Пятница, 26.04.2024, 20:59

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие умственных способностей

Особенности психофизического состояния детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

Особенности психофизического состояния детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

Валентинова Анна Андреевна

студент программы 
«Специальное (дефектологическое) образование» 
Московский педагогический государственный университет 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Внимание к проблеме психического здоровья детей в последние годы значительно возросло.   Количество детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) ежегодно увеличивается. Согласно статистике, на сегодняшний день в России насчитывается более 2х миллионов детей с ОВЗ (8% всей детской популяции). Из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью.

Умственная отсталость(F7)(олигофрения) представляет собой стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Расстройство возникает в результате  различных дисфункций ЦНС на ранних этапах развития. Причины в большинстве случаев остаются неизвестными.

Большой вклад в разработку проблемы психического развития умственно отсталого ребенка внес выдающийся советский ученый Л.С. Выготский. Также изучением познавательных процессов умственно отсталых детей занимались такие отечественные ученые, как Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С.Певзнер и многие другие авторы.

    Прежде чем, говорить о психофизическом развитии детей с умственной отсталостью хотелось бы выделить степени умственной отсталости в Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость подразделяется по тяжести на четыре степени:

1.Глубокая умственная отсталость (идиотия). (F73). Коэффициент умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2.Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности) (F72)  Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

3.Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени) (F71) Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность). (F70) Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

     Говоря о психофизическом развитии ребенка, то можно отметить, что максимально стремительное развитие и первоначальное формирование качеств и свойств относится к периоду от рождения до поступления в школу. Данный период имеет такую особенность, как обеспечение общего развития, что служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также в овладении разными видами деятельности.

      Латентный характер в особенностях развития ребенка присущ в дошкольном возрасте. Например, какие-нибудь проявления оказываются постепенными и временными, ребенок теряет их в процессе взросления, а еще у ребенка создаются устойчивые особенности личностного реагирования, выполняется выстраивание основы иерархии мотивов и ценностей именно к концу дошкольного возраста [3].

      Сотрудничество с окружающими людьми, социокультурная позиция в которой он воспитывается, ведущими типами взаимоотношений взрослого и ребенка в двух доминирующих социальных институтах: семье и детском дошкольном образовательном учреждении (детском саду), во всем этом обусловлен процесс успешности формирования личности ребенка.

      Говоря о характеристике физического (соматического) статуса детей дошкольного возраста с умственной отсталостью следует отметить следующее: у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью физическое состояние обусловлено специфическими морфологическими, физиологическими, биохимическими изменениями в центральной нервной системе, ввиду ее органического поражения. Такие проявления становятся заметными уже в раннем возрасте. Развитие прямостояния у большинства детей затормаживается (включая конец 2-го года жизни). К примеру, они позднее, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, ползать, стоять, ходить. С течением времени, наблюдается общая слабость, утомляемость, нервозность и истощаемость у детей после трех лет. На становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов ребенка влияют органические нарушения. У большинства детей с умственной отсталостью наблюдается отставание от возрастной нормы в весе и росте, встречаются нарушения осанки, деформация грудной клетки и конечностей, искривление позвоночника. Даже при более менее хорошей сформированности основополагающих локомоторно-статических функций и самостоятельного передвижения большая часть детей имеет выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии.  Особо выраженных нарушений моторики у детей не прослеживаются. Но есть причины, которые свидетельствуют о наличии парциальных двигательных нарушениях, такие как соливация, носовой оттенок речи, своеобразное состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, плохая координация движений и трудности, возникающие при выполнении заданий по бытовой и изобразительной деятельности.

 В некоторых случаях прослеживаются отклонения в состоянии дыхательной системы. Например, учащение дыхания, неровный его ритм, придыхания (добавочные дыхательные движения). Ротовой тип дыхания, который способствует развитию патологии верхних дыхательных путей доминирует у большинства детей. А сердечно-сосудистая система может характеризоваться неравномерностью сердечного ритма, чрезмерной лабильностью, гипотонией. Обычно такие дети испытывают головные боли, сонливость, слабость, гиперутомляемость.

Также, единовременно с основным дефектом могут быть нарушения в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов не выраженного характера.

Рассматривая характеристику психоэмоционального  и  социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста можно отметить, что у большинства таких  детей прослеживается отсутствие или сильное снижение интереса к окружающему миру, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливости, расторможенности и раздражительности по сравнению с обычными детьми. Игрушки, которые подвешены над кроватью или в руках самого взрослого в раннем возрасте ребенку не интересны, позднее такая же ситуация происходит с игрушками других детей и сюжетно-ролевыми играми. Предпосылки к развитию речи, такие как предметные действия, предметное восприятие, общение со взрослыми формируются лишь к 4-м годам. А рефлекторные процессы (лепет и гуление), появляющиеся у детей в норме в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка с умственной отсталостью.

Также следует отметить невысокий уровень интереса к окружающему и недостаточную развитость процесса восприятия, что устанавливает невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, необходимость в детализированном ее разъяснении, тормозит смену одного вида деятельности другим. К тому же, связь между словом и действием нарушена, а связь между главными компонентами познания такими как, действие, слово и образ не совершенна.

Пятый год жизни - переломный год в развитии умственно отсталых детей.  Возникает интерес к игрушкам и в процессе накапливаются простейшие представления об их признаках, свойствах, отношениях, и появляется способность делать выбор по образцу. Наглядно-действенный тип мышления у большей части детей к концу дошкольного возраста остается преимущественным. До пяти лет игровая деятельность определяется простейшими манипуляциями с игрушками, а после 5 лет процессуальными действиями. Стереотипность и формальность действий, отсутствие замысла и элементов сюжета определяют их игру, а также дети не используют предметы-заместители и возможно проявление агрессивных наклонностей. Продуктивная деятельность у детей с умственной отсталостью отсутствует без специально организованного психолого-педагогического процесса. А навыки самообслуживания формируются к концу дошкольного возраста, но следует отметить, что бывают случаи когда у ребенка нет понимания последовательности и логики действий, входящих в навык.

      Элементарной речью дети дошкольного возраста с умственной отсталостью овладевают только лишь к 4-5 годам. У таких детей нарушено звукопроизношение, фразовая речь искажена со стороны фонетики и грамматики, семантическая сторона речи полностью не сформирована, также часто может прослеживаться эхолаличная речь.  Развитие коммуникативной и регулирующей функции происходит только при специально организованном образовательном процессе. Недоразвитие речи негативно влияет на развитие и затрудняет общение между сверстниками и взрослыми, а также отрицательно сказывается на подготовке к обучению грамоте [3].

     Ознакомившись с литературой по выбранной теме, следует отметить, что дети с умственной отсталостью имеют трудности в развитии познавательных процессов. Так как снижение познавательной активности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью и данное проявление можно увидеть во всех сферах их психической деятельности. Говоря другими словами у данной категории детей отмечается тотальность проявления дефекта.

 

Список литературы:

  1. Беляева, И.В. Психология умственно отсталого школьника / И.В. Беляева. – М., 2002. – 160 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, 1960.
  3. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. -- Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.
  4. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. -- метод. пособие / Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений—— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
  6. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.
  7. Шипицына Л.М. (ред.) Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М. : Издательский центр Академия, 2012. — 224 с.
Категория: Развитие умственных способностей | Добавил: 461119 (23.01.2017)
Просмотров: 1861 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: