НОД: "Как помочь растению?" (наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)
Старостина Анна Викторовна
ГБОУ СОШ № 967 г.Москвы, воспитатель
Задачи: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.
Предварительная работа.
1.Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).
2.Анализ схемы «Растения».
3.Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.
4.Работа в дневнике наблюдений.
5.Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).
Ход НОД:
1.Игровой сюрпризный момент.
В группу к детям приходит грустный Карлсон. У него в руках комнатное растение, которое завяло.
Карлсон. Мое растение было такое красивое, как на картинке (показывает картинку), а теперь вот заболело, и мне его очень жалко.
Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Какие ласковые слова мы ему можем сказать?
Дети спрашивают у Карлсона, где у него находилось растение, как он за ним ухаживал.
Карлсон. На крыше, под ведром...
2. Исследование «Что нужно растению».
Воспитатель. Что, ребята, Карлсон не так делал? Давайте поможем ему.
Дети находят и выставляют 3 схемы: свет, вода, тепло.
По схемам рассказывают, зачем растению каждый из этих компонентов.
Воспитатель. Как себя должно чувствовать растение? Каким должно быть?
Выставляет схему и рисунки со стадиями роста растения, с изображением ухода за ним человека.
Воспитатель. А какое сейчас растение?
Находят и выставляют схему цветущего растения.
3. Беседа «Как нужно поливать?».
Карлсон приносит пустую лейку, дети обследуют, делают вывод, что нужна лейка с водой, выставляют схему.
Карлсон. А я знаю, как нужно поливать (все делает неправильно).
Дети находят схему трудовых действий (полив).
Воспитатель предлагает детям найти в группе растения, нуж-дающиеся в поливе, и полить их.
Дети попивают растение в соответствии с действиями по схеме.
Карлсон благодарит детей за урок ухода за растениями и предлагает поиграть вместе с ним.
Аналогичная деятельность была организована на территории детского сада: дети могли наблюдать за состоянием растений и в случае необходимости поливать их.
Анализ исследований опыта работы показал, что комнатные растения, являясь частью уголка природы, использовались в педагогическом процессе дошкольных учреждений для умственного развития детей и формирования практических умений и навыков. Наблюдения за растениями способствовало расширению кругозора детей, приобретению и уточнению представлений о росте и развитии растений, воспитанию любознательности, при решении практических задач в процессе труда создавали благоприятные условия для развития наблюдательности, речевой деятельности. Уход и наблюдения за комнатными растениями давали возможность решать задачи. В процессе выращивания растений воспитывалось положительное отношение к труду, самостоятельность, настойчивость в достижении результата. Уровень познавательной деятельности дошкольника позволял включить в содержание знаний о природе знания связей и отношений между объектами и явлениями природы самого различного характера и, следовательно, на этой основе формирование тех или иных систем знаний.
НОД: "Посадим фасоль" (беседа с элементами труда)
Задачи: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».
Ход НОД
1.Беседа о фасоли.
Воспитатель показывает картинку с изображением фасоли -растение с цветками и плодами.
- Что это за растение?
- Рассмотрите семена разных растений и найдите среди них семена фасоли.
Дети среди разных семян находят семена фасоли, рассматривают ее, обследуют на ощупь.
- Где используется фасоль?
Воспитатель. Хотите, чтобы у нас выросла такая же? А что для этого нужно? (Земля, емкости, инструменты, вода, семена...)
2.Подготовка к трудовому процессу.
Дети готовят необходимое оборудование и материалы для труда: ставят столы, надевают фартуки, берут стеки или палочки, семена, емкости для посадки (на каждого ребенка), объясняют, что и для чего взяли.
3. Работа по схеме «Компоненты труда».
С помощью схемы обговаривают последовательность действий: насыпать землю, полить, сделать углубление, опустить заранее замоченную фасолину (объясняют, зачем замочили), присыпать землей, поставить в теплое, светлое место.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать условный знак (заранее приготовленный или нарисовать на занятии) и наклеить на свою емкость.
4. Изготовление дневников наблюдений в виде стручка фасоли (по трафарету). |