Суббота, 27.04.2024, 07:08

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Макуха Тамара Дмитриевна,

 заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным

учреждением детский сад для детей раннего возраста № 1 (г. Армавир)

 

Анисимова Ирина Александровна,

старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад для детей раннего возраста №1

 

Ориентация дошкольного образования на гуманизацию педагогического процесса предполагает признание самоценности каждого возрастного периода жизни, создание комфортных условий для развития и саморазвития личности. Личностно ориентированная модель взаимодействия меняет характер взаимодействия всех участников образовательного процесса, в котором ребенок становится активным его субъектом.

В то же время практика современного образования показывает, что на сегодняшний день отношения между участниками образовательного процесса во многом сохраняют традиционный «субъект-объектный» характер, когда ребенок выполняет пассивную роль объекта педагогического воздействия, а его родители вообще фактически исключены из педагогического процесса.

Раннее детство является фундаментом в становлении личности и в тоже время дети данного возраста отличаются повышенной ранимостью. Взаимодействие родителей и детей в этот период имеет особое значение, так как оно основано   на неразрывности их связи. Практика взаимодействия с родителями детей раннего возраста показывает, что отдав ребенка в детский сад, они стараются переложить свою ответственность на общественное воспитание, забывая, а порой и не зная, возрастных и индивидуальных особенностей своего ребенка. Вследствие этого возникает необходимость оказания психолого-педагогической поддержки родителям путем внедрения активных форм, основанных на сотрудничестве педагога и родителей (Л.Г. Богословец, А.С. Герасимова, Т.А. Данилина, Н.В.Микляева и др.).

Проблема повышения компетентности родителей в вопросах грамотного воспитания ребенка, не является новой и находит отражение в многочисленных педагогических исследованиях (Т.А. Березина, Н.Н. Букина, С.Г. Вершловский, Т.В. Лодкина, И.А. Хоменко и др.), но сегодня она рассматривается сквозь призму учета воспитательного потенциала современной российской семьи. Под воспитательным потенциалом семьи понимается совокупность реальных и потенциальных возможностей семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

Анализ научной литературы и опыта взаимодействия с родителями позволил  выделить  ряд особенностей культуры современных родителей и их воспитательного потенциала:

  • акцент на материальном благополучии ребенка в ущерб решению проблем, связанных с его воспитанием и своевременным развитием;
  • отсутствие родительского авторитета, взаимопонимания с ребенком;
  • разногласия членов семьи в вопросах воспитания. [4,5,7].

Осознанию значимости родителями сущности процесса развития ребенка и оказанию ему своевременной помощи в адаптации к социальной среде содействует повышение их педагогической культуры.  Педагогическая культура  родителей характеризуется педагогической  направленностью,  степенью их зрелости как воспитателей и проявляется в практике семейного и общественного воспитания. Современные мамы, воспитывающие малышей, испытывают  трудности в решении проблем, которые после поступления ребенка в детский сад вызывают у него сильнейший стресс, например: как приучить ребенка спать в своей кровати; как пользоваться горшком, самостоятельно одеваться; как отучить от грудного вскармливания, соски; как научить играть, общаться с другими сверстниками и др.. Овладение педагогическими знаниями помогает родителям избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и обеспечить успешную социализацию ребенка раннего возраста. Результаты проведенного анкетирования и опросов подтверждает стремление современных родителей в повышении педагогической культуры и желание участвовать в совместных мероприятиях. 

Осознание необходимости оказания профессиональной конструктивной помощи родителям в области развития и воспитания детей раннего возраста активизировало работу всего коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения № 1 г. Армавира по данному направлению и содействовало объединению воспитательного потенциала детского сада и семьи в важном вопросе успешной социализации детей. Основной контингент воспитанников детского сада – это дети раннего возраста, социализация которых обеспечивается взаимодействием педагога, ребенка и родителя.

Анализ имеющегося опыта работы позволил констатировать наличие противоречия между безусловной необходимостью взаимодействия родителей ДОУ и отсутствием равноправного партнерства. Актуальность данной проблемы дала основание для разработки инновационного проекта по теме: «Деятельность Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста». Центр получил название «Мы вместе». Реализация данного проекта обусловлена современной потребностью в совершенствовании системы работы дошкольного учреждения для детей раннего возраста по обеспечению успешной их социализации, установлении партнерских отношений с родителями воспитанников, в предоставлении качественных образовательных услуг. Основная цель деятельности Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе» - оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольную образовательную организацию [9].

Социальное партнерство с родителями воспитанников основывается на:

  • заинтересованности всех участников образовательного пространства в поиске путей решения проблем, связанных с воспитанием и развитием детей раннего возраста;
  • объединении усилий и возможностей  коллектива детского сада и родителей в решении вопросов адаптации ребенка к образовательному учреждению, его успешной социализации;
  • конструктивном разрешении, в случае возникновения, спорных вопросов;
  • стремлении к реалистичных способам решения педагогических и социальных проблем;
  • взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;
  • правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия [10].

Деятельность  Центра «Мы вместе» по развитию партнерских отношений с родителями осуществляется поэтапно. Остановимся на краткой характеристике основных этапов работы.

Этап 1. Знакомство

Основная цель: изучение воспитательного потенциала семьи (методы воспитания детей, ценности, традиции семьи, образовательные потребности и пр. )

Ожидаемый результат: установление доверительных отношений.

Этап 2. Совместная деятельность

Основная цель: поддержка и оказание психолого-педагогической и медицинской помощи родителям в адаптации ребенка к ДОУ, в преодолении и предупреждении трудностей, связанных с воспитанием детей раннего возрасте, семейных конфликтных ситуаций; психолого-педагогический и медицинский патронаж семьи.

Ожидаемый результат:

  • у специалистов ДОУ – повышение уровня профессиональной компетентности;
  • у родителей - повышение уровня педагогической и психологической культуры.

Этап 3. Партнёрство

Основная цель данного этапа работы достижение  добровольного, активного участия родителей в жизни ДОУ, проявления интереса к новым формам взаимодействия: консультативные часы по запросу родителей, совместные мероприятия, организация коллективных творческих дел, волонтерство, участие в работе творческой фокус-группы, семейного клуба.

Ожидаемый результат: взаимная ответственность за воспитание и развитие детей раннего возраста, их успешную социализацию.

Реализация спроектированной Модели предполагает решение следующих задач:

1.  Создание нормативно-правового обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи с учетом нормативно – правовых актов федерального, регионального, муниципального уровня.

2.  Повышение профессиональной компетентности педагогов и других специалистов по проблеме установления социального партнерства с семьями воспитанников.

3.  Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов.

4. Оценка готовности семьи к взаимодействию с образовательной дошкольной  организацией на основе равноправной (партнерской) ответственности за воспитание и развитие ребенка.

5.  Создание системы вариативных форм образования детей раннего возраста: группа выходного дня «Мама и малыш», студия раннего развития, группа кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, адаптационная группа, дистанционные занятия с детьми с ОВЗ и родителями  в виртуальном режиме скайпа.

6.  Организация деятельности консультационного  пункта для родителей детей раннего возраста;

6.  Активизация деятельности семейного клуба как ресурса повышения родительской компетентности и эффективной социализации детей раннего возраста.

7.  Внедрение информационных технологий в практику социального партнёрства ДОУ с семьями, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений: социальные сервисы Интернет: E-mail рассылки (Гугл группы, skype), Социальные сети (Vkontakte, Odnoklassniki).

В соответствии с задачами инновационного проекта осуществлена разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Центра «Мы вместе»; установлены договорные отношения с родителями (законными представителями), а также с ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет». Детский сад является экспериментальной площадкой кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики АГПУ. Научные консультанты кафедры (Н.К.Андриенко, к.пед.наук, доцент, С.И.Семенака, к.пед.наук, доцент, Е.А.Тупичкина, д.пед.наук профессор,) принимают участие в рецензировании опыта работы, методических разработок педагогов, а также содействуют публикации научных статей в профессиональных журналах и научных сборниках.  Установление договорных отношений с социальными партнерами позволило не только запланировать, но и на практике осуществить организацию мероприятий волонтерского движения с участием семей воспитанников МБДОУ, педагогов, студентов АГПУ.

Реализация Модели предполагает оборудование отдельного помещения для реализации вариативных форм дошкольного образования с детьми раннего возраста, что в перспективе позволит увеличить охват образовательными услугами детей раннего возраста, посещающими и не посещающими дошкольную организацию, детей с ОВЗ; реализацию индивидуальных образовательных траекторий для малообеспеченных и многодетных семей, детей, прибывших из Украины и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Реализация данной перспективы требует дополнительных материальных и финансовых ресурсов.

Научно-методическое сопровождение вариативных форм образования для детей раннего возраста возможно благодаря использованию внутреннего кадрового ресурса, а также за счет привлечения преподавателей и студентов АГПУ в рамках волонтерской деятельности. На сегодняшний день уже сделаны первые шаги в реализации данной задачи: начала свою работу группа выходного дня «Мама и малыш», студия раннего развития «Гениальный малыш». Уже на протяжении 5-ти лет работает адаптационная группа. 

В детском саду осуществлен комплекс работ по созданию открытой информационной среды: организована работа сайта, на котором находит отражение актуальная информация о ДОУ, созданы страницы сайтов педагогов. Новым направлением работы в данном аспекте является организация взаимодействия с родителями с помощью социальных сервисов сети  Интернет: E-mail рассылки (Гугл группы, skype), Социальные сети (Vkontakte, Odnoklassniki), фокус-онлайн-группы.

Успешное решение спроектированной Модели стало возможным благодаря  профессиональной подготовке педагогов к установлению партнерских отношений с родителями.  С целью повышения профессиональной компетентности педагогов осуществлялась системная работа, включающая организацию методических, творческих и других объединений педагогов, и специалистов с целью самообразования, повышения квалификации и обучения в сфере образования детей раннего возраста и партнерского взаимодействия с родителями; функционирование Школы молодого воспитателя; работу городского ресурсного Центра развития ребенка раннего возраста.

Поиск обновления форм повышения педагогической компетентности педагогов и родителей привел к организации  творческого объединения «фокус –группа». Творческая фокус - группа – это объединение педагогов, родителей, представителей науки, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования с целью поиска оптимальных путей для их разрешения. Творческая фокус-группа функционирует в детском саду как структурное подразделение методической службы. На основании проведенного анализа литературы (С.А.Белановский, М.К. Горшкова, Ф.Э.Шереги) разработано положение о творческой фокус – группе [1,2]. В состав творческой фокус-группы входит не менее пяти человек: педагогов, родителей и других специалистов, которые осуществляет проведение совместной поисковой, исследовательской работы по изучению общественного мнения и мнения родителей о качестве предоставляемых МБДОУ образовательных услуг, установления обратной связи по решению задач, возложенных на образовательное учреждение.

Деятельность творческой фокус-группы позволяет  вовлечь родителей в активное обсуждение  эффективности применяемых в ДОУ форм взаимодействия, на основании чего осуществляется отбор наиболее оптимальных и эффективных.  На сегодняшний день в МБДОУ №1 организована работа трех творческих фокус – групп («Инновационный час», «Многодетная семья», «On-lain - группа»), которая позволяет:

  • осуществлять сбор мнений родителей и педагогов по определенным проблемам воспитания и развития детей раннего возраста, о качестве проводимых мероприятиях в ДОУ по повышению педагогической культуры;
  • устанавливать причины низкой посещаемости родителями предлагаемых ДОУ форм взаимодействия;
  • давать независимую оценку формам взаимодействия с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
  • определять  формы позиционирования передового педагогического опыта работы в ДОУ и практики семейного воспитания и др..

В качестве основных форм работы в творческой группе определены: классическая фокус-группа и онлайн фокус-группа, которая организует свою работу с родителями, педагогами и другими специалистами в рамках форума.

Примером классической творческой фокус-группы является взаимодействие педагогов и других специалистов в процессе подготовки инновационного методического часа в детском саду. Фокус-группа в дискуссионной форме помогает выявить то, как различные люди понимают одну и ту же ситуацию, проблему,  в результате предоставляется возможность получить более разнообразный массив ответов. К настоящему времени участниками классической фокус-группы «Инновационный методический час проведена работа по следующим проблемам реализации спроектированной Модели:

  1. Исследование педагогического ресурса родителей воспитанников.
  2. Поиск оптимальных форм сотрудничества с родителями воспитанников.
  3. Использование ИКТ-педагогических технологий в работе с родителями.
  4. Анализ трудностей в воспитании и развитии детей раннего возраста, поиск способов их преодоления.

Анализ результатов бесед с педагогами показал, что использование активных форм повышения их компетентности (инновационный методический час, работа фокус-групп, мастер-класс) содействовало формированию готовности педагогических работников к системным обновлениям: знания о сущности инновационных обновлений; умения диагностировать профессиональные качества, осуществлять коррекцию содержания профессиональной деятельности; умения формировать вариативное содержание ООП для соблюдения прав и удовлетворения потребностей всех субъектов педагогического взаимодействия, обеспечения интересов и развития способностей воспитанников; умение организовать взаимодействие с родителями как равноправными участниками образовательного процесса.

По данным мониторинга МБДОУ посещают 20% детей из многодетных семей. Данный факт был учтен при организации фокус-группы «Многодетная семья-счастливая семьЯ», в рамках которой были изучены традиции семьи, опыт организации здорового образа жизни, установление доброжелательного взаимодействия старших детей с младшими.  Данная работа позволила не только изучить особенности воспитания ребенка в многодетной семье и их образовательные потребности, но и затем предложить родителям поделиться своим  опытом.

Организация деятельности фокус-группы позволяет сконцентрироваться и на совместном с родителями  и другими специалистами поиске новых форм предоставления консультативной помощи, которая приобрела в детском саду системный характер. Так, новой формой повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста является консультационный пункт.

Основная цель создания консультационного пункта связана с оказанием психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки  всестороннего развития детей раннего возраста, в том числе, не посещающих образовательные учреждения. Деятельность консультационного пункта строится на соблюдении следующих принципов:

  • учет запросов родителей на образовательные услуги;
  • ориентация процесса сопровождения на добровольное и заинтересованное включение ребенка и его семьи во взаимодействие со специалистами;
  • деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье в условиях, оптимальных для всесторонней и своевременной помощи;
  • профилактика негативных тенденций в развитии семейных, детско-родительских отношений;
  • повышение имиджа организации  в глазах общественности [8].

Инновационной формой сотрудничества детского сада  с родителями является и семейный клуб. При разработке модели его функционирования были использованы рекомендации научного исследования по данной проблематике И.А.Дядюновой и методические разработки Н.В.Микляевой [3,8].  Участниками работы клуба являются родители, воспитанники, администрация детского сада, педагоги, медицинские работники, которые руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания и стремятся к созданию партнерских отношений межу детским садом и семьей.

Основными задачами работы семейного клуба являются:

  • интеграция усилий ДОУ и семьи в вопросах социализации детей раннего возраста;
  • оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • обмен передовым опытом семейного воспитания;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • формирование у родителей понимания исключительной важности семьи и ее ответственности в позитивной социализации ребенка.

Выбор способа проведения заседаний семейного клуба зависит от обсуждаемой проблемы. Деятельность семейного клуба тесно связана с работой творческих-фокус-групп. Так, при подготовке заседаний семейного клуба учитываются рекомендации по выбору наиболее волнующих родителей проблем и путей их решения.

 На заседаниях семейного клуба педагог и другие специалисты детского сада также используют разнообразные формы взаимодействия с родителями: беседы, консультации, экспресс-диагностику, тренинг, видео просмотр сюжета из жизни детского сада или проблемной ситуации с последующим обсуждением в группе, встречу-дискуссию, выставки методической литературы и пр. По окончании каждого заседания родителям предлагаются часы для индивидуальных бесед или консультаций.

Установление обратной связи с родителями позволяет отметить практическую ценность проводимой работы. Так, родители воспитанников имеют возможность не только получить квалифицированную консультацию у педагогов по вопросам социализации и адаптации ребенка к условиям детского сада, но и обменяться опытом преодоления   трудностей в воспитании собственных детей. Рефлексивный и диалоговый характер общения позволяет родителям быть более открытыми в обсуждении проблемы. Апробация модели семейного клуба  показала, что это не только современная форма  работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада, но  и способствующая укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, а также успешной социализации детей.

В соответствии с реализацией задач инновационного проекта продолжатся поиск и апробация новых способов мотивации родителей к совместным мероприятиям. В качестве примеров, приведем следующие:

  • семейные конкурсы («Игрушка для моего малыша», «Осенние дары», «Зеленая елочка», «Снежинки» и пр.);
  • фотовыставки с участием родителей («Играем вместе», «Папа, мама, Я –здоровая семья!»);
  •  выпуск родительской газеты «Кроха», которая носит тематический характер, отражающий время года.

Таким образом,  реализация инновационного проекта позволила внедрить в практику работы МБДОУ новые формы социального партнерства с родителями: консультационный пункт, волонтерский отряд, общение с родителями в социальных сетях, организация творческой фокус-группы.

Значимым результатом деятельности Центра «Мы вместе» является установление доверительных отношений между воспитанниками, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, что обеспечивает положительные результаты в области личностного развития, а также обеспечения психологического здоровья детей раннего возраста и их позитивной социализации.

 

Список литературы

  1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Издательство Магистр, 1996.
  2. Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1990.
  3. Дядюнова И.А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба. Автореф. … дисс.канд.пед.наук.- Нижний Новгород, 2008.- 27с.
  4. Евдокимова Е.С.  Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Кязимов К. Г.  Социальное партнерство. Теория и практика.-М.: Издательство: МИК, 2011, -400 с.
  7. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.-М: Сфера (Серия: Приложение к журналу "Управление ДОУ"), 2012,- 128 с.
  8. Микляева Н.В. Семейный и родительский клубы в детском саду.-М: Издательство: Сфера, 2012,-128 с.
  9. Семенака С.И., Макуха Т.Д. Деятельность центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста //«Семья и личность: проблемы взаимодействия». Научный журнал №1.-ФГБОУ «Армавирская педагогическая академия», 2014.-206 с..- С. 156-159.
  10. Цветкова Татьяна. Социальное партнерство детского сада с родителями.-М.: Сфера (Серия: Библиотека журнала "Управление ДОУ"),2013, -128 с.
Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (02.03.2016)
Просмотров: 4047 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: