Воскресенье, 13.10.2024, 05:10

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

Использование информационных коммуникативных технологий в образовательной практике ДОО для эффективного взаимодействия педагогов и родителей

Использование информационных коммуникативных технологий
в образовательной практике ДОО для эффективного взаимодействия педагогов и родителей

профессор кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВО МПГУ

Юрий Александрович Дмитриев

доцент каф. дошкольной педагогики ФГБОУ ВО МПГУ

Татьяна Викторовна Калинина

старший преподаватель каф. дошкольной педагогики ФГБОУ ВО МПГУ

Татьяна Валерьевна Кротова

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Применение информационных технологий в современной образовательной организации - закономерное и необходимое явление, соответствующее реалиям современной действительности.

Требования, сформулированные в таких документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [18], ФГОС ДО [17] направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая предоставляет условия для активного участия родителей в образовательной деятельности.

Проблеме информатизации образования посвятили свои исследования Ю.К.Бабанский [1], В.П.Беспалько [2], С.А.Бешенков [3], А.Б.Боровков [4], Б.С.Гершунский [5], Ю.М.Горвиц [6], В.М.Машбиц Е.И [13], В.А.Трайнев [16] и др. Однако, изучению возможностей информационных технологий для повышения эффективности взаимодействия педагогов ДОО и родителей уделено недостаточно внимания.

Актуальной становится необходимость поиска эффективных путей и средств активизации участия родителей в образовательном процессе. Одним из таких средств, на наш взгляд, являются информационные технологии, которые стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной ДОО.

Сегодня информационные технологии выступают для многих привычным средством коммуникации и получения разнообразной актуальной информации. Родители детей дошкольного возраста комфортно чувствуют себя в информационной сети. Для них естественно использовать возможности компьютеров, мобильных приложений, общаться в Интернет-форумах и социальных сетях. Поэтому логичным продолжением, а иногда и удобной альтернативой непосредственной коммуникации педагога и родителей становится их общение в информационной среде.

Социологические опросы показывают, что свыше 85 % родителей являются пользователями социальных сетей. Использование новых информационных технологий, в том числе Интернет позволяет организовать новую форму взаимодействия с родителями, которая содействует мобильному решению разнообразных педагогических проблем посредством виртуального диалога с родителями, презентовать и оценивать опыт педагогов ДОО, повышать качество образовательных услуг и  конкурентоспособность организации.

Классифицируя современные формы взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников, мы выделили такую группу форм как дистанционные с применением информационных технологий [7, 8]. Сегодня фактически каждая образовательная организация имеет свой сайт, на котором размещается информация, как о самой организации, так и информация в помощь педагогам и родителям, довольно широко распространены родительские форумы. В социальных сетях создаются группы, объединяющие родителей и педагогов одной организации или структурной единицы этой организации – группы детского сада. Они не получили еще массового распространения, однако, наблюдается устойчивая тенденция их роста.

Опрос, проведенный среди 162 родителей детей дошкольного возраста, показал, что дистанционно предпочитают общаться не более 20 % опрошенных. Можно назвать две причины непопулярности такого виртуального общения. Первая проявляется в том, что непосредственный контакт с педагогом обладает целым рядом неоспоримых преимуществ. Он позволяет получить  эмоционально окрашенную информацию, задать интересующие вопросы, обсудить волнующие проблемы. Вторая причина недостаточной популярности виртуального общения в том, что педагоги ДОО и некоторые родители не готовы к широкому применению дистанционных технологий.

Анализ сайтов образовательных организаций показывает, что не у каждого педагога есть своя персональная станица, форум для обсуждения вопросов воспитания и т.д. На практике педагоги дошкольных образовательных организаций в лучшем случае используют информационные технологии в качестве источника методической помощи, но не для воспитательно-образовательной работы с детьми, а еще в меньшей степени для взаимодействия с родителями воспитанников.

Применение информационных технологий невозможно без организации информационно-образовательной среды, которая в настоящее время становится одной из важных составляющих единого российского информационно-образовательного пространства в рамках региональных и федеральных программ информатизации образования в России.

Создание информационно-образовательной среды является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации на сегодняшний день, важным резервом повышения эффективности активного и мобильного взаимодействия всех участников образовательных отношений.  Ее основной целью является повышение качества образования, эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений, что соответственно, помогает успешно решить проблему активизации участия родителей в педагогическом процессе.

Аппаратной основой информационной образовательной среды (ИОС) является локальная сеть, которая обеспечивает удаленный доступ и к компьютерам и к периферийным устройствам. Наличие сети позволяет организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно разными пользователями.

Рассмотрим компоненты информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Административный компонент содержит регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

Организационно-управленческий компонент, в систему которого входит управления ИОС и организация прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования. В ее функции входит также необходимый информационно-коммуникативный сервис, в том числе, выдача справочного материала.

Информационно-содержательный компонент, в его систему входит «методическая копилка», это сетевое хранилище планов занятий и медиаматериалов (аудио, видео, презентации, иллюстрации), позволяющая организовать преемственность методического опыта, как внутри организации, так и вне ее.

Организационно - коммуникативный компонент содержит информационные ресурсы, позволяющие организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений, сетевое взаимодействие образовательной организации; информационные технологии.

Программно - технологический компонент содержит компьютеры, принтеры, сканеры, проекторы, интерактивные доски, др. Оборудование для организации локальной сети. Необходимые средства связи для выхода в Интернет.

Кадровый компонент – ИКТ компетентность педагогов. Именно педагог, не обладающий достаточным уровнем информационной культуры, является на сегодняшний день пока еще «слабым звеном» в ИОС образовательного учреждения [9,14,11].

При проектировании всех компонентов информационно-образовательной среды должны быть учтены следующие принципы: личностного ориентирования, системности, вариативности, качества и открытости.

Принцип открытости информационно-образовательной среды является одним из основополагающих, поскольку позволяет организовать взаимодействие с внешним миром, в том числе с родителями обучающихся. При этом изменение информационно-образовательной среды, определенное взаимным развитием субъектов образовательных отношений, создает предпосылки для положительных изменений в образовательной системе ДОО. Однако обязательным условием является конфиденциальность информации, размещаемой на сайте ДОО.

Социальные сети, такие как Facebook, VKontakte, Odnoklassniki, охватывают лишь отдельные сегменты родителей. Изменение приоритетной или добавление новой социальной сети очень маловероятно. Instagram же, популярная социальная сеть, используется всеми этими сегментами, и легко может быть сориентирована на активное включение всех участников в образовательный процесс ДОО.

Instagram – бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. Инстаграм – это приложение, созданное изначально для обмена фотографиями. С его помощью можно делиться еще и короткими видеороликами, а к публикациям можно прикреплять тексты, оставлять комментарии.

Простота использования это главное достоинство этой программы. Приложение запускается на мобильном устройстве. Каждый педагог имеет возможность создать себе аккаунт. Вопрос конфиденциальности здесь тоже решаем.

Возможно создание единой группы на весь ДОО и подгруппы на все группы ДО или же выделение независимой каждой группы. Должна быть еще одна группа с общей информацией. Все участники могут объединиться в сообщество и активно общаться, имея только мобильный телефон.

Опрос родителей и обсуждение с ними проблемы использования НИТ для активизации сотрудничества родителей и педагогов ДОО показывает, что большинство опрошенных широко пользуются современными ИТ, проводят много свободного времени в Интернет пространстве, хотели бы больше получать информации от педагогов ДОО с помощью современных средств коммуникации и таким образом повышать свою родительскую компетентность и, следовательно, быть полноправным и активным участником образовательного процесса. Вместе с тем можно также констатировать, что не все педагоги были готовы к использованию ИТ для активизации участия родителей в образовательном процессе ДОО, они недооценивали соответствующие возможности информационных технологий и недостаточно реализовали их в работе с родителями.

Широкое использование возможностей ИКТ в работе педагогов с родителями содействовало активизации их оперативного взаимодействия, позволило обеспечить индивидуализацию образования, его конкретную адресность для каждого ребенка. Родители стали более мотивированы и открыты к общению. Педагоги получили возможность больше узнать о каждом воспитаннике своей группы, его семье и оказывать положительное влияние на семейной воспитание детей.

Таким образом, применение ИТ способствует активизации участия родителей в образовательном процессе ДОО вследствие: минимизации времени доступа к информации всех субъектов коммуникации; возможности продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечения индивидуального подхода к субъекту коммуникации; оптимального сочетания индивидуальной работы с групповой; роста объема информации; обеспечения активного диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум); оперативного получение информации; расширения аудитории и информационных потоков.

Информационные технологии направлены на скорейшее овладение информацией, обмен мнениями, конструктивными предложениями, ведущими к цели, а правильно подобранное содержание этих технологий поможет значительно активизировать участие родителей в образовательном процессе ДОО, сделать его более мотивированным, открытым, и прозрачным.

По итогам проведенного исследования можно сделать выводы:

1. К особенностям взаимодействия педагогов современного ДОО и родителей с использованием информационных технологий можно отнести:

  • недостаточную осведомленность родителей о современном образовательном процессе в ДОО и недостаточное их участие в образовательном процессе в силу нехватки свободного времени;
  • наличие разных представлений у педагогов и родителей об участии в образовательном процессе, способах обменом информацией;
  • недооценку педагогами применения информационных технологий в процессе сотрудничества с родителями;

2. Информационные технологии для активизации участия родителей в образовательном процессе ДОО не принесут значительного результата без создания многокомпонентной и продуманной информационно-образовательной среды;

3. Только информационно компетентный педагог, обладающий готовностью и способностью самостоятельно и творчески использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере, может организовать взаимозаинтересованное сотрудничество с родителями детей дошкольного возраста, их активное участие в образовательной работе ДОО. Совершенствование информационной компетентности педагогов открывает перед ними широкий спектр возможностей, обогащающих и образовательную среду ДОО и позволяющих сделать процесс обучения детей дошкольного возраста более открытым, организовать интерактивные формы общения с родителями, которые для них очень актуальны и значимы.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.:2008. – 125с.
  2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: НПО «Модэк», 2005.- 95с.
  3. Бешенков С.А., Миндзаева Э.В. Предмет «Информатика» в контексте информационной цивилизации (настоящее и будущее общеобразовательного курса информатики) //Информатика и образование. 2009, №9.
  4. Боровков А.Б. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ-компетентности. // Информационные технологии в образовании. Сб. тр. XII межд. конф. Ч.3. - 2013, с. 175.
  5. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1997.
  6. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.- М.: Линка-Пресс, 2007.-240с.
  7. Дмитриев Ю.А. Совершенствование информационной компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Нижегородское образование.-2015.-№3.- С.135-140.
  8. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Информационная компетентность педагога дошкольного образования // Преподаватель XXI век.- 2014.-№1, часть 1. – С.100-108.
  9. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Информационная компетентность педагогов как условие организации компьютерного обучения детей // Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2014.-№6.- С. 56-61.
  10. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для обучения и развития детей дошкольного возраста // В мире научных открытий.- 2015.- №1.1 (61) Социально-гуманитарные науки.- С.517-530.
  11.  Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Проблемы здоровьесбережения в процессе ознакомления детей с компьютерной техникой в компьютерно-игровых комплексах ДОУ // Здоровьесберегающее образование – 2011.-№1(13).- С. 56-61.
  12. Кротова Т.В. Сотрудничество педагогов и родителей в предшкольный период / Учебно-методический комплекс на СD. - ЗАО «МЦФЭР», 2012.
  13. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
  14. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 “Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации” [Электронный ресурс].URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149242 (дата обращения: 16.06.2014)
  15. Рудой О.Ф., Дмитриев Ю.А., Михайлова Н.Н. Подготовка педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования (монография). - М.:МПГУ,2013. -181с.
  16. Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 279 с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 ноября 2013 года).
  18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. [Электронный ресурс]. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163992 (дата обращения: 16.06.2014) 

Приложение 1.

Приложение 2.

Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (03.10.2016)
Просмотров: 3288 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: