ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
Макуха Тамара Дмитриевна, заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад для детей раннего возраста №1 муниципального образования г. Армавир,
Баева Кристина Юрьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста №1 муниципального образования г. Армавир,
Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.
Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"
Статья 1268. Право на обнародование произведения
1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с выполнением требований Федерального государственного образовательного стандарта. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения [1,2,5 ].
Современное поколение родителей отличается высоким уровнем вовлеченности в общественный процесс и дефицит времени для общения с собственными детьми и детским садом. В тоже время современные родители являются активными участниками различных Интернет-сообществ, тематических порталов и других Интернет-ресурсов. Они привыкли не только ежедневно использовать интернет технологии в своей профессиональной деятельности, но и постоянно общаться. Следовательно, на сегодняшний день эффективными формами организации взаимодействия ДОУ и семьи актуальны интерактивные формы на основе использования ИКТ-средств [1,2 ].
Понятие «интерактивный» (от анг. «Inter» - взаимный, «act» - действовать) характеризует способность устанавливать взаимодействие или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). К интерактивным формам взаимодействия относят в первую очередь, диалог.
Наш детский сад активно использует образовательный потенциал таких ИКТ-средств, как:
- Сайт детского сада в сети Интернет;
- Социальная страница «Однокласники»;
- Приложение WhatsApp;
- Информационный киоск;
На сегодняшний день в ДОУ доступно использование собственного интернет - ресурса - официального сайта детского сада в сети Интернет http://1armdetsad.ru/. Целью сайта МБДОУ является оперативное и объективное информирование общественности о его деятельности, включение его в единое образовательное информационное пространство.
Развитие сотрудничества между воспитателями и родителями происходит посредством живого общения с родителями на страницах сайта через организацию сервиса “Вопрос-ответ”.
На форуме осуществляется доступное для всех родителей информирование о закономерностях развития и особенностях воспитания детей раннего возраста, педагогическое просвещение родителей (размещение полезных ссылок, статей). Также есть возможность заполнения анкет и опросников для родителей непосредственно в интернете. Здесь же выложены различные игры, консультации, советы, помогающие мамам и папам воспитывать своих малышей. Размещенная на сайте информация периодически обновляется. Информация выкладывается администратором сайта, обязанности которого выполняет воспитатель детского сада О. В. Вахонина Но в подготовке информации для размещения принимают участие администрация детского сада, педагоги всех групп и родители, участники он-лайн фокус-группы.
Организованная на сайте детского сада он-лайн фокус-группа работает в форме форума путем обмена сообщениями по компьютерной сети. Участники регистрируются на форуме, отвечают на вопросы модератора, обмениваются мнениями и комментируют ответы других участников.
Наиболее обсуждаемыми проблемами на форуме сайта нашего детского сада являются: проблемы воспитания, адаптация к детскому саду, здоровье малышей, воспитание самостоятельности и бытовых навыков, домашняя игротека, питание ребенка, развитие речи ребенка. Содержательная информация о жизни дошкольного учреждения помогает становлению доверительных отношений между семьями воспитанников и детским садом. На форуме сайта царит доброжелательная атмосфера, правила форума известны всем его участникам и за их соблюдением следит администратор сайта. Об эффективности использования сайта детского сада как средства, позволяющего установить интерактивное взаимодействие, свидетельствуют данные посещаемости форума и отзывы родителей.
Так же проходит апробацию новая интерактивная форма взаимодействия с семьями воспитанников, получившая название блиц-консультация, в ходе которой на один конкретный вопрос представляется краткий ответ. Для этого на нашем сайте детского сада работает рубрика «Давайте обсудим вместе!». Здесь по запросам родителей затрагиваются волнующие родителей проблемы воспитания и развития детей. Родителям рекомендуется ознакомиться с материалами сайтов, посвященных тем или иным вопросам, и обсудить их на форуме, чтобы поделиться своим опытом воспитания детей. При отборе содержания блиц-консультаций мы используем интернет материалы и содержание пособия С. И. Семенака «Поощрять нельзя наказывать?! Блиц-консультации для взрослых по воспитанию современного ребенка» [4 ].
Индикаторами эффективности использования данной интерактивной формы социального партнерства с родителями является:
- количество родителей, активно использующих ресурсы Интернет для участия в консультациях;
- активность в обсуждении предложенной информации;
- самостоятельный поиск родителями информации с целью расширения своей компетенции;
- стремление перейти от дистанционной формы консультации к контактной.
Сегодня, наверное, нет в современном Интернет-сообществе человека, не имеющего аккаунта хотя бы в одной из популярных социальных сетей. Социальные сети - это большая структура, большие глобальные Интернет-системы, которые служат способом общения людей через сеть на расстоянии. Наше поколение родителей - это молодые мамы и папы, которые, по – нашему мнению тоже являются участниками одной из социальных сетей. В социальных сетях «Одноклассники» нами была создана группа «Детский сад для детей раннего возраста №1», которая стала для родителей и воспитателей популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен опытом и другое. Создание нами группы в Одноклассниках направлено на решение следующих задач:
- формирование целостного позитивного имиджа сада;
- осуществление обмена опытом;
- это источник информации учебного и воспитательного характера для родителей;
- привлечение пассивных родителей к активной деятельности;
Группа начала функционировать с февраля 2015 года, на ноябрь 2016г насчитывает 110 участников, из них 6 % мужчин и 94% женщины. В группу входят как родители воспитанников, так и воспитатели детского сада, а так же иные заинтересованные пользователи.
Здесь родителям предоставляется возможность узнать последние новости сада, найти информацию о программах, реализуемых в работе с детьми, задачи, над которыми работает коллектив детского сада.
В разделе «Фотографии» родители могут познакомиться с интерьером и экстерьером сада, так как не у всех имеется возможность совершить экскурсию по детскому саду вживую.
С целью сбора информации у родителей в группе размещаем опросники и анкеты (Знаете ли вы своего ребенка? Здоровый образ жизни в семье. Проблемы многодетной семьи). Большой популярностью пользуется раздел «Темы». Этот раздел позволяет создать проблемную страничку, посвященную определенной теме. Здесь педагоги размещают методические рекомендации по волнующим родителей темам (Как воспитать малыша самостоятельным?», «Нужны ли наказания в воспитании ребенка?», «Пальчики помогают говорить.» и др.), и предлагается обсудить эту проблему. Таким образом родители получают возможность поделиться собственным опытом воспитания, социализации детей в семье.
В социальной сети родители могут общаться с педагогами в режиме онлайн, где они могут обратиться с вопросом и получить компетентный ответ. Здесь же они делятся опытом воспитания, дают друг другу советы как отучить ребенка от соски, как научить ребенка убирать игрушки и т.д., принимают активное участие в групповых обсуждениях.
Общение с родителями через социальную сеть «Одноклассники» отличается оперативностью, мобильностью, что позволяет установить межпользовательские связи, где родители будут выступать не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов общения и образовательного процесса в детском саду, который посещают их дети.
Так же для укрепления связи между родителями и детским садом нами организована группа в системе быстрого обмена бесплатных сообщений WhatsApp, где ежедневно происходит общение с родителями на разные интересующие их темы. Группа закрытая, из соображений конфиденциальности. В составе группы насчитывается 30 человек. В своей работе, с целью сбора информации у родителей по вопросу воспитания малышей, мы проводим разнообразные опросы и анкетирования, выдвигаем тему-проблему и получаем различные мнения от родителей. Преимущество этой сети в том, что мы можем родителям быстро предоставлять информацию, фото и видео с детьми, сделанные в режимных моментах. Родители могут оставлять комментарии, делиться своими впечатлениями, повторять и закреплять с детьми полученные умения дома. Анализ взаимодействия, что эффективность работы с родителями в системе бесплатных сообщений WhatsApp во многом определяется целенаправленной работой по повышению родительской культуры и их заинтересованности в совместной работе по позитивной социализации детей. Родители из сторонних наблюдателей стали активными участниками образовательного процесса.
Апробируя данную форму взаимодействия, мы проанализировали все риски. Так, в качестве первого можно отметить недостаточный уровень речевой культуры родителей. Чтобы предупредить возникновение конфликтов, нами были установлены правила общения в WhatsAppe.
Так же, для установления взаимодействия с родителями мы используем интерактивные возможности информационного киоска, который нами был приобретен в результате победы в краевом конкурсе среди дошкольных образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы. Родители детей раннего возраста, в силу эмоциональной ранимости детей, не могут присутствовать в группах и непосредственно наблюдать за ходом образовательного процесса. В данном случае, информационный киоск позволяет компенсировать это затруднение: родители могут просмотреть фото и видеозаписи организации образовательного процесса, после чего задать вопросы воспитателям в реальном времени, либо оставить комментарий, вопрос на страничке киоска. Далее педагоги планируют индивидуальные или групповые консультации по возникающим вопросам.
Так же, в рамках реализации инновационного проекта «Деятельность Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе», была апробирована модель волонтерской помощи семье, имеющей ребенка-инвалида. В общении с данной семьей была реализована программа индивидуального сопровождения ребенка, как в рамках реального взаимодействия, так и вертикального, с помощью программы Skayp [ 3].
Таким образом, опыт показал, что установить активное социальное партнерство с родителями детей раннего возраста с помощью ИКТ-средств можно при соблюдении ряда условий:
- сочетание виртуального общения с родителями воспитанников с реальным (посещение консультаций, индивидуальные беседы, тренинги, вопрос-ответ и т.д.);
- грамотное владение педагогами ИКТ-средствами для решения образовательных задач;
- повышение педагогической грамотности родителей.
Список использованной литературы:
- Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.-М: Сфера (Серия: Приложение к журналу "Управление ДОУ"), 2012,- 128 с.
- Микляева Н.В. Семейный и родительский клубы в детском саду.-М: Издательство: Сфера, 2012,-128 с.
- Семенака С.И., Макуха Т.Д. Деятельность центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста //«Семья и личность: проблемы взаимодействия». Научный журнал №1.-ФГБОУ «Армавирская педагогическая академия», 2014.-206 с..- С. 156-159.
- Семенака С.И. Поощрять нельзя наказывать?!...: блиц-консультации для взрослых по воспитанию современного ребенка М.: АРКТИ, 2016.- 104 с.
- Цветкова Татьяна. Социальное партнерство детского сада с родителями.-М.: Сфера (Серия: Библиотека журнала "Управление ДОУ"),2013, -128 с.
|