2013 год − особенный
в истории дошкольного образования. На территории современной России 150 лет назад был создан первый детский сад. Он
был платным и организован частными лицами в 1863 г. в Санкт-Петербурге.
Необходимость усиления общественного влияния на подрастающее поколение
и устранение детской безнадзорности, а также подъем общественно-педагогического
движения в к. 60-х гг. ХIХ в. обеспечили
усиление внимания к распространению общественных форм воспитания дошкольников.
В этот период общественные деятели и педагоги прилагали много усилий к развитию
дошкольного воспитания, организации детских учреждений, подготовке
специалистов, к лоббированию в государственных органах предложений о детских
учреждениях и т. д. В последующие годы стали открываться другие платные
дошкольные учреждения и в различных
городах России (Воронеж, Москва, Тула и пр.). Спустя три года в 1966 г.
в России как благотворительное учреждение открылся и первый бесплатный детский
сад при «Обществе дешевых квартир»[3, с.155-158]. В последующие годы
общественно-педагогическая деятельность и этнокультурные процессы оказывали значительное
влияние на становление дошкольного образования в отдельных регионах, в том
числе на территории Мордовского края.
Развитие сети дошкольных учреждений непосредственно на территории Мордовского
края осуществлялось при содействии Темниковского «Общества дошкольного
воспитания», которое следует причислить к числу
просветительских, поскольку в Мордовском крае оно содействовало развитию
важного звена образовательной системы − дошкольного воспитания. Инициатором
создания «Общества» следует считать Алексея Ивановича Рудявского, сосланного за
вольнодумство в 1909 г. в Темников. Являясь заведующим земской больницы,
секретарем уездного отделения Красного креста, членом правления общества
взаимопомощи учителей начальных училищ и секретарем общества взаимошествования
бедным ученицам женской гимназии, он сумел сплотить врачей, учителей и
агрономов города и организовать «Общество дошкольного воспитания», деятельность
которого имела организационно-практическую направленность.
Первые учреждения для
детей дошкольного возраста в Мордовском крае были организованы в 1913 г.: один детский сад в
городе Кадоме (просуществовал только год) и один в городе Темникове (он с
момента открытия активно действовал около 80 лет), основными воспитанниками
которых изначально являлись дети различных социальных слоев [11, с. 2].В последующие
годы в летний период, наряду с детскими садами, «Обществом дошкольного
воспитания» организовывались детские ясли и детплощадки. В 1915 г. ясли имелись
в Новоселках, Шалах и Лаврентьеве, в 1916 г. ясли действовали в Новоселках и
Щеголове. В течение двух летних месяцев в Темниковском уезде работала детская
площадка. В 1916 г. для посещения площадки записалось 551 человек, из них
мальчиков 250 человек и девочек 301. Средняя посещаемость площадки была следующей:
утром 82 человека, вечером 77. Всего в день 159 человек. Их открытие и
финансирование вышеуказанных дошкольных
учреждений в Мордовском крае осуществлялось за счет членских взносов «Общества
дошкольного воспитания», субсидий от губернского и уездного земств, а
также ассигнований от Темниковского
городского управления.
В 2013
г. исполняется ровно 100 лет с года открытия первых детских
садов на территории современной Республики Мордовия. С момента открытия первых учреждений и по
настоящее время условно можно выделить шесть этапов: этап открытия первых
дошкольных учреждений (1913–1917 гг.); этап становления сети дошкольных
учреждений как важной составляющей
государственной образовательной системы (1917 – начало 30-
гг.); этап интенсивного развития многофункциональной
дошкольной сети (30–50-е гг. ХХ в.); этап устойчивого развития и укрепления
сети дошкольных учреждений (60-80-е гг. ХХ столетия); этап муниципализации и
модернизации сети учреждений дошкольного образования (90-е гг. ХХ в. – 2010
г.); современный этап (с 2010 г. и по
настоящее время).
Вековой опыт убеждает, что развитие сети ДОУ во многом
определено общероссийскими тенденциями развития дошкольного образования. Однако
складывающаяся социально-экономическая, демографическая, социокультурная
ситуация в регионе во многом предопределяет
национальную самобытность воспитательно-образовательной работы и
предметно-развивающей среды учреждений, позволяет либо усиливать, либо
сдерживать влияние общероссийских факторов. Успешное решение многих проблем в
области дошкольного образования во многом зависит от эффективности
диверсификации и видового многообразия дошкольной сети. В настоящее время
диверсификация дошкольного образования определяется как необходимое и
достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и
подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних
запросов участников образовательного процесса[9, с. 16-20]. Рассмотрим вековой
опыт диверсификации дошкольного образования на примере одного региона.
Период становления сети дошкольных учреждений в Мордовском
крае в нач. ХХ в. ознаменован организацией детских яслей, площадок и садов. По
продолжительности работы в течение
календарного года эти учреждения, можно подразделить на сезонные и постоянные.
К числу постоянных (или
стационарных) учреждений относились детские ясли и детские сады,
функционировавшие в течение всего календарного года в соответствии с
установленной для них продолжительностью рабочего дня и длительностью рабочей
недели. К числу сезонных относились
учреждения, открываемые в сельской местности, для работы на непродолжительный
период, преимущественно, в летний сезон. В эти годы отмечалось доминирование
сезонной сети, что обуславливалось преобладанием сельского хозяйства и сезонной
занятостью большей части населения.
В 30-50-е гг. ХХ в. видовое разнообразие
учреждений возросло. По степени благоустроенности и направлениям работы
дошкольные учреждения этого периода можно подразделить на образцовые, массовые
и примитивы.
Распространение образцовых учреждений в
30-х гг. считалось перспективным и важным способом качественного обновления
содержания, форм и методов работы воспитателя с дошкольниками. В этой связи по
Мордовской области уже в 1932
г. планировалось в каждом районе организовать
показательный образцовый детский сад, а к началу сельскохозяйственных работ
оборудовать показательные ясли. В
середине 30-х гг. действовало несколько образцовых детских садов в Дубенском,
Темниковсом, Краснослободском районах, а также образцовые ясли в Рузаевском и
Атяшевском районах Мордовии [5, с. 2; 7, с. 3; 10, с. 2; 15, с. 2]. Изначально
предполагалось, что каждое образцовое учреждение будет хорошо оснащено, иметь
удобное расположение для поддержания тесных связей с другими дошкольными
учреждениями и местными органами управления образованием, педагогически
грамотно организовывать работу с воспитанниками отслеживать и распространять
передовой педагогический опыт. Однако, образцовые учреждения не получили
должного распространения в связи с кадровым дефицитом, несбалансированностью
распределения финансовой, методической и иной помощи между образцовыми и всеми
остальными учреждениями. В итоге они очень скоро были преобразованы в массовые
учреждения [16, с. 3].
Учреждения-примитивы предназначались для присмотра за
дошкольниками в период производственной, общественной и иной занятости
родителей, прежде всего, матерей. Характеризовались слабой
материально-хозяйственной базой и ограниченностью выполняемых ими функций. К
числу примитивов относились детские комнаты, ясли-передвижки, ясли на летних станах,
летние детские площадки, большинство из которых действовали только в разгар
весенне-летних сельскохозяйственных работ.
Детские комнаты организовывали для непродолжительного
пребывания детей дошкольного возраста, в
период когда их родители голосовали на избирательных участках, посещали курсы
или пункты ликвидации неграмотности, собрания и т.д. Как правило, такие комнаты
открывались в непосредственной близости при ликпунктах, избирательных участках,
сельских советах и пр.
Ясли-передвижки функционировали в сельской местности и
располагались в шалашах или повозках в непосредственной близости от основной
работы матерей воспитанников. Они
позволяли своевременно кормить грудных детей без длительного отрыва от
сельскохозяйственного труда. Только в 1933 г. на территории Мордовии действовало
70 полевых передвижных точек с охватом 800 детей[18, с. 133].
Мы полагаем, что ясли на летних станах
имели сходное с яслями-передвижками функциональное назначение, но обладали
более постоянным местонахождением. К примеру, в 1934 г. на территории
республики их было 550[17, с. 14].
Летние детские площадки открывали для детей дошкольного возраста в
летний период. Они часто располагались в зданиях школ и имели слабую
материально-техническую базу. Деятельность в таких учреждениях зачастую
сводилась к кормлению детей и присмотру за ними.
Массовые дошкольные учреждения − учреждения для детей раннего и дошкольного
возраста с более или менее удовлетворительной, по сравнению с примитивами и образцовыми,
материально-технической базой и качеством воспитательно-образовательной работы.
Сложные условия в период Великой отечественной войны привели к
ухудшению здоровья многих детей, поэтому в 40-е гг. ХХ в. для сохранения и
укрепления здоровья ребят стали открываться специальные дошкольные учреждения,
обозначенные нами как оздоровительные. Круглогодично действовали санаторные сады, в педагогическом
процессе которых приоритетными являлись оздоровительные мероприятия. В летний период наряду с санаторными садами в
г. Саранске, в Ардатовском и Краснослободском районах Мордовии функционировали
дошкольные оздоровительные дачи и площадки. В первую очередь в них
принимались дети из семей военнослужащих, инвалидов Отечественной войны,
рабочих. Хотя оздоровительные учреждения на территории Мордовии были
немногочисленными, но они играли важную роль в восстановлении и поддержании
здоровья нуждавшихся в этом детей благодаря периодическому изменению состава
воспитанников в каждой смене.
В конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. началось
обновление дошкольной сети за счет нового вида учреждений – ясли-сада.
Принципиально важным было то, что он охватывал
своей деятельностью детей не только
дошкольного, но и раннего возраста Необходимость его создания была продиктована
рядом причин. С одной стороны, изучение особенностей развития детей раннего
возраста способствовало изменению бытовавшего ранее мнения об определяющем
значении питания и санитарно-гигиенических условий в развитии детей (решением
этих вопросов занимался на тот момент
Минздрав), с другой − со стремлением создать последовательную и преемственную
систему воспитания детей раннего и дошкольного возраста, отвечающую задачам
последующего обучения в школе. Как правило, открытие таких учреждений
первоначально осуществлялось путем объединения
в одном здании прежде автономно существующих детских садов и яслей. В
итоге удавалось увеличивать полезную площадь на каждого ребенка за счет
переоборудования хозяйственных помещений объединенных учреждений, которые ранее
располагались рядом. Наряду с этим, объединение дошкольных учреждений во многом
обусловило распространение в Мордовии 2-х или 3-х комплектных учреждений и
работу не только со смешанными, но и с моновозрастными группами. В 1960 г. в республике
действовало уже 92 учреждения[19, с. 18;
20, с. 1].
В первой половине ХХ вв. накоплен интересный
опыт дошкольных учреждений с различным режимом работы. В отельные исторические
периоды практиковалось как кратковременное пребывание детей в детских комнатах,
так и продолжительное в отдельных учреждениях и группах (12 ч., 14 ч., 24 ч.) практика
показывает, что многообразие видов дошкольных учреждений выступает важным
условием для укрепления и стабильного развития дошкольной сети. Особо ценным
представляется разновременной режим работы отдельных учреждений и групп,
учитывающих характер трудовой занятости родителей воспитанников и тем самым
обеспечивающий востребованность
учреждений. Поэтому, несомненно, позитивной для периода становления системы
дошкольного образования Мордовии являлась тенденция обновления видового
многообразия учреждений с учетом динамично изменяющейся социокультурной
ситуации.
Однако, на
протяжении 60-80-х гг. ХХ в. в Мордовии сосредоточились
на создании стационарной сети и ограничивались
функционированием лишь трех видов дошкольных учреждений. Этому содействовали
демографическая ситуация послевоенного периода, необходимость решения ряда
остро стоявших проблем (недостаточно высокий республиканский показатель охвата
детей общественным дошкольным воспитанием, переуплотненность в городских
учреждениях). Особое внимание уделялось лишь развитию дошкольной сети за счет детских садов, яслей
и ясли-садов. Однако динамика прослеживалась лишь в увеличении сети, изменении
количественного соотношения трех видов дошкольных учреждений, изменения
соотношения сезонных и постоянных дошкольных учреждений в пользу стационаров,
изменения количества сельских и городских учреждений. Это не позволяло в полной
мере и более адресно решать проблемы с нехваткой учреждений, как в городах, так
и сельской местности в отдельных районах республики.
На рубеже ХХ и ХХI вв. сложились
предпосылки для открытия различных видов дошкольных учреждений, обеспечивающих
широкий спектр образовательных услуг, охрану и укрепление физического и
психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и коррекцию нарушений
развития с учетом индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семей в
них. В эти годы в Мордовии функционировали:
- детские сады
общеразвивающего вида или с приоритетным
осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников
таких, как интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое и пр. (они
составляют около половины от общего количества),
- детские сады комбинированного вида, в
состав которых входят в разных сочетаниях общеразвивающие, компенсирующие и
оздоровительные группы (примерно 1/3 от общего количества),
- детские сады
компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в психическом и физическом развитии воспитанников (около
80 учреждений для детей с ослабленным зрением, с умственной отсталостью и
другими нарушениями в физическом и психическом развитии),
- центры
развития ребенка, т.е. учреждения с осуществлением физического и
психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников (в Саранске,
Рузаевке, Ковылкинском и Чамзинском районах),
- учебно-воспитательные
комплексы «Ясли-детский сад-начальная школа», реализующие образовательную
программу в соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта дошкольного и начального школьного образования (большинство расположены в г. Саранске) и т.
д.[8, л. 12-16; 12, с. 34].
Удалось создать национально-культурный фон для успешного изучения языка
и культуры населяющих ее народов. Стали
активно действовать учреждения дошкольного образования, обеспечивающие естественное вхождение ребенка в духовный
мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную
часть общечеловеческой культуры. Много
внимания в ДОУ уделяется созданию
условий для обучения дошкольников на родном для них языке.
На протяжении последних лет более гибким становиться
режим работы дошкольных учреждений в Республике Мордовия: часть учреждений
перешли с пятидневного на шестидневный режим работы, есть группы, в которых
возможно 24 часовое пребывание дошкольников и т.п. Начиная с 90-х гг. ХХ в.
активно внедряются новые формы дошкольного образования, обеспечивающие
кратковременное пребывание дошкольников в образовательных учреждениях и
содействующие повышению охвата детей общественным дошкольным воспитанием. В 1999 г. в республике на базе
ДОУ действовало уже 60 групп кратковременного пребывания детей. Этот показатель
в последующие годы неоднократно изменялся. Количество функционирующих групп
кратковременного пребывания на свободных площадях школ и учреждений дошкольного
и дополнительного образования детей постепенно возрастает: 2007 г. – 259 групп, 2008 г. – 285, 2009 г. – 287, 2010 –
294. На рубеже ХХ и ХХI столетий в
Мордовии накоплен положительный опыт открытия различных групп кратковременного
пребывания (адаптационные, физкультурно-оздоровительные, группы развития и
подготовки детей к школе, выходного дня и т.д.) [2, с. 18; 13, с. 45; 14, с. 44].
Усилению вариативности
дошкольного образования в республике содействует открытие в 2010 г.
частного детского сада, открытие Центра продленного дня для детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста на базе Мордовского государственного
педагогического института имени М. Е. Евсевьева и т. д.
В связи с демократизацией и распространением
вариативности содержания образования, организацией различных видов учреждений
расширяется спектр образовательных услуг, предусматриваемых в Уставах
дошкольных образовательных учреждений. Особой большим спросом среди населения
республики пользуются театральные, хореографические и изостудии, а также кружки
плавания, аэробики, гимнастики, по обучению детей иностранным языкам [6, с. 8;
8, с. 12-16].
В перспективе инфраструктуру дошкольных учреждений можно пополнить и кардинально обновить, осуществляя работу в
нескольких направлениях одновременно: 1) открытие новых объектов как в городских округах, так и
районах республики, 2) расширение функциональных возможностей отдельных
дошкольных учреждений, 3) поддержка на
первых порах учреждений, которые приступили к внедрению новаций или расширению
спектра медицинских и развивающих услуг и т. д., 4) активное внедрение новых
форм дошкольного образования, рассчитанных на разнообразные образовательные
потребности населения различных социальных групп [4, с.108].
Важным следует считать составление карт-схем
микрорайона города или села, где содержится перечень всех учреждений,
оказывающих образовательные, оздоровительные, коррекционные, или развлекательные
услуги семьям с детьми дошкольного возраста (театры, кинотеатры, выставочные
залы, музеи, детские библиотеки, дворцы
культуры, дома творчества, стадионы, детские парки, санатории и т. п.). В
картах-схемах следует указывать адреса учреждений, виды услуг, режим работы и
другую полезную информацию, которая может быть использована и родителями, и
воспитателями детского сада при организации работы с детьми и для расширения
культурно-образовательного пространства растущей личности. Следует согласиться с мнением А. А. Даниляк [1, с. 51] о том, что чем ниже иерархический уровень
управления, тем в большей степени на этом уровне важно использовать принципы
ситуационного подхода. Это объясняется рядом причин. Безусловно, опосредованное
влияние на каждое конкретное дошкольное
учреждение оказывает макросреда, позволяя установить приоритеты и
ценностно-целевые ориентиры решения программно-методических, управленческих и
иных вопросов, инвариантную часть
воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.
Региональная среда предопределяет содержательное наполнение национально-регионального
компонента, решение организационно-практических и кадровых проблем и т. д.
Однако каждое конкретное учреждение как
сложная социально-педагогическая система выбирает свой индивидуальный путь
развития, находясь в определенном социуме, в котором своеобразная культурно-массовая и
культурно-образовательная среда и уровень развития техносферы.
Итак, 2013 год
– юбилейный для дошкольного образования. Отмечается 150-летие с момента открытия первых садов в России и 100-летие с момента открытия первых детских садов на
территории Республики Мордовия. Учитывая накопленный опыт организации
дошкольных учреждений важно подчеркнуть, что многообразие видов дошкольных
учреждений, ориентированных на характер трудовой занятости населения и
образовательные запросы родителей выступает важным условием для ее укрепления и
стабильного развития, поскольку обеспечивает востребованность учреждений. Разновременной
режим работы отдельных учреждений и групп, разнообразие направлений в их работе
выбранных с учетом социально-экономической и образовательной ситуации в
республике всегда будут содействовать успешному развитию дошкольного
образования, достижению высокого процента охвата детей общественным дошкольным
воспитанием и обеспечивать его доступность для всех социальных слоев населения.
Список использованных источников
2.
Дошкольные
учреждения Республики Мордовия: стат. бюллетень № 757. Саранск, 2004. – С. 18.
3.
История
дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989 -352 с.
4. Кондрашова, Н.В.
Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в
Республике Мордовия: монография; Мордов.
гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 127 с.
5. Косырева. Краснослободский детский сад – образцовый //
Красная Мордовия. – 1935. –10 апреля. – С. 2.
7. Куликова, В. Детские сады республики // Красная
Мордовия. – 1936. – 12 мая. – С. 3.
8.
Лотванова Г. А.
Дифференциация сети дошкольных учреждений в муниципальной системе образования
г. Саранска // Проблемы детства и подготовки будущего педагога дошкольного
образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып 3.; Мордов гос. пед. ин-т. Саранск,
2001. – С. 12-16.
9. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования / А.
А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 2. – С. 16-20.
10.
Москвитина, А.
Почему не открыты детские ясли? // Красная Мордовия. – 1935. – 15 июня. – С. 2.
11.
Не хочется
верить, что он отжил свое // Темниковские известия. – 1998. – 31 октября. – С. 2.
12.
Образование в
Республике Мордовия: информационно-аналитический сборник. Саранск, 2004. – С. 34.
13.
Образование,
наука и культура в Республике Мордовия за 2005 год. Саранск, 2006. – С. 45.
14.
Образование,
наука и культура Республики Мордовия : стат. сб. № 744. Саранск, 2007. – С.44.
15.
Образцовые ясли
// Красная Мордовия. – 1935. – 6 июня. – С. 2.
16.
Преобразование
образцовых и опытных детских садов // Красная Мордовия.– 1937. – С. 3.
17.
ЦГА РМ, фр-150,
оп. 1, д. 25, л.
14.
18.
ЦГА РМ, фр-150,
оп. 1, д. 28, л.
133.
19.
ЦГА РМ, фр-464,
д. 2471, л.
1, л. 4, л. 18.
20.
ЦГА РМ, фр-464,
оп. 1, д. 2628, л.
1.
В статье употребляется
понятие Мордовский край, под которым понимается часть Поволжского метарегиона,
уезды и волости Пензенской, Тамбовской, Симбирской (Ульяновской),
Нижегородской, Саратовской, Самарской губерний, которые вошли в состав
Республики Мордовия и где в рассматриваемый период преобладало мордовское
население России, проживавшее в тесном контакте с русским, татарским и другими
народами (понятие сформулировано на основе определений, данных в исследованиях Е.Г.Осовского,
С.В. Грачева, Л.В. Кудаевой, Н.В. Кузнецовой и др.). Вместе с тем используются понятия Мордовский округ (1928 -
1930 гг.), Мордовская автономная область (1931-1934 гг.) и МАССР (с 1934 г.), когда описываются
события, происходившие в периоды поэтапного становления мордовской автономии.
|