ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Макуха Тамара Дмитриевна,
заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным
учреждением детский сад для детей раннего возраста № 1 (г. Армавир)
Анисимова Ирина Александровна,
старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста №1
Ориентация дошкольного образования на гуманизацию педагогического процесса предполагает признание самоценности каждого возрастного периода жизни, создание комфортных условий для развития и саморазвития личности. Личностно ориентированная модель взаимодействия меняет характер взаимодействия всех участников образовательного процесса, в котором ребенок становится активным его субъектом.
В то же время практика современного образования показывает, что на сегодняшний день отношения между участниками образовательного процесса во многом сохраняют традиционный «субъект-объектный» характер, когда ребенок выполняет пассивную роль объекта педагогического воздействия, а его родители вообще фактически исключены из педагогического процесса.
Раннее детство является фундаментом в становлении личности и в тоже время дети данного возраста отличаются повышенной ранимостью. Взаимодействие родителей и детей в этот период имеет особое значение, так как оно основано на неразрывности их связи. Практика взаимодействия с родителями детей раннего возраста показывает, что отдав ребенка в детский сад, они стараются переложить свою ответственность на общественное воспитание, забывая, а порой и не зная, возрастных и индивидуальных особенностей своего ребенка. Вследствие этого возникает необходимость оказания психолого-педагогической поддержки родителям путем внедрения активных форм, основанных на сотрудничестве педагога и родителей (Л.Г. Богословец, А.С. Герасимова, Т.А. Данилина, Н.В.Микляева и др.).
Проблема повышения компетентности родителей в вопросах грамотного воспитания ребенка, не является новой и находит отражение в многочисленных педагогических исследованиях (Т.А. Березина, Н.Н. Букина, С.Г. Вершловский, Т.В. Лодкина, И.А. Хоменко и др.), но сегодня она рассматривается сквозь призму учета воспитательного потенциала современной российской семьи. Под воспитательным потенциалом семьи понимается совокупность реальных и потенциальных возможностей семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.
Анализ научной литературы и опыта взаимодействия с родителями позволил выделить ряд особенностей культуры современных родителей и их воспитательного потенциала:
- акцент на материальном благополучии ребенка в ущерб решению проблем, связанных с его воспитанием и своевременным развитием;
- отсутствие родительского авторитета, взаимопонимания с ребенком;
- разногласия членов семьи в вопросах воспитания. [4,5,7].
Осознанию значимости родителями сущности процесса развития ребенка и оказанию ему своевременной помощи в адаптации к социальной среде содействует повышение их педагогической культуры. Педагогическая культура родителей характеризуется педагогической направленностью, степенью их зрелости как воспитателей и проявляется в практике семейного и общественного воспитания. Современные мамы, воспитывающие малышей, испытывают трудности в решении проблем, которые после поступления ребенка в детский сад вызывают у него сильнейший стресс, например: как приучить ребенка спать в своей кровати; как пользоваться горшком, самостоятельно одеваться; как отучить от грудного вскармливания, соски; как научить играть, общаться с другими сверстниками и др.. Овладение педагогическими знаниями помогает родителям избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и обеспечить успешную социализацию ребенка раннего возраста. Результаты проведенного анкетирования и опросов подтверждает стремление современных родителей в повышении педагогической культуры и желание участвовать в совместных мероприятиях.
Осознание необходимости оказания профессиональной конструктивной помощи родителям в области развития и воспитания детей раннего возраста активизировало работу всего коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения № 1 г. Армавира по данному направлению и содействовало объединению воспитательного потенциала детского сада и семьи в важном вопросе успешной социализации детей. Основной контингент воспитанников детского сада – это дети раннего возраста, социализация которых обеспечивается взаимодействием педагога, ребенка и родителя.
Анализ имеющегося опыта работы позволил констатировать наличие противоречия между безусловной необходимостью взаимодействия родителей ДОУ и отсутствием равноправного партнерства. Актуальность данной проблемы дала основание для разработки инновационного проекта по теме: «Деятельность Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста». Центр получил название «Мы вместе». Реализация данного проекта обусловлена современной потребностью в совершенствовании системы работы дошкольного учреждения для детей раннего возраста по обеспечению успешной их социализации, установлении партнерских отношений с родителями воспитанников, в предоставлении качественных образовательных услуг. Основная цель деятельности Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе» - оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольную образовательную организацию [9].
Социальное партнерство с родителями воспитанников основывается на:
- заинтересованности всех участников образовательного пространства в поиске путей решения проблем, связанных с воспитанием и развитием детей раннего возраста;
- объединении усилий и возможностей коллектива детского сада и родителей в решении вопросов адаптации ребенка к образовательному учреждению, его успешной социализации;
- конструктивном разрешении, в случае возникновения, спорных вопросов;
- стремлении к реалистичных способам решения педагогических и социальных проблем;
- взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;
- правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия [10].
Деятельность Центра «Мы вместе» по развитию партнерских отношений с родителями осуществляется поэтапно. Остановимся на краткой характеристике основных этапов работы.
Этап 1. Знакомство
Основная цель: изучение воспитательного потенциала семьи (методы воспитания детей, ценности, традиции семьи, образовательные потребности и пр. )
Ожидаемый результат: установление доверительных отношений.
Этап 2. Совместная деятельность
Основная цель: поддержка и оказание психолого-педагогической и медицинской помощи родителям в адаптации ребенка к ДОУ, в преодолении и предупреждении трудностей, связанных с воспитанием детей раннего возрасте, семейных конфликтных ситуаций; психолого-педагогический и медицинский патронаж семьи.
Ожидаемый результат:
- у специалистов ДОУ – повышение уровня профессиональной компетентности;
- у родителей - повышение уровня педагогической и психологической культуры.
Этап 3. Партнёрство
Основная цель данного этапа работы достижение добровольного, активного участия родителей в жизни ДОУ, проявления интереса к новым формам взаимодействия: консультативные часы по запросу родителей, совместные мероприятия, организация коллективных творческих дел, волонтерство, участие в работе творческой фокус-группы, семейного клуба.
Ожидаемый результат: взаимная ответственность за воспитание и развитие детей раннего возраста, их успешную социализацию.
Реализация спроектированной Модели предполагает решение следующих задач:
1. Создание нормативно-правового обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи с учетом нормативно – правовых актов федерального, регионального, муниципального уровня.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов и других специалистов по проблеме установления социального партнерства с семьями воспитанников.
3. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов.
4. Оценка готовности семьи к взаимодействию с образовательной дошкольной организацией на основе равноправной (партнерской) ответственности за воспитание и развитие ребенка.
5. Создание системы вариативных форм образования детей раннего возраста: группа выходного дня «Мама и малыш», студия раннего развития, группа кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, адаптационная группа, дистанционные занятия с детьми с ОВЗ и родителями в виртуальном режиме скайпа.
6. Организация деятельности консультационного пункта для родителей детей раннего возраста;
6. Активизация деятельности семейного клуба как ресурса повышения родительской компетентности и эффективной социализации детей раннего возраста.
7. Внедрение информационных технологий в практику социального партнёрства ДОУ с семьями, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений: социальные сервисы Интернет: E-mail рассылки (Гугл группы, skype), Социальные сети (Vkontakte, Odnoklassniki).
В соответствии с задачами инновационного проекта осуществлена разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Центра «Мы вместе»; установлены договорные отношения с родителями (законными представителями), а также с ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет». Детский сад является экспериментальной площадкой кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики АГПУ. Научные консультанты кафедры (Н.К.Андриенко, к.пед.наук, доцент, С.И.Семенака, к.пед.наук, доцент, Е.А.Тупичкина, д.пед.наук профессор,) принимают участие в рецензировании опыта работы, методических разработок педагогов, а также содействуют публикации научных статей в профессиональных журналах и научных сборниках. Установление договорных отношений с социальными партнерами позволило не только запланировать, но и на практике осуществить организацию мероприятий волонтерского движения с участием семей воспитанников МБДОУ, педагогов, студентов АГПУ.
Реализация Модели предполагает оборудование отдельного помещения для реализации вариативных форм дошкольного образования с детьми раннего возраста, что в перспективе позволит увеличить охват образовательными услугами детей раннего возраста, посещающими и не посещающими дошкольную организацию, детей с ОВЗ; реализацию индивидуальных образовательных траекторий для малообеспеченных и многодетных семей, детей, прибывших из Украины и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Реализация данной перспективы требует дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
Научно-методическое сопровождение вариативных форм образования для детей раннего возраста возможно благодаря использованию внутреннего кадрового ресурса, а также за счет привлечения преподавателей и студентов АГПУ в рамках волонтерской деятельности. На сегодняшний день уже сделаны первые шаги в реализации данной задачи: начала свою работу группа выходного дня «Мама и малыш», студия раннего развития «Гениальный малыш». Уже на протяжении 5-ти лет работает адаптационная группа.
В детском саду осуществлен комплекс работ по созданию открытой информационной среды: организована работа сайта, на котором находит отражение актуальная информация о ДОУ, созданы страницы сайтов педагогов. Новым направлением работы в данном аспекте является организация взаимодействия с родителями с помощью социальных сервисов сети Интернет: E-mail рассылки (Гугл группы, skype), Социальные сети (Vkontakte, Odnoklassniki), фокус-онлайн-группы.
Успешное решение спроектированной Модели стало возможным благодаря профессиональной подготовке педагогов к установлению партнерских отношений с родителями. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов осуществлялась системная работа, включающая организацию методических, творческих и других объединений педагогов, и специалистов с целью самообразования, повышения квалификации и обучения в сфере образования детей раннего возраста и партнерского взаимодействия с родителями; функционирование Школы молодого воспитателя; работу городского ресурсного Центра развития ребенка раннего возраста.
Поиск обновления форм повышения педагогической компетентности педагогов и родителей привел к организации творческого объединения «фокус –группа». Творческая фокус - группа – это объединение педагогов, родителей, представителей науки, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования с целью поиска оптимальных путей для их разрешения. Творческая фокус-группа функционирует в детском саду как структурное подразделение методической службы. На основании проведенного анализа литературы (С.А.Белановский, М.К. Горшкова, Ф.Э.Шереги) разработано положение о творческой фокус – группе [1,2]. В состав творческой фокус-группы входит не менее пяти человек: педагогов, родителей и других специалистов, которые осуществляет проведение совместной поисковой, исследовательской работы по изучению общественного мнения и мнения родителей о качестве предоставляемых МБДОУ образовательных услуг, установления обратной связи по решению задач, возложенных на образовательное учреждение.
Деятельность творческой фокус-группы позволяет вовлечь родителей в активное обсуждение эффективности применяемых в ДОУ форм взаимодействия, на основании чего осуществляется отбор наиболее оптимальных и эффективных. На сегодняшний день в МБДОУ №1 организована работа трех творческих фокус – групп («Инновационный час», «Многодетная семья», «On-lain - группа»), которая позволяет:
- осуществлять сбор мнений родителей и педагогов по определенным проблемам воспитания и развития детей раннего возраста, о качестве проводимых мероприятиях в ДОУ по повышению педагогической культуры;
- устанавливать причины низкой посещаемости родителями предлагаемых ДОУ форм взаимодействия;
- давать независимую оценку формам взаимодействия с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- определять формы позиционирования передового педагогического опыта работы в ДОУ и практики семейного воспитания и др..
В качестве основных форм работы в творческой группе определены: классическая фокус-группа и онлайн фокус-группа, которая организует свою работу с родителями, педагогами и другими специалистами в рамках форума.
Примером классической творческой фокус-группы является взаимодействие педагогов и других специалистов в процессе подготовки инновационного методического часа в детском саду. Фокус-группа в дискуссионной форме помогает выявить то, как различные люди понимают одну и ту же ситуацию, проблему, в результате предоставляется возможность получить более разнообразный массив ответов. К настоящему времени участниками классической фокус-группы «Инновационный методический час проведена работа по следующим проблемам реализации спроектированной Модели:
- Исследование педагогического ресурса родителей воспитанников.
- Поиск оптимальных форм сотрудничества с родителями воспитанников.
- Использование ИКТ-педагогических технологий в работе с родителями.
- Анализ трудностей в воспитании и развитии детей раннего возраста, поиск способов их преодоления.
Анализ результатов бесед с педагогами показал, что использование активных форм повышения их компетентности (инновационный методический час, работа фокус-групп, мастер-класс) содействовало формированию готовности педагогических работников к системным обновлениям: знания о сущности инновационных обновлений; умения диагностировать профессиональные качества, осуществлять коррекцию содержания профессиональной деятельности; умения формировать вариативное содержание ООП для соблюдения прав и удовлетворения потребностей всех субъектов педагогического взаимодействия, обеспечения интересов и развития способностей воспитанников; умение организовать взаимодействие с родителями как равноправными участниками образовательного процесса.
По данным мониторинга МБДОУ посещают 20% детей из многодетных семей. Данный факт был учтен при организации фокус-группы «Многодетная семья-счастливая семьЯ», в рамках которой были изучены традиции семьи, опыт организации здорового образа жизни, установление доброжелательного взаимодействия старших детей с младшими. Данная работа позволила не только изучить особенности воспитания ребенка в многодетной семье и их образовательные потребности, но и затем предложить родителям поделиться своим опытом.
Организация деятельности фокус-группы позволяет сконцентрироваться и на совместном с родителями и другими специалистами поиске новых форм предоставления консультативной помощи, которая приобрела в детском саду системный характер. Так, новой формой повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста является консультационный пункт.
Основная цель создания консультационного пункта связана с оказанием психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития детей раннего возраста, в том числе, не посещающих образовательные учреждения. Деятельность консультационного пункта строится на соблюдении следующих принципов:
- учет запросов родителей на образовательные услуги;
- ориентация процесса сопровождения на добровольное и заинтересованное включение ребенка и его семьи во взаимодействие со специалистами;
- деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье в условиях, оптимальных для всесторонней и своевременной помощи;
- профилактика негативных тенденций в развитии семейных, детско-родительских отношений;
- повышение имиджа организации в глазах общественности [8].
Инновационной формой сотрудничества детского сада с родителями является и семейный клуб. При разработке модели его функционирования были использованы рекомендации научного исследования по данной проблематике И.А.Дядюновой и методические разработки Н.В.Микляевой [3,8]. Участниками работы клуба являются родители, воспитанники, администрация детского сада, педагоги, медицинские работники, которые руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания и стремятся к созданию партнерских отношений межу детским садом и семьей.
Основными задачами работы семейного клуба являются:
- интеграция усилий ДОУ и семьи в вопросах социализации детей раннего возраста;
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
- повышение педагогической культуры родителей;
- обмен передовым опытом семейного воспитания;
- укрепление детско-родительских отношений;
- формирование у родителей понимания исключительной важности семьи и ее ответственности в позитивной социализации ребенка.
Выбор способа проведения заседаний семейного клуба зависит от обсуждаемой проблемы. Деятельность семейного клуба тесно связана с работой творческих-фокус-групп. Так, при подготовке заседаний семейного клуба учитываются рекомендации по выбору наиболее волнующих родителей проблем и путей их решения.
На заседаниях семейного клуба педагог и другие специалисты детского сада также используют разнообразные формы взаимодействия с родителями: беседы, консультации, экспресс-диагностику, тренинг, видео просмотр сюжета из жизни детского сада или проблемной ситуации с последующим обсуждением в группе, встречу-дискуссию, выставки методической литературы и пр. По окончании каждого заседания родителям предлагаются часы для индивидуальных бесед или консультаций.
Установление обратной связи с родителями позволяет отметить практическую ценность проводимой работы. Так, родители воспитанников имеют возможность не только получить квалифицированную консультацию у педагогов по вопросам социализации и адаптации ребенка к условиям детского сада, но и обменяться опытом преодоления трудностей в воспитании собственных детей. Рефлексивный и диалоговый характер общения позволяет родителям быть более открытыми в обсуждении проблемы. Апробация модели семейного клуба показала, что это не только современная форма работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада, но и способствующая укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, а также успешной социализации детей.
В соответствии с реализацией задач инновационного проекта продолжатся поиск и апробация новых способов мотивации родителей к совместным мероприятиям. В качестве примеров, приведем следующие:
- семейные конкурсы («Игрушка для моего малыша», «Осенние дары», «Зеленая елочка», «Снежинки» и пр.);
- фотовыставки с участием родителей («Играем вместе», «Папа, мама, Я –здоровая семья!»);
- выпуск родительской газеты «Кроха», которая носит тематический характер, отражающий время года.
Таким образом, реализация инновационного проекта позволила внедрить в практику работы МБДОУ новые формы социального партнерства с родителями: консультационный пункт, волонтерский отряд, общение с родителями в социальных сетях, организация творческой фокус-группы.
Значимым результатом деятельности Центра «Мы вместе» является установление доверительных отношений между воспитанниками, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, что обеспечивает положительные результаты в области личностного развития, а также обеспечения психологического здоровья детей раннего возраста и их позитивной социализации.
Список литературы
- Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Издательство Магистр, 1996.
- Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1990.
- Дядюнова И.А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба. Автореф. … дисс.канд.пед.наук.- Нижний Новгород, 2008.- 27с.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кязимов К. Г. Социальное партнерство. Теория и практика.-М.: Издательство: МИК, 2011, -400 с.
- Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.-М: Сфера (Серия: Приложение к журналу "Управление ДОУ"), 2012,- 128 с.
- Микляева Н.В. Семейный и родительский клубы в детском саду.-М: Издательство: Сфера, 2012,-128 с.
- Семенака С.И., Макуха Т.Д. Деятельность центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста //«Семья и личность: проблемы взаимодействия». Научный журнал №1.-ФГБОУ «Армавирская педагогическая академия», 2014.-206 с..- С. 156-159.
- Цветкова Татьяна. Социальное партнерство детского сада с родителями.-М.: Сфера (Серия: Библиотека журнала "Управление ДОУ"),2013, -128 с.
|