Четверг, 25.04.2024, 07:33

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Комплексные и парциальные программы

Парциальная образовательная программа «Умные пальчики. Конструирование в детском саду»: концептуальные идеи, целевые ориентиры, задачи

Парциальная образовательная программа

«Умные пальчики. Конструирование в детском саду»:

концептуальные идеи, целевые ориентиры, задачи

 

Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Конструирование (от латинского construere — строю, создаю)  — творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира и формированием человеческой культуры. Сущность конструирования заключается в намеренном объединении различных элементов или преобразовании материалов на основе проектов (схем, моделей) с целью получения различного рода целостностей предметов, сооружений. 

Конструирование это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера... Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в  целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок своевременно получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.

Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями.

Конструирование в ансамбле видов детской деятельности

Деятельность — исходное философское понятие, определяющее специфику, сущность, закономерности общественно-исторического бытия людей: «В отличие от законов природы, законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей. Такова специфика деятельности, способ ее бытия» (Ю.К. Плетников [8]).

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к жизни, содержание которой составляет познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры (В.В. Давыдов [3]). Суть деятельности — в творении человеческого мира, в построении отношений с этим миром и созидании человеком самого себя: это и составляет сущность культуры. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет человеку выйти за рамки любой ситуации, преодолеть эту ситуацию и встать над ней, создав нечто новое и включив его в широкий контекст культурно-исторического бытия. В полной мере это относится к конструированию, которое занимает особое место в «ансамбле» (термин В.Т. Кудрявцева) видов деятельности человека на всех этапах его жизни, начиная с раннего детства.

Конструирование как познавательная деятельность. Конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования. Это взаимодействие развивается постепенно. Изначально действительность дается человеку в его конкретной деятельности, имеющей чувственный характер. Ощущения вызывают эмоциональную реакцию, волнение, приводящие к переживанию или ответному действию. Предельная зависимость человека от окружающего мира «снимается» — формируется способность конструирования образов восприятия как представлений, знаков, образов, символов; в результате появляется возможность изменения предметного мира, его переустройства «по себе», «под себя».

Конструирование традиционно рассматривается как познавательная деятельность человека (в т.ч. ребенка раннего и дошкольного возраста). Среди видов познавательной деятельности можно выделить обыденно-практическую, научную и эстетическую, связанную с попыткой осмысления окружающего мира с помощью эстетических категорий. В дошкольном возрасте эти виды имеют свою специфику и проявляются в таких формах, как наблюдение, сравнение, обследование, моделирование, размышление (элементарное философствование) и др. В ансамбле видов детской познавательной деятельности следует отметить поисково-исследовательскую и экспериментирование, значимые для развития конструирования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В разных видах и формах познавательной деятельности ребенок осваивает рационально-логический способ познания мира, при этом предметом познания является окружающий мир (реальность), универсальным инструментом выступает понятие (представление, информация, знание), а прогнозируемым результатом — естественно-научная картина мира (миропонимание).

Конструирование как художественно-эстетическая деятельность. Конструирование — специфическая активность, в процессе которой человек осваивает и развивает культуру, обретает «господство» над материалами, овладевает различными орудиями, создает социально значимый оригинальный продукт (предмет, изделие, сооружение), реализует и познает свое «Я», выражая тем самым эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к самому себе. Своим целеполагательным, созидательным и преобразующим характером конструирование сходно с художественно-эстетической деятельностью в разнообразии ее видов — архитектурой, дизайном, изобразительным и декоративно-прикладным искусством. В разных видах доступной художественно-эстетической деятельности (лепка, аппликация, рисование, литература, театр, музыка) ребенок осваивает эмоционально-образный способ познания мира, при этом предметом познания является эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, универсальным инструментом выступает художественный образ, а прогнозируемым результатом — эстетическая картина мира (мироотношение).

Картина мира — это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры.

В сознании каждого человека картина (образ, модель) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.

Конструирование как социально-коммуникативная деятельность. Эмоционально-ценностное отношение «роднит» конструирование не только с художественно-эстетической, но и социально-коммуникативной деятельностью в разнообразии ее видов и, прежде всего — общением, игрой, трудом.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), побуждаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Важно заметить, что любая деятельность невозможна вне общения, поэтому конструирование также включает в свою структуру коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста; потребность растущего человека (его психики, интеллекта, тела). Игра — специфический, чисто детский мир детской жизни. Результат (продукт) игровой деятельности — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей. Игра — главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества; познается и формируется социальный опыт взаимоотношений людей; приобретается опыт разрешения конфликтов. Игра — важнейшая социокультурная практика саморазвития; путь «открытия» ребенком себя в общении с другими детьми, в широком социуме, человечестве; способ освоение культуры прошлого и настоящего, создание культуры будущего.

В процессе конструирования ребенок свободно проявляет себя в увлекательной творческой деятельности, вступает в общение с другими детьми и взрослыми, максимально реализует свои способности и сам себя творит. Это сближает конструирование с игрой, позволяя выявить общие и отличительные признаки. Помимо этого, конструирование различных построек обычно сопровождается сюжетно-ролевой, режиссерской или театрализованной игрой. Зачастую игра вызывает у детей потребность что-то сконструировать из строительного или бытового материала (стул, диванчик, домик, дорогу, тоннель, мост, машину, корабль, элементы костюма, еду).

Труд это целенаправленная практическая деятельность, выполняемая человеком для достижения результата (продукта) и связанная с преобразованием природных ресурсов в материальные, интеллектуальные или духовные блага. Трудовая деятельность важное условие существования человека, его развития и благосостояния общества в целом. Труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью создания какого-либо продукта, не считая удовлетворения и радости, которые человек испытывает от процесса и продукта трудовой деятельности. Конструирование — целенаправленная созидательная деятельность человека, связанная с получением материального продукта и сопровождаемая яркими эмоциями. По этим критериям конструирование имеет несомненное сходство с трудовой деятельностью.

 

Целевые ориентиры и основные задачи Программы

Цель Программы — создание условий для открытия ребенком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленной на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений (изделий, построек), расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми (детьми и взрослыми), содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции творца».   

Основные образовательные задачи Программы

  1. Проектирование условий для освоения детьми конструирования как преобразующей творческой деятельности человека, познающего окружающий мир и создающего человеческую культуру.
  2. Развитие восприятия, мышления и творческого воображения как эмоционально-интеллектуального процесса «открытия» окружающего мира и самого себя как личности, деятеля, созидателя.
  3. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии, становлению целостной картины мира и «Я-концепции творца».
  4. Создание условий для осмысленного освоения разных материалов и  универсальных способов их преобразования в предметы или композиции (конструкции).
  5. Расширение опыта конструктивной деятельности на всех уровнях: восприятие — исполнительство — творчество.
  6. Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как творческой личности.
  7. Обогащение опыта сотрудничества и сотворчества, формирование умения работать в команде, воспитание социально-коммуникативных качеств личности растущего человека.

Таким образом, конструирование позиционируется в Программе как универсальная деятельность  — созидательная, преобразующая, творческая, связанная с активным «открытием» ребенком окружающего мира, обогащением и осмыслением социокультурного опыта, формированием эмоционально-ценностного отношения к действительности, становлением «Я-концепции творца». Результат конструирования не столько внешний — конкретное изделие или сооружение, сколько внутренний — индивидуальный опыт самоактуализации, самообразования, самовоспитания, саморазвития растущего человека.

Литература

1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — С. 5–328.

3. Давыдов, В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной

школы Л.С.Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. — С. 20–29.

4. Лыкова И.А. От содействия к сотворчеству: вектор развития взаимоотношений детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 12. — С. 3–37.

5. Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». — М.: Цветной мир, 2016. — 200 с.

6. Лыкова И.А. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (новые подходы в условиях ФГОС ДО). — М.: Цветной мир, 2014. — 144 с.

7. Парамонова, Л.А. Система формирования творческого конструирования у детей 2–7 лет: Автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2001. — 48 с.

8. Плетников, Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма // Деятельность: теории, методология, проблемы: Сб. / Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 96, 97.

Приложение

Конструирование с элементами рисования

Азбука юного россиянина

Категория: Комплексные и парциальные программы | Добавил: 461119 (04.10.2016)
Просмотров: 3866 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: