Воскресенье, 04.12.2022, 07:42

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 222
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » ФГОС дошкольного образования и ФГТ

ФГОС дошкольного образования и связь со школьными стандартами

Магистрант  МГПУ, воспитатель

по физическому воспитанию ГБОУ  д/с 525

Шамыкина Юлия Михайловна


ФГОС дошкольного образования и связь со школьными стандартами


Новый закон «Об образовании», который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, призван разрешить огромное количество противоречий, накопившихся в отрасли за 20 лет существования в новых условиях. Об этом сообщила глава комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева.[3]

По ее словам, «документ устраивает не всех, но он устраивает педагогическое сообщество, которое приняло самое непосредственное участие в его разработке». «Министерство образования в течение года давало возможность людям высказаться, — отметила она. — В результате ко второму чтению внесли 1142 поправки, большая часть которых была принята».

Она подчеркнула, что «закон базируется на современных демократических принципах, носит гуманистический характер, закрепляет право каждого на образование, ориентирует на развитие свободы личности». Закон объединил все то, что было вокруг ранее действовавшего закона — массу нормативных актов. — отметила Жанна Воробьева — Нам ясно, куда двигаться и как жить».

Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

 По словам председателя рабочей группы, руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова,[4] «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.

 Планируется, что уже в марте первый проект стандарта дошкольного образования будет вынесен на широкое общественное обсуждение, в котором смогут принять участие как представители образовательного сообщества, так и все заинтересованные граждане.

 Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования, направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.  А это значит, что наше подрастающее поколение, достигнет уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.      

 Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Закон закрепляет обеспечение качества доступного образования. На данный момент, в Санкт- Петербурге созданы региональные стандарты оценки качества (предметной обученности), закреплены критерии дошкольного, дополнительного, общего, профессионального начального и среднего образования. Закон направлен на индивидуализацию образования, на каждого ребенка, на получение результата.  Также документом четко регламентированы взаимоотношения любой образовательной организации с родителями, ответственность за качество образования возлагается и на родителей тоже.

Сейчас, идёт активное обсуждение проекта  «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Следующими этапами  станет:

·        Утверждение ФГОС ДО  - июнь-август 2013;

·        Разработка научно – методического обеспечения введения

ФГОС  ДО – июль - декабрь 2013 года;

·        Описание организационно – правовых форм предоставления дошкольного образования - апрель – август 2013 года;

·        Разработка предложений по применению ФГОС ДО при  получении дошкольного образования в различных формах – июль – сентябрь 2013 года;

·       Апробация и внедрение ФГОС ДО – январь 2014 года – декабрь 2015 года.З

Затем начнётся второе  направление - обеспечение профессиональной деятельности педагога дошкольного образования (воспитатель) по реализации ФГОС ДО, а затем и третье - информационное сопровождение разработки ФГОС ДО.

В проект «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» рассмотрены:

1.    Общие положения, где подробно рассматривается, что является предметом проекта, какими основополагающими правовыми  документами и законами подкреплён документ, принципы, цели и задачи разработки проекта.

2.    Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.   Это и содержание программ (основных и парциальных), объём обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений и содержание коррекционной работы (инклюзивное образование).

3.    Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Здесь раскрываются требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и требования к развивающей предметно-пространственной среде и  требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного  образования. Так же обращается внимание на требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

В четвёртой и заключительной части говорится о  требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Требования  Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования[5].

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников[6]. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников[7].

         Какие бы мифы сегодня ни складывались вокруг проекта «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», по крайней мере одно из безусловных его достижений – это консолидация профессионального сообщества. На сегодняшний день перед нами проект, который вызывает очень много вопросов.

В данном проекте говорится о «образовательных услугах». Что это такое?  В ст. 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование, а не на получение образовательных услуг.

ФГОС неравнозначен  по содержанию и структуре. Не идентичен и понятийно терминологический аппарат (близкие понятия порой обозначены разными терминами). Очевидно, что это не может способствовать построению преемственного содержания образования. Сейчас вопрос о преемственности решается главным образом авторами образовательных программ.

Перспективными в этом плане являются «сквозные» программы, охватывающие и дошкольное, и начальное школьное образование. Одной из таких программ, построенных на принципе непрерывности и преемственности, является программа Образовательной системы «Школа 2100», но таких программ пока не много. Однако и подобного рода программы, если они составлены без соответствующего «руководящего начала» (в форме ФГОС), могут не вполне соответствовать современным научным представлениям о содержании и организации образования.

Выход из создавшейся ситуации– это введение соответствующих поправок в «Закон об образовании в РФ», разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования, согласованного с ФГОС последующих ступеней общего образования.

Предшкольное образование, как любое образование, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество.

Уникальность предшкольное образование в том, что оно одновременно решает две задачи:

1.Подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности.

2.Подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками)

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольникам в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

- его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп,

- культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта,

- познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Результатом прдешкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Сегодня отмечается у первоклассников трудности в обучении: медлительность, недостаточное развитие памяти, связной речи. Графические навыки формируются достаточно длительное время. Где были допущены ошибки? В дошкольном обучение, в предшкольную подготовку? Исследования доктора мед.наук Кольцовой Л.А. показали взаимосвязь развития моторики руки с  уровнем развития речи у детей. На сегодняшний день есть такие упражнения, которые влияют на развитие мозга, улучшают память, координацию движений, графические навыки. Такое развитие, ведётся очень активно с детьми дошкольного возраста, у которых были отмечены нарушения в речи (ОНР, ФФН, ЗПР).

Согласно определению М.Монтессори «развитие – это рост степени самостоятельности».

Главная     задача      воспитателя     и       учителя       предшкольной подготовки – увидеть картину развития детей. Самостоятельность - главный критерий оценки уровня сформированности общеучебных навыков. 

Уровни  сформированности общеучебных навыков

I уровень  - уровень сформированности навыка, на котором ребенок действует под руководством взрослого;

II уровень -  самостоятельная деятельность по образцу. Ребенок может самостоятельно определять последовательность действий в знакомой ситуации;

III уровень - способность организовать деятельность партнера, группы

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

 

Список литературы:

1.      Круглый стол разработчиков ФГОС дошкольного образования. Просвещение. - http://prоsvprеss.ru/2013/04/dоshkоlny-standart/

2.     Педагогика. Учеб. пособие под ред. П.И. Пидкасистого М.:Российское педагогическое агенство, 1995, стр. 80 

3.     С.И. Ожегова Словарь русского языка: 70 000 слов/под ред. Н.Ю.Шведовой.22-еизд.,стер.-М.:Рус.яз.,1990.- 760 стр.

4.       Сайт  http://минобрнауки.рф/новости/3091

5.       Сергей Кузбасский.. http://argumеnti.ru/еducatiоn/2013/03/237818

6.                Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", "Российская газета" - Неделя №5978 (2).



[1] С.И. Ожегова  Словарь русского языка: 70 000 слов/под ред. Н.Ю.Шведовой.22-еизд.,стер.-М.:Рус.яз.,1990.- 760 стр.

[2]29.03.2013 — круглый стол разработчиков ФГОС дошкольного образования. Просвещение, 01.04.2013, http://prоsvprеss.ru/2013/04/dоshkоlny-standart/

[3] Сергей Кузбасский.. http://argumеnti.ru/еducatiоn/2013/03/237818

 

[4] Сайт  http://минобрнауки.рф/новости/3091

[5] Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

[6] Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2.

[7] Там же, ст. 64.2.

Категория: ФГОС дошкольного образования и ФГТ | Добавил: 461119 (18.06.2013)
Просмотров: 2072 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: