«МИР ПЕСОЧНЫХ ФАНТАЗИЙ»: программа обучения детей рисованию песочных картин с элементами арт-терапии
Елена Александровна Тупичкина
Декан факультета дошкольного и начального образования, докт.пед.наук, проф. кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком - «Sand-Art». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний.
Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисованием песком может быть успешно организовано как в детском саду, в учреждениях дополнительного образования в форме работы кружков, студий, центров, так и в условиях семейного воспитания.
О такой программе речь идет в статье журнала "Современный детский сад" за февраль (№1) 2016 года.
Задачи программы:
Блок 1. Обучающие:
- Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.
- Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации, познакомить с известными художниками-«сендардистами» и их произведениями.
- Познакомить с использованием техники «Sand-Art» в производстве мультфильмов и песочных театрализованных шоу.
- Познакомить детей с техникой рисования на песочном планшете «Sand-Art».
- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
- Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании, способностью гармонично сочетать линии, свет и тень.
- Сформировать у дошкольников представлений об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Блок 2. Развивающие:
- Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
- Развивать умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета, используя разные оттенки света и тени.
- Развивать художественный вкус.
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между динамично сменяющими друг друга изображениями в процессе создания песочной анимации.
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
- Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного мышления, творческого воображения), внутренний план действий.
- Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Блок 3. Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
- Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
- Формировать способность «любования» своим рисунком и изображением сверстников, художников.
Блок 4. Психотерапевтические:
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
- Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от рисования.
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние дошкольников.
- Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
- Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования.
Практика реализации программы «Песочные фантазии» на опытно-экспериментальных площадках факультета дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии свидетельствует, что ее эффективность обусловлена реализацией комплекса организационно-педагогических условий. Ниже представим основные.
В качестве одного из важных психолого-педагогических условий реализации программы выступает взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в целях привлечения их внимания к изобразительной деятельности детей. В качестве форм работы с родителями можно порекомендовать следующие:
- выставки детских работ,
- открытые занятия с участием родителей,
- совместный сбор творческого портфолио ребенка (фото песочных картин),
- индивидуальные консультации,
- мастер-классы для родителей, включение родителей в творческую деятельность, обучение приемам техники «Sand-Art»,
- презентация детских работ на сайте ДОО.
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом, психологом, художником. Такую подготовку специалист может пройти на краткосрочных курсах повышения квалификации.
Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями, знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Кроме общепедагогических квалификационных характеристик педагог должен владеть графическими навыками работы на световых планшетах, уметь создавать изображения, сюжетные картинки в песочной технике, простейшие песочные анимации, демонстрировать последовательность графических действий. Также педагог студии песочного рисования должен владеть навыками работы с мультимедийной техникой (компьютер, мультимедийный проектор, камера, цифровой фотоаппарат), создавать для демонстрации мультимедийные продукты – презентации, электронное портфолио ребенка.
В ситуации использования арт-терапевтических упражнений и заданий, предлагаемых в программе, специалист должен владеть основами арт-педагогики и профессиональными умениями проведения арт-техник. Для оптимизации его работы приведем пример планирования по программе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
|
Тематика художественно-эстетического блока
|
Тематика познавательного блока
(мультимедиа журнал)
|
Кол-во академическ. часов
|
Раздел 1. АЗБУКА ПЕСОЧНОЙ ГРАФИКИ
|
1
|
«Здравствуй, песочная страна!»
(вводное занятие)
|
«Как можно рисовать на песке?»
(просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребенком и взрослым)
|
1
|
2.
|
«Тайные следы и отпечатки»
|
Беседа: «Рождение песка» (Как появился песок, возраст песка, как образуется песок)
|
1
|
3.
|
«Волшебные точки»
|
«Виды песка» (какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению и пр.)
|
1
|
4.
|
«Ожившие линии»
|
«Песчинка под микроскопом» (исследование строения песчинки).
|
1
|
5.
|
«Послушные штрихи и линии»
|
«Удивительные свойства песка» (знакомство со свойствами песка и использовании их человеком).
|
1
|
6.
|
«Превращения кружка»
|
«Почему пески называют зыбучими?».
|
1
|
7.
|
«Песочные мандалы»
|
Древнее искусство рисования песочных мандал.
|
1
|
8.
|
«Занимательный квадрат и веселый прямоугольник»
|
«Песок путешественник».
|
1
|
9.
|
«Треугольные фантазии»
|
«Песок на карте мира». (Самые известные пустыни мира. Пески на территории России. Есть ли песок там, где я живу?).
|
1
|
10.
|
«В стране Песочной графики»
|
«Могут ли пески петь?».
|
1
|
Раздел 2. ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ
|
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ РАСТЕНИЙ»
|
Почему пески поют
|
|
11
|
«Деревья: такие разные»
|
Какие растения любят песчаную почву?
|
2
|
12
|
«Цветы: в жизни и сказке»
|
Зачем добавлять песок в почву комнатных растений?
|
1
|
13
|
«Фруктово-овощные истории»
|
Песочный фульгурит.
|
1
|
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ПОДВОДНОГО МИРА»
|
|
|
14
|
«Обитатели морей и океанов»
|
«Песок на дне и берегу морском».
|
1
|
15
|
«Подводное царство»
|
Кто живет в песке?
|
1
|
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ»
|
|
|
16
|
«Птицы и насекомые»
|
«Незаменимый песок».
|
1
|
17
|
«Домашние животные»
|
Лечебные свойства песка.
|
2
|
18
|
«Звери»
|
Стеклянная тайна песка.
|
2
|
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЛЮДЕЙ»
|
|
|
19
|
«Песочные человечки»
|
Песочные часы.
|
2
|
20
|
«Песочные портреты»
|
Искусство Sand-art. Известные песочные аниматоры и их работы.
|
2
|
«РУКОТВОРНЫЙ МИР В ПЕСОЧНЫХ КАРТИНКАХ»
|
|
|
21
|
«Игрушки и предметы быта»
|
Песочные картины в стеклянных сосудах.
|
1
|
22
|
«Транспорт»
|
Картины на мокром песке.
|
1
|
«КАРТИНКИ ПЕСОЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ»
|
|
|
23
|
«Деревенский пейзаж»
|
Почему так говорят (песок в пословицах и поговорках).
|
1
|
24
|
«Городской пейзаж»
|
Стихи о песке.
|
1
|
25
|
Космический пейзаж
|
Песок в сказках и притчах.
|
2
|
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ И СКАЗОК»
|
|
|
26
|
«Сказочные животные»
|
Мультфильмы в технике песочной анимации.
|
2
|
27
|
«Люди-персонажи мультфильмов и сказок»
|
Что еще называют песком? (сахар, песочное тесто, золотой песок).
|
1
|
«КАРТИНКИ ПЕСОЧНОГО НАСТРОЕНИЯ»
|
|
|
28
|
Рисую настроение на песке
|
«Может ли песок влиять на настроение?».
|
1
|
29
|
Рисую музыку песком
|
Как характер музыки передают на песке художники песочной анимации.
|
1
|
30
|
Песочный вернисаж (итоговое занятие)
|
Викторина «что я знаю о песке»
|
1
|
|
Итого:
|
36
|
|