Четверг, 25.04.2024, 17:55

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » ФГОС дошкольного образования и ФГТ

Образовательный проект « Душа России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 ШКОЛА № 283, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 5

                                   Г. МОСКВА, улица ШИРОКАЯ, строение 13, корпус 3.

 

Образовательный проект

« Душа России»

 

                                           Автор:  воспитатель ГБОУ СОШ № 283, ст.п. № 5

                                           Елистратова Елена Юрьевна

                                          

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №3 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

Паспорт проекта

  1. Вид  проекта:  творческий.
  2. Продолжительность:  средней продолжительности ( сентябрь, октябрь, ноябрь)
  3. Участники проекта:  дети  старшей группы № 23, воспитатели, родители.
  4. Актуальность темы:

«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве,  любознательность, мотивацию в достижении успеха».

                                                                              Александр  Асмолов, руководитель Федерального  института  развития образования, председатель     рабочей  группы  разработчиков ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка игра объявлена  основной формой реализации Программы.

Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

Развитие детей происходит в игре и с помощью игрушек. Одной из распространенных  игрушек является кукла, которая особое  место занимает в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

Наблюдая за играми детей, мы обратили внимание, что играя с куклами, они,  молча,  выполняют определенные действия. Пеленают, одевают, укладывают спать.

А ведь еще с  древнейших времен сохранилась традиция ухода за малолетними детьми. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки, потешки, поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально- поэтический язык, постигал основы традиционной культуры.

Что же происходит сейчас?

Многие ли мамы могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную?

Умывая или расчесывая,  рассказать потешку?

Многие ли дети, открывая мир вокруг себя,  слышат светлую, мелодичную  народную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Решить эту проблему  поможет наш проект «Душа России»

  1. Цель проекта:

Создать условия для развития детей старшей группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка, в соответствии с требованиями ФГОС.

  1. Задачи проекта:

Создать  систему работы по приобщению детей к истокам  народной культуры.

Познакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами

Формировать у детей интерес к отечественной культуре.

Развивать самостоятельную игровую деятельность детей.

Активизировать речь, расширять словарь детей.

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитать у них чувства народной гордости, развития патриотизма, уважения к прошлому народа через фольклор и устное народное творчество.

Воспитать уважительное отношение в общении со взрослыми и сверсниками, терпимость к людям разных национальностей и уважение к культуре других народов;

 Воспитать в детях понимание роли семьи и своего места в ней.

  1. Предполагаемый результат:

С помощью проекта дети смогут:

во время игры использовать  произведения народного фольклора (потешки,  приговорки, пословицы и поговорки).

 играть в русские народные игры, используя считалки;

осмысленно и активно принимать участие  в русских народных праздниках

( петь песни, исполнять частушки, читать стихи).

Узнают историю русского народного костюма, головных уборов.

Научатся различать и называть виды народного декоративно-прикладного искусства.

Узнают новые сказки, былины, станут узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

  1. Продукт проектной деятельности:

1.Фольклорный  досуг детей с родителями «Золотая ярмарка»

2.Интерактивное развлечение для сверстников «Магазин игрушек»

3.Веселый вечер конкурсов «Лучшая мама на свете»

План проведения проекта « Душа России»

Этапы работы над проектом

             ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ

 

Подготовительный этап

 

 

Рассматривают и сравнивают иллюстраций в детских книгах различных изданий.

 

Знакомятся с творчеством русского народа. Накапливают эстетический опыт. 

 

Обсуждают произведения устного народного творчества. Обогащают и расширяют свой словарный запас.

 

Разучивают произведения устного народного творчества и используют их во время игр, приема пищи, умывания, одевания, укладывания спать, прогулок (загадки, потешки и народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, сказки).

Постановка педагогами, родителями цели, исходя из интересов и потребностей детей.

 

Привлечь родителей  к решению проблемы формирования навыков игровой и коммуникативной, речевой деятельности детей средствами приобщения к народной культуре.

 

Организация предметно-развивающей среды. Изготовление картотек: пальчиковых игр, художественного слова, народных игр, дидактических игр, подбор иллюстративного материала для использования в непосредственно-образовательной деятельности.

Разработка методических материалов по приобщению дошкольников к народной культуре: составление конспектов непосредственной образовательной деятельности. Оформление папок-передвижек, буклетов, подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями.

 

Разработать план реализации проекта «Душа России».

Формирование проблемы

Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого.  Активно  использовать его элементы: колыбельные, потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, песни.  Творчески воплощать их в музыкальной, познавательной, речевой, игровой и изобразительной деятельности.

 

Создание условий для заинтересованности детей. Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме.

 

Основной этап:

 

 

 

Практическая деятельность.

 

 

 

Исследовательская деятельность

 

 

Конструирование и ручной труд.

 

Дидактические игры.

 

Подвижные игры.

 

Сюжетно-ролевые игры.

 

Разучивание колыбельных, потешек.

Совместные и индивидуальные репетиции.

Рисование  рисунков.

 

Работы по аппликации.

Помощь в выборе материала.

Снабжение необходимым материалом.

Помощь родителей в исследовательской деятельности детей.

 

Подготовить консультации для родителей на темы:

 «Роль куклы в жизни ребёнка», «Игрушка в жизни ребенка»

«ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

 

Заключительный этап

 

Фотовыставка. Оформление рамок для фото.

Фольклорный  досуг детей с родителями «Золотая ярмарка»

Интерактивное развлечение для сверстников «Магазин игрушек»

Веселый вечер конкурсов «Лучшая мама на свете»

 

 

Информационная помощь семьям  в оформлении работ.

Активное участие родителей в развлечении «Золотая ярмарка»

Презентация проекта «Душа России».

 

Схема реализации проекта

РАЗДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДЫ ДЕТСКО - ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально – коммуникативное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на звукоподражание

Сюжетно-ролевые игра « У самовара» фото 3

 

Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

Цель: Развивать воображение и фантазию.

Игра-конкурс «Лукошко со сказками»

Цель: Развивать память, внимание, навыки командной игры, взаимопомощи.

Речевое развитие

 

 

 

 

Чтение русских народных сказок.

Чтение сказок народов России.

Д/ игра «Ласковые слова»  

Цель: развитие коммуникативных способностей детей; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен.

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация «Народная игрушка»

Цель: дать представление о народной игрушке, народных промыслах и играх

Беседа "Из чего делают игрушки"

 Закрепить знания детей о разных материалах, из которых делают игрушки: резина, пластмасса, глина, дерево, ткань.

Знакомство детей с тряпичной куклой.

Рассказ о традициях; показ иллюстраций, как изготавливалась кукла. Изготовление кукол из лоскутков.

«Костюмы народов России»  фото 7,8.9,10

Цель: познакомить детей с историей русского народного костюма и костюмов народов России. Фото 4

Знакомство с русскими народными инструментами.

Исследование Арины С. « Я – Калмычка»

Художественно – эстетическое

развитие

 

Прослушивание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Детский альбом»

Д. Шостакович «Танцы кукол»

Русские народные песни

Разучивание русских народных танцев.

Рисование: «Гжельские узоры», «Хохломская роспись»,

« Роспись фартука для дымковской барышни»

 Песни «К нам гости пришли», «Семечки». Фото6

Танец "Матрешки"фото 2

Танец с родителями «Кадриль»

Танец «Золотая Ярмарка» фото1

Физическое развитие

Утренняя гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Подвижные народные  игры. Фото 5

Цель: Воспитывать интерес к русским народным играм

 

Приведем пример организованной образовательной деятельности по проекту.

Сценарий развлечения "Золотая ярмарка"

Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре путем ознакомления с малыми  устными фольклорными формами и развитие интереса к русскому народному музыкальному творчеству. Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Ход развлечения:

1-я ведущая: Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину мы рассказывать начнем,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

Выходит ребенок, рассказывает потешку – побудку:

Динь - день! Динь - день! Начинаем новый день!

Ребенок: Рано - рано поутру пастушок: "Ту-ру-ру-ру!"

 А коровки в лад ему затянули: "Му-му-му!"

Ты, Буренушка, ступай, в чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Ребенок: Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора - Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -Грру-грру-груу! Грру-груу-грру!

Наши курочки в окно -Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя - петушок ранним - рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!

1-я девочка с куклой:

Потягушечки, растягушечки, потянушечки, вырастушечки!

Вырастайте ножки - бегать по дорожке,

Вырастайте ручки - доставать до тучки,

Дождь из тучи выжимать, огород наш поливать!

Вырастай большой, да не будь лапшой! Кашу кушай, маму слушай.

2-я  девочка с куклой:

Вот проснулись, потянулись, с боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки? Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

3-я  девочка с куклой:

Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

4-я  девочка с куклой:

Ты вода - водица, всех морей царица,

Пузыри пускай, мой и полоскай.

Моем глазки, моем щечки, моем сына, моем дочку,

Моем кошку, моем мышку, моем серого зайчишку.

Моем, моем наугад, перемоем всех подряд!

С гуся-лебедя вода - с нашей детки худоба!

5-я  девочка с куклой:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, дочка, маму слушайся.

6-я  девочка с куклой:

Ты расти-расти, сынок, как пшеничный колосок,

Чтоб тебя отец любил, за проказы не бранил,

Чтобы мамка берегла, каждый день блины пекла!

Ребенок: Варись, варись, кашка, в голубенькой чашке,

                 Варись поскорее, булькай веселее.

Варись, кашка, сладка, из густого молока,

Из густого молока, да из манной крупки.

У того, кто кашку съест, вырастут все зубки!

Ребенок: Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то:

Едет целая семья, впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил, а петух с трубою.

Кот и песик удивились - даже помирились.

1-я ведущая: Ой, вы красны девицы да добры молодцы!

Приглашаем всех на ярмарку весёлую!

Собирайтесь сюда, гости  желанные,

Начинается весёлое представление с играми, потехами,  с плясками  и песнями!

                       Ярмарка! Ярмарка! Золотая ярмарка!

2-я ведущая:  Здравствуйте, гости, милости просим!

         Ярмарку открываем, веселье начинаем.

         Ярмарка, ярмарка, золотая, яркая, плясовая, жаркая.

                          Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ.

                                       Песня «К нам гости пришли»

 Ребенок: Как у нашего соседа весела была беседа:

Гуси - в гусли, утки - в дудки,

Овцы в донцу, тараканы - в барабаны.

                         Оркестр.

Ребенок: Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котя в  огород - всполошится весь народ.

И петух и курица с деревенской улицы.

Станут Котю в гости звать, станут Котю угощать

Речевая игра: Хороша у нас метла. Ла-ла-ла, ла-ла-ла.  (весело)

Смотрят мыши на метлу. Лу-лу-лу, лу-лу-лу. (нагло)

Сидит киска на метле. Ле-ле-ле, ле-ле-ле. (тихо, осторожно)

Не видать мышам метлы. Лы-лы-лы, лы-лы-лы. (строго)

Ребенок: Тритатушки-три-та-та, кошка встретила кота

Котик кошку кличет, ходит и мурлычет!

Тритатушки-три-та-та, вышла кошка за кота!

За кота-котовича, за Петра-Петровича!

Кошка бросила кота, откусила полхвоста,

А коту обидно - полхвоста не видно!

                     Песня «Семечки»

Ребенок: Мы матрешки, маленькие крошки.

Как у нас, как у нас красненьки сапожки!

Как у нас, как у нас красные щечки!

Побежим, побежим по крутой дорожке!

                     Танец "Матрешки"

Ребенок: У Иванова двора загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришел дедушка Фома, рас седая борода.

Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал,

Даже на ушко. А мы споем частушки!

 

Частушки:

Ем я кашу и сметану. У меня силёнка есть!

Всё же драться я не стану, только ты ко мне не лезь!

 

У меня на сарафане петухи, да петухи!

Когда вырасту большая - берегитесь женихи!

и др.

 

Ребенок: Ты пляши, пляши, пляши! У тя ножки хороши!

Хороши - не хороши, все равно ты попляши!

Ножками потопай, ручками похлопай!

Хохотушки-хохочи, поскакушки-поскачи!

               Танец с родителями «Кадриль»

Ребенок: Чики-чики-кички, березовые лычки,

Летели две птички собой невелички!

Как они летели, все люди глядели!

Как они садились, все люди дивились!

Ребенок: На улице две курицы с петухом дерутся!

А девицы-красавицы смотрят и смеются:

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!

Ведущая: Собирайся, детвора,

 Ждет вас русская игра!

Игра «Медведь и пчелы»

1-я ведущая: Что бывало – миновало,  отшумела старина.

Нынче песенки иные и иные времена.

2-я ведущая: Но песни, пляски и хороводы никогда не выходят из моды!                      

Развеселый вышел пляс здесь на празднике у нас!

Танец «Золотая Ярмарка»

1-я ведущая: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!

2-я ведущая: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!

 

Заключение:

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».

 Таким образом, ребенок стал не только слушателем, но и активным участником процесса познания.

Проект побудил  детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Проект  содействовал родителям развитию совместного творчества родителей и детей.

 Способствовал развитию у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

Заинтересовал  их  жизнью группы, вызвал желание участвовать в ней.

Создал  в семье благоприятные условия для развития ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Аникин, В.П. Русское народное творчество / В.П. Аникин – М.: Высш. шк., 2004. – 735 с.

Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И.Даль. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 245-246.

Дыбина, О.В. Сказка как средство патриотического воспитания / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 2. - С. 5.

Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской национальной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева, Н.Д. Маханева. – 2-е изд. перераб. и доп.; Спб.: Детство-Пресс, 2008.

Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры / М.Ф. Литвинова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002

Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. / М.Н Мельников - М.: Просвещение, 1987.

Метлов, Н. Русская народная песня в ДОУ. / Н. Метлов // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10 – С. 3-11.

Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128.

 

 

 

 

 

Категория: ФГОС дошкольного образования и ФГТ | Добавил: 461119 (13.06.2016)
Просмотров: 1159 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: