Пятница, 19.04.2024, 13:58

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Программы дополнительного образования

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Белоус Ольга Валерьевна

к.псхн., доцент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» кафедра социальной, специальной педагогики и психологии, доцент

 

Щербакова Марина Олеговна

аспирант кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает искусство в аспекте влияния на становление личностных характеристик ребенка, его духовного потенциала. Именно искусство в целом имеет качественное влияние в аспекте воспитания и познавательного развития ребенка, так как дает возможность удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, значительно расширить свой жизненный потенциал и приобрести новы опыт, формирует его духовный мир.

Особое место в жизни человека занимает театр, который соединяет в себе все виды искусств: живописи, танца, музыки, скульптуры. В этом аспекте возможно рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания в аспекте арт-терапии [3, С. 25].

Большое внимание оказывали данной проблеме педагоги и психологи (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Занков, В.И. Кондрашкин, И.А. Коробейников, Й. Лангмейер, И.А. Мухина, А.А. и др.), специалисты в области театральной педагогики (С.В. Гиппиус, П.М. Ершов, Ю.А. Завадский, Б.Е. Немирович-Данченко, СВ. Образцов, Н.И. Сац, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, которые рассматривали театр и театральную деятельность учащихся как формирование самостоятельности, ответственности, творческих способностей личности) [1, 2, 5].

В настоящее время используется термин «школьная театральная педагогика», который обозначает особые явления в образовательном процессе школ, связанные с театральным искусством; которые занимаются развитием воображения и образного мышления, как базовых составляющих эффективной социализации ребенка. Школьная театральная педагогика предполагает включение элементов театра в учебный процесс учебного заведения. Поэтому в ее цели входит в том числе и раскрепощение психофизического аппарата ученика-актера, и получение психологического комфорта при раскрытии своих возможностей. В ходе взаимодействия выстраивается система взаимоотношений таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы [4, С. 10].

Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач, включая обучение живой разговорной речи; освоение новых социальных ролей; формирование способности контролировать и управлять своими эмоциями и поведением; приобретение свободы в общении; приучение выступать перед обществом в качестве ораторов.

К формам школьной театральной педагогики чаще относят праздник и использование кружка. Эффективность занятий достигается путем проведения тренингов, индивидуальных занятий, использующих комплекс упражнений, имеющих целью развитие ребенка, в частности развитие речи, памяти, образного и логического мышления, творческого воображения, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении и пр.).

Степень эффективности использования театральной педагогики как элемента арт-терапии определяется созданием ряда условий работы театрального кружка, среди которых можно выделить: нахождение детей разного возраста в одном театральном коллективе, выстраивание доверительного взаимодействия между педагогом и детьми, активное включение в работу кружка родителей и других участников образовательного пространства и др.

В качестве методов театральной педагогики можно представить:

- Метод поведенческого тренинга определяющий обучение ребенка адекватным формам поведения в различных ситуациях, позволяющий повысить уровень «исполнительской компетентности» в отношении взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром.

- Психогимнастика – как комплекс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр) направлен на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Основная цель психогимнастики: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

- Метод социальной терапии – как метод психокоррекции основан на использовании социального признания, принятия, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением.

 - Метод статусной терапии - основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющий регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности.

- Лекции и беседы. Один из организованных методов обучения, систематическое, последовательное, монологическое или диалогическое изложение педагогом (лектором) и школьниками учебного материала, как правило, теоретического характера.

- Игры: ролевые, деловые, дидактические, режиссерские [2, 5].

Как вариант использования театральной педагогики в аспекте терапевтической работы с младшими школьниками, возможно использование программы «Театр и Я». В рамках использования программы возможно решение следующих задач: развитие коммуникативных способностей детей; развитие творческого потенциала детей; обучение детей контролю своего тела; научение детей самостоятельно снимать мышечные и эмоциональные зажимы; научение детей анализировать свои эмоции, чувства действия, поступки.

В данную программу входит 6 блоков, каждый из которых включает в себя по два-три занятия. Всего -17 занятий по 40 минут.

1-й блок – вводный. В этом блоке дети получают информацию об истории, функциях театра, о том, какие профессии «живут» в театре, где нужно учиться, чтобы стать актером.

2-й блок – «Т» - творчество. В данном блоке ребята учились создавать новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество, которым занимаются дети - уникальность результата. Никто, кроме, автора, не может получить в точности такой же результат. Таким образом, в процессе творчества ребенок вкладывал в материал некие аспекты своей личности.

3-й блок- «Е» - естественность. Разыгрывая, придуманные на данном этапе мини-сценарии, дети учились быть в них естественными и переживать все, что случается с героями «по-настоящему».

4-й блок «А» - активность. В данном блоке ребята занимались физическими упражнениями. Это нужно для того, чтобы обнаружить и снять «мышечный панцирь» - зажимы, сковывающие свободу тела и мышц, знакомство с собственным телом.

5-й блок «Т» - трудолюбие. Цель данного блока сформировать у детей ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с помощью дальнейшей проработки и реализации своих мини-сценариев.

6-й блок «Р» - рефлексия. Анализ значения каждого из блоков для каждого ребенка. Проработка не удавшихся моментов, помощь группы.

Таким образом, театральная педагогика как элемент терапии искусством базируется на следующих важнейших принципах: гуманизации воспитания, создания эмоционального поля во взаимоотношениях, учета психофизиологических и возрастных закономерностей развития детей, индивидуально-личностного подхода, педагогической поддержки и заботы. В наибольшей степени этому способствует синтез искусств, который представлен в театре (музыка, танец, живопись и т.д.). Это позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального воспитания.

 

Список использованных источников

1. Генералова, И. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание, искусством. 1—3 класс [Текст]: Методическое пособие для учителей начальной школы / Под ред. Л. В. Тарасова. - М., 2000. - 123с.

2.Ершова, А.П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов [Текст]: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений. / А.П.Ершова. - М., 2000. – 289 с.

3. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером [Текст] / М.Кипнис. - М.: АСТ МОСКВА, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.-249 с.

4. Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды. [Текст] / О.Лоза - М.: АСТ МОСКВА, 2009.-192 с.

5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480с.

Категория: Программы дополнительного образования | Добавил: 461119 (07.11.2016)
Просмотров: 925 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: