной деятельности детей
Дети садятся за столы и закрашивают черными чернилами нарисованные гуашью вулканы.
5. Блок – творческой деятельности
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а если бы наш вулкан ожил по настоящему, и стал человеком. Кем бы он был?
Ответы детей: Солдатом, богатырем, сильным человеком и т.п.
Воспитатель: Правильно. Ребята, послушайте внимательно 2 музыкальных произведения. И скажите, какое из них больше всего подходит к образу вулкана. /Дети слушают и угадывают./
Воспитатель: Молодцы. А теперь вы столько узнали о нашем вулкане Тяте, то наверное легко сможете перевоплотиться в него.
Игра «Перевоплощение» - дети перевоплощаются в вулкан.
Ребята наши рисунки подсохли, а теперь у нас произойдет маленькое чудо. /Воспитатель из чайника поливает на рисунок вулкана и рисунок постепенно проявляется/
Воспитатель: Посмотрите наш вулкан ожил перед нами. Хотите сами оживить свои вулканы?
Дети: Да!
Воспитатель с детьми оживляют рисунки под струей воды.
Опыты в детском саду
ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА (от 4-х лет)
В детском саду «действующий» вулкан лепят из пластилина. Поставьте вулкан на тарелку или картонку, а картонку – на поднос (или слепите на подносе долину с высоким лесом по краям), засыпьте в жерло простые пищевые вещества и постепенно залейте немного воды. Готово! Это завораживающее извержение дети будут просить повторить снова и снова. А подробности – в нашей статье.
Занятие проводилось в детском саду №41 «Звёздочка» города Южно-Сахалинска. Юным сахалинцам особенно интересно было «командовать вулканом», ведь по соседству с ними Курильские острова и Курильский заповедник, где много действующих и потухших вулканов. Важно было показать ребятам, что не только каждую травинку и букашку, даже каждый камешек надо беречь, как часть окружающей нас природы. Самодельный «Вулканя» из пластилина – это макет действующего вулкана с окружающим живым ландшафтом.
Ух, ты, здорово!
Образующегося углекислого газа мы не боимся. Объясняем детям, что он – химическое соединение углерода и кислорода. Углерод – химический элемент, который обязательно входит в состав всех живых организмов. А в виде простого вещества углерод может существовать в нескольких видах – алмаз, уголь, графит. Кислород – единственный газ в составе воздуха, который поддерживает дыхание и горение. Кислород нам дарят зелёные растения, выбрасывая его в атмосферу в процессе фотосинтеза. А углекислый газ содержится в воздухе, который мы выдыхаем. Он не поддерживает дыхания и горения, поэтому нужно чаще проветривать помещения и побольше находиться на свежем воздухе, гулять.
Но пузырьки углекислого газа, которые мы получили при извержении Вулкани, совсем не страшные. Такие же пузырьки находятся в газированной воде. А ещё твёрдой углекислотой (её также называют «сухой лёд») охлаждают мороженое! Углекислый газ образуется не только при реакции соды с кислотами, ещё и в реакции мела с кислотами. Да, мела, нашего знакомого мелка, которым рисуем на асфальте и пишем на школьной доске. Если бросить мелок в уксус, будет тоже извержение вулкана!
О химических элементах кислороде, углероде и их соединении – углекислом газе – мы можем почитать стихотворения и загадки (из книги Натальи Ивановой «Здравствуй, Химия, или полезная книга об окружающем мире», изд-во «Феникс», 2015, тираж 3000).
Кислород
Гордый, важный Кислород
Говорит: – Живой народ!
Птицы, ящерки и звери,
Открывайте в норках двери!
Выбирайтесь на природу
И дышите кислородом!
Всем растениям зелёным,
Кактусам, цветам и клёнам
Тоже очень нужен я
Для дыхания, друзья!
А ещё не загорятся
Без меня костёр и газ!
Всем теперь понятно, братцы,
Как стараюсь я для вас?
Зелёное войско
Мы – Берёзы и Клёны, Каштаны и Ели.
По весне наше войско выходит в поход.
Шелестят на ветру наши кроны-шинели,
Отдавая живительный газ КИСЛОРОД.
Гимнастёрки из листьев окрашены в «хаки»,
И защитного цвета наш хвойный мундир.
День и ночь, каждый миг отражаем атаки
Чёрных трубных дымов и озоновых дыр*.
Рядовые Планеты, мы служим покорно.
Наши копья – сучки, а броня – береста.
Увольнительных нет, и глубокие корни
Не позволят уйти с боевого поста.
Мы – Орешники, Кедры, Осины и Ёлки,
Сосны, Ясени, Пальмы, Дубы, Тополя,
Не уйдём, не уснём, не сбежим в самоволки
И не бросим тебя, дорогая Земля!
*Озон – разновидность кислорода, он отличается от кислорода, которым мы дышим, количеством атомов в молекуле. В атмосфере Земли озон находится в её верхних слоях. «Озоновые дыры» – опасное явление в атмосфере, они могут появляться из-за вредных выбросов различных производств.
Углерод
Он повсюду на Земле –
В нефти, газе и в угле.
А ещё без Углерода
Вовсе нет живой природы.
Потому что существа
Состоят из вещества,
В нём приятель Углерод
Обязательно живёт.
И внутри тебя и мамы
Углерода килограммы!
Разгадываем секрет :
Вот огромная гора
Встала величаво.
В глубине её – «нора»
Для кипучей лавы!
Ну-ка, правильно и споро
Назовите эту гору!
Сладкоежкам на заметку
В домашних условиях мамы и бабушки могут приготовить даже вкусного сладкого Вулканю. Для этого нужно испечь торт или кекс в форме конуса и проделать по его центру неглубокое жерло. Дальше действуем по схеме пластилинового вулкана, но вместо акварельной краски добавляем к смеси растворов лимонной кислоты и пищевой соды варенье или сироп. И саму лимонную кислоту можно заменить свежевыжатым лимонным соком. После извержения вулкана остатки Ключевской Сопки или Фудзиямы съедаются с большим аппетитом.
Материалы и инструменты для комнатного или кухонного вулкана просты и доступны в любом дошкольном учреждении или семье, а польза от занятия большая. Не только извержение, но и зарождающийся интерес детей к географии, геологии, химии, физике, даже астрономии может оказаться весьма бурным! |