Воскресенье, 13.06.2021, 13:44

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Программы дополнительного образования

«МИР ПЕСОЧНЫХ ФАНТАЗИЙ»

«МИР ПЕСОЧНЫХ ФАНТАЗИЙ»: программа обучения детей рисованию песочных картин с элементами арт-терапии

 

Елена Александровна Тупичкина

Декан факультета дошкольного и начального образования, докт.пед.наук, проф. кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

 

Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком - «Sand-Art». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний.

Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисованием песком может быть успешно организовано как в детском саду, в учреждениях дополнительного образования в форме работы кружков, студий, центров, так и в условиях семейного воспитания.

О такой программе речь идет в статье журнала "Современный детский сад" за февраль (№1) 2016 года.

Задачи программы:

Блок 1. Обучающие:

  • Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.
  • Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации, познакомить с известными  художниками-«сендардистами» и их произведениями.
  • Познакомить с использованием техники «Sand-Art» в производстве мультфильмов и песочных театрализованных шоу.
  • Познакомить детей с техникой рисования на песочном планшете «Sand-Art».
  • Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
  • Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании, способностью гармонично сочетать линии, свет и тень.
  • Сформировать у дошкольников представлений об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.

Блок 2. Развивающие:

  • Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
  • Развивать умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета, используя разные оттенки света и тени.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
  • Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между динамично сменяющими друг друга изображениями в процессе создания песочной анимации.
  • Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
  • Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
  • Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного мышления, творческого воображения), внутренний план действий.
  • Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.
  • Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Блок 3. Воспитательные:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
  • Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
  • Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
  • Формировать способность «любования» своим рисунком и изображением сверстников, художников.

Блок 4. Психотерапевтические:

  • Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
  • Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и  удовольствие от рисования.
  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние дошкольников.
  • Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
  • Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования.

Практика реализации программы «Песочные фантазии» на опытно-экспериментальных площадках факультета дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии свидетельствует, что ее эффективность обусловлена реализацией комплекса организационно-педагогических условий. Ниже представим основные.

Психолого-педагогические условия реализации программы

В качестве одного из важных психолого-педагогических условий реализации программы выступает взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в целях привлечения их внимания к изобразительной деятельности детей. В качестве форм работы с родителями можно порекомендовать следующие:

  • выставки детских работ,
  • открытые занятия с участием родителей,
  • совместный сбор творческого портфолио ребенка (фото песочных картин),
  • индивидуальные консультации,
  • мастер-классы для родителей, включение родителей в творческую деятельность, обучение приемам техники «Sand-Art»,
  • презентация детских работ на сайте ДОО.

Кадровые и методические условия

         Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом, психологом, художником. Такую подготовку специалист может пройти на краткосрочных курсах повышения квалификации.

Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями, знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Кроме общепедагогических квалификационных характеристик педагог должен владеть графическими навыками работы на световых планшетах, уметь создавать изображения, сюжетные картинки в песочной технике, простейшие песочные анимации, демонстрировать последовательность графических действий. Также педагог студии песочного рисования должен владеть навыками работы с мультимедийной техникой (компьютер, мультимедийный проектор, камера, цифровой фотоаппарат), создавать для демонстрации мультимедийные продукты – презентации, электронное портфолио ребенка.

В ситуации использования арт-терапевтических упражнений и заданий, предлагаемых в программе, специалист должен владеть основами арт-педагогики и профессиональными умениями проведения арт-техник. Для оптимизации его работы приведем пример планирования по программе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 

 

Тематика художественно-эстетического блока

 

 

Тематика познавательного блока

(мультимедиа журнал)

Кол-во академическ. часов

Раздел 1. АЗБУКА ПЕСОЧНОЙ ГРАФИКИ

 

1

«Здравствуй, песочная страна!»

(вводное занятие)

 «Как можно рисовать на песке?»

(просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребенком и взрослым)

1

2.

«Тайные следы и отпечатки»

Беседа:  «Рождение песка» (Как появился песок, возраст песка, как образуется песок)

 

1

3.

«Волшебные точки»

«Виды песка» (какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению и пр.)

1

4.

«Ожившие линии»

«Песчинка под микроскопом» (исследование строения песчинки).

1

5.

«Послушные штрихи и линии»

«Удивительные свойства песка» (знакомство со свойствами песка и использовании их человеком).

1

6.

«Превращения кружка»

«Почему пески называют зыбучими?».

1

7.

«Песочные мандалы»

Древнее искусство рисования песочных мандал.

1

8.

«Занимательный квадрат и веселый прямоугольник»

«Песок путешественник».

1

9.

«Треугольные фантазии»

«Песок на карте мира». (Самые известные пустыни мира. Пески на территории России. Есть ли песок там, где я живу?).

1

10.

 «В стране Песочной графики»

«Могут ли пески петь?».

 

1

Раздел 2. ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ

 

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ РАСТЕНИЙ»

Почему пески поют

 

11

«Деревья: такие разные»

Какие растения любят песчаную почву?

2

12

«Цветы: в жизни и сказке»

Зачем добавлять песок в почву комнатных растений?

1

13

«Фруктово-овощные истории»

Песочный фульгурит.

1

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ПОДВОДНОГО МИРА»

 

 

14

«Обитатели морей и океанов»

«Песок на дне и берегу морском».

 

1

15

«Подводное царство»

Кто живет в песке?

1

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ»

 

 

16

«Птицы и насекомые»

«Незаменимый песок».

1

17

«Домашние животные»

Лечебные свойства песка.

2

18

«Звери»

Стеклянная тайна песка.

2

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЛЮДЕЙ»

 

 

19

«Песочные человечки»

Песочные часы.

2

20

«Песочные портреты»

Искусство Sand-art. Известные песочные аниматоры и их работы.

2

«РУКОТВОРНЫЙ МИР В ПЕСОЧНЫХ КАРТИНКАХ»

 

 

21

«Игрушки и предметы быта»

Песочные картины в стеклянных сосудах.

1

22

«Транспорт»

Картины на мокром песке.

1

«КАРТИНКИ ПЕСОЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ»

 

 

23

«Деревенский пейзаж»

Почему так говорят (песок в пословицах и поговорках).

1

24

«Городской пейзаж»

Стихи о песке.

1

25

Космический пейзаж

Песок в сказках и притчах.

2

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ И СКАЗОК»

 

 

26

«Сказочные животные»

Мультфильмы в технике песочной анимации.

2

27

«Люди-персонажи мультфильмов и сказок»

Что еще называют песком? (сахар, песочное тесто, золотой песок).

1

«КАРТИНКИ ПЕСОЧНОГО НАСТРОЕНИЯ»

 

 

28

Рисую настроение на песке

«Может ли песок влиять на настроение?».

1

29

Рисую музыку песком

Как характер музыки передают на песке художники песочной анимации.

1

30

Песочный вернисаж (итоговое занятие)

Викторина «что я знаю о песке»

1

 

Итого:

36

Категория: Программы дополнительного образования | Добавил: 461119 (21.12.2015)
Просмотров: 4141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: