Четверг, 25.04.2024, 02:47

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие умственных способностей

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Трофимова Виктория Эдуардовна
студент программы
«Специальное (дефектологическое) образование»
Московский педагогический государственный университет

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Понятие «задержка психического развития» – психолого-педагогическое и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка как целого. Оно используется по отношению к детям с слабовыраженными (минимальными) органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, также к детям, длительно находящимся в условиях социальной депривации.

Говоря о причинах задержки психического развития, отмечают связь между ЗПР и остаточными состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем детстве минимальных органических повреждений центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного мозга. Также имеют значение социально-психологические факторы такие, как особенности и типы семейного воспитания, ранняя психическая и социальная депривация ребёнка, стрессовые ситуации, в которых пребывает ребёнок, неблагоприятные экологические факторы и т.д. Л.О. Бадалян в число причин ЗПР относит педагогическую запущенность [2].

В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития: Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой, В.В. Ковалева. Однако наиболее информативной является классификация К.С. Лебединской, которая разработала клиническую систематику ЗПР. Классификация основывается на этиологическом принципе и состоит из четырёх основных форм задержки психического развития:

1) ЗПР конституционального происхождения;

2) ЗПР соматогенного происхождения;

3) ЗПР психогенного происхождения;

4) ЗПР церебрально-органического происхождения.

Отличием друг от друга представленных типов наиболее стойких форм задержки психического развития выступает особенность структуры и характер соотношения двух основных компонентов этого нарушения развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций [4].

При задержке психического развития основным нарушением интеллектуальной сферы является недостаточность познавательных процессов. У дошкольников с ЗПР отмечается низкий уровень развития восприятия. Причинами нарушенного восприятия у детей с задержкой психического развития выступают нарушение координированной работы анализаторных систем, недостаток внимания. Восприятие у дошкольников поверхностное, дети не редко не замечают важные элементы и характеристики предметов. Характерные особенности выделяются и в тактильно-двигательном восприятии, обогащающее чувственный опыт детей и позволяющее освоение таких свойств предметов, как температура, фактура, величина, форма и т.д. Вследствие этих недостатков у дошкольников узнавание предметов вызывает трудности [1, 5].

Характерными особенностями внимания у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте являются его неустойчивость, периодические колебания, быстрая истощаемость. Неустойчивость может наблюдаться в любой деятельности детей, им весьма сложно заниматься одним и тем же длительное время. Часто возникают трудности в привлечении внимания дошкольников, а привлёкши, сложно сконцентрировать и удержать его во время деятельности. Для большинства детей свойственен ограниченный, узкий объём внимания. Следствием этого становится фрагментарность выполнения детьми заданий, они воспринимают только определенные части информации, которая ему предъявляется. Данные особенности внимания могут стать причиной задержки процесса формирования понятий [1, 3].

Специфическая особенность недостатков памяти выражается в том, что у детей с ЗПР могут страдать определенные её виды при сохранности остальных. В основном у них ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Свойственна неточность воспроизведения и весьма быстрая утрата информации. В большей мере снижена вербальная память. Наглядный материал запоминается лучше и в процессе воспроизведения является более действенной опорой (Н.Г. Поддубная). Отмечается, что у дошкольников с ЗПР в большей мере страдает долговременная память, чем кратковременная. Наглядно-образная память существенно преобладает над словесной. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают формироваться в конце среднего дошкольного возраста. Дети не умеют применять приёмы запоминания (например, классификация) [1].

Отставание развития у дошкольников с ЗПР наиболее заметно в мыслительной деятельности. Оно наблюдается во всех видах мышления. Однако развитие наглядно-действенного мышления у детей с ЗПР незначительно отстает от нормативного. Более выражены недостатки наглядно-образного мышления. Т.В. Егорова среди особенностей наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР отмечала слабую способность к обобщению материала, низкую сформированность основных мыслительных операций анализа и синтеза. Это ведет к тому, что детям сложно действовать по наглядному образцу. У детей вызывают трудности проанализировать образец, выделять главные элементы, устанавливать взаимосвязь между деталями. Также наблюдаются трудности в формировании образных представлений.

У детей не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Это обусловлено не только несформированностью мыслительных операций, но и недостатками речевого развития. Дети более или менее могут обобщать действительные объекты и видовые понятия. Но при этом осуществление суждений и умозаключений часто недоступно даже при присутствии помощи [3].

Заключение

Таким образом, задержка психического развития выражается в замедленном темпе развития эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития. Особенностью детей рассматриваемой категории является неравномерность нарушений различных психических функций. Дошкольникам с ЗПР свойственны недостаточное развитие восприятия, неспособность сосредоточить внимание на основных признаках предметов. Наблюдаются недостатки всех видов памяти и мышления.

Поиск закономерностей развития психики, изучение причин и механизмов формирования того или иного психического нарушения развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. При условии ранней диагностики и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи дети с задержкой психического развития могут преодолеть психическое недоразвитие до начала систематического обучения [5].

Список литературы:

  1. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. – 77 с.
  2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с., ил.
  3. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
  4. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Актуальные проблемы задержки психического развития. М.: 1982.
  5. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.
Категория: Развитие умственных способностей | Добавил: 461119 (23.01.2017)
Просмотров: 1123 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: