Конспект родительского собрания «Общение – это просто»
с элементами тренинга
Крюк Юлия Павловна
Педагог-психолог
МБДОУ детский сад №24 «Радуга» Туапсинского района
Цель: стимулировать потребность родителей в общении со своим ребенком.
Задачи:
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах общения;
- развитие коммуникативных навыков и навыков эмпатии;
- создание позитивного настроя на общение со своим ребенком.
Оборудование и материалы:
- интерактивная доска,
- персональный компьютер,
- столы, стулья для работы родителей
- картонное изображение ладони (по количеству родителей),
- разноцветные картонные ладошки детей (по количеству родителей),
- клей, ручки, зеленые карандаши (по количеству родителей),
- раздаточный материал для работы,
- раздаточный материал в форме буклетов.
Количество участников: 15-25
Родители детей старшего дошкольного возраста
План родительского собрания
1.Организационный этап:
создание эмоционального настроя в группе.
2. Мотивационный этап:
- сообщение темы родительского собрания;
- актуализация знаний родителей об общении
3. Практический этап:
- психологический этюд «Приветствие»;
- беседа об этапах развития умений и навыков детей в общении;
- психологический этюд «Я хочу тебе рассказать»;
- беседа о правилах общения;
- практическая работа с правилами общения;
- практическая работа с возможностями, которые дает умение общаться.
4. Рефлексивный этап:
- подведение итогов,
- обратная связь.
Ход родительского собрания
Организационный этап:
Психолог: Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в этой аудитории.
Мотивационный этап:
Слайд 1. «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» - Антуан де Сент-Экзюпери.
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим на тему, что же такое общение, действительно ли общение – это просто, и что каждый из нас может сделать, что бы стать чуточку ближе к своему ребенку.
Слайд 2. «Общение – это…»
Психолог: Перед вами лежит пустой листок бумаги. Давайте, каждый попробует сейчас несколькими словами выразить, что же такое общение. Итак «Общение - это…» (Родители записывают). Если вы пока не можете ответить на этот вопрос, поставьте себе знак вопроса. А теперь перевернем листок чистой стороной вверх и на время отложим его.
Практический этап:
Слайд 3. С чего начинается общение? (Картинки с разными формами приветствия)
Психолог: Общение бывает разным: деловым и личным, несущим полезную информацию и бесполезным. Но каждое общение с чего-то начинается...С чего? (Ответы родителей) Да, действительно с приветствия.
Психологический этюд «Приветствие»:
Психолог: Так давайте же друг друга поприветствуем. Давайте все поднимемся. Представьте, что вы ученики школы и, увидев своих друзей на другой стороне улицы, машите им и кричите «Привет». А теперь мы все с вами деловые партнёры и, встретившись на конференции по обмену опытом, мы пожимаем руку и говорим «Здравствуйте!» (по кругу каждый пожимает руку и говорит «Здравствуйте»). Теперь представим, что мы очень близкие подруги, которые давно не виделись и вот при встрече мы берем друг друга за руки и говорим «Как ты?» (по кругу каждый за две руки берет другого и говорит «Как ты?»). А вот теперь каждый из нас родитель своего ребенка, вы пришли сюда, что бы узнать что-то новое, то, что поможет вам в общение с вашим ребенком, поэтому вы протягиваете свои руки и говорите «Я рада (рад) вас видеть». Давайте присядем на наши стулья.
Только, что мы с вами убедились, что общение может быть разным и зависеть от того с кем мы общаемся. Сегодня мы остановимся с вами на нашем общении с детьми. Давайте вспомним, как оно развивалось.
Этапы развития умений и навыков детей в общении:
Слайд 4. Ребенку 0 – 2 лет
- Ребенку неважно кто его родители, что они знают, какой у них социальный статус.
- Общение для малыша – это когда родители улыбаются, разговаривают с ним, гладят его.
Слайд 5. Ребенку 2 – 3 года
- Родитель – человек, который имеет различные предметы и знания как этими предметами пользоваться
- Общение проходит в форме деловой игры «как мы это делали»
Слайд 6. Ребенку 3 – 5 лет
- Родитель – источник новых знаний, впечатлений, ощущений, благодаря которым у ребенка складывается картина мира
- Общение чаще всего проходит в форме ответов на различные «почему»
Слайд 7. Ребенку 5 – 7 лет
- Родитель – основной пример. Сравнивая свои поступки с поступками родителей, ребенок закладывает основу своего внутреннего мира
- Общение в этом возрасте – проведенное вместе время, беседы на различные темы
Психолог: Давайте запомним, что общение в возрасте 5-7 лет – это проведенное вместе время и беседы на различные темы.
Слайд 8. «Послушай! Я хочу тебе рассказать…»
Психологический этюд «Послушай! Я хочу тебе рассказать…»
Психолог: А теперь попробуем провести небольшой эксперимент. Для этого разобьемся на пары и в парах попробуем произнести « Послушай! Я хочу тебе рассказать…» 1вариант – не смотрим в глаза, 2вариант – смотрим в глаза, 3вариант – смотрим в глаза и дотрагиваемся до руки.
В каком случае вам было комфортнее? (Ответы родителей).
Слайд 9. Важно ни Сколько вы времени проводите с ребенком, а Как вы его проводите.
Психолог: Полноценное общение возникает только тогда, когда вы сосредоточены на ребенке, внимаете ему, слышите его, контактируете глазами.
Слайд 10. (Изображения различных комнатных цветов)
Психолог: Мне хотелось бы вам сегодня рассказать одну притчу:
Однажды, проходя мимо цветочного магазина, человек увидел в витрине прекрасный цветок. Ему так захотелось украсить этим цветком свой дом, что на следующий день он вернулся в магазин и купил его. Да, цветок был действительно прекрасен! Человек очень гордился своим приобретением. Но через несколько дней цветок стал увядать и в конце концов погиб. Человек взял горшок с увядшим цветком и побежал в цветочный магазин. «Вы продали мне бракованный цветок! – сказал он продавцу. - Я так ухаживал за ним: я купил ему самый дорогой горшок, я поставил его на самый теплый подоконник, я даже включал ему лучшую музыку…» А продавец цветочного магазина взял в руки увядший стебель и спросил: «А вы его поливали?»…
Слайд 11. (Изображения различных ростков) «Ребенок подобен ростку и то, как вы поливаете и ухаживаете за ним, будет видно по урожаю, который он принесет» - Восточная мудрость
Психолог: В зависимости от того, чем мы поливаем наш росток, из него могут получиться совсем разные растения – полные сил, цветущие или же увядающие, приятные на ощупь или же колючие.
Слайд 12. (Изображение ладони)
Психолог: Как вы уже поняли, сегодня символом нашего общения станет рука. У каждого из вас на столе есть символическое изображение руки. Мы будем с ней работать. Но так как это будет ваша рука, то давайте нарисуем на ней что-то такое, что будет ее отличать от всякой другой. (Родители рисуют).
Слайд 13. «Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым» - Оскар Уайльд
Психолог: Так чем же нужно поливать наш с вами цветок, что бы он вырос красивым, умным, а главное счастливым?
Существуют так называемые правила общения:
Слайд 14. Уважение
Ребенок меньше и слабее любого взрослого, но это не означает, что можно смотреть на ребенка с позиции «сверху». Задача взрослого – дать почувствовать ребенку, что его воспринимают как равноправного партнера общения.
Слайд 15. Ожидание лучшего
Из каждого ребенка вырастает прекрасный взрослый, если родители смотрят на свое чадо с верой в лучшее, сильное. Видят его способности и таланты. Любят и уважают ребенка таким, какой он есть.
Слайд 16. Доверие
Если Вы доверяете ребенку действовать самостоятельно, то Ваше доверие страхует ребенка. Возможно, ребенок сам не уверен в своих силах, но он будто слышит: «Ты можешь, ты все умеешь сам, ты способен на большее»
Слайд 17. Участие
Родителю важно знать проблемы и интересы своего ребенка. Постоянное стремление понять ребенка, готовность взглянуть на мир его глазами помогут сблизиться, прожить время не «рядом», а вместе.
Слайд 18. Личный пример
Родитель – всегда пример для ребенка. Следует задуматься над вопросом: всегда ли мы являемся верным примером для ребенка? Можно ли требовать от ребенка соблюдения правил, которые мы сами нарушаем?
Практическая работа с правилами общения:
Психолог: Перед вами на столах лежат правила общения, которые мы с вами только что разобрали. Их пять – ровно столько, сколько у нас пальцев на руке. Давайте каждый из вас возьмет и наклеит на каждый из пальцев нашей руки одно из правил, в порядке убывания значений для вас, т.е. самое верхнее (на большом пальце) будет правило самое важное, а самое нижнее (на мизинце)– менее значимое для вас. (Родители клеят). А теперь посмотрите на самое нижнее правило. На самом деле все эти правила являются абсолютно равноправными, а то, которое вы поставили на нижнюю ступеньку – это правило с которым вам нужно поработать.
Слайд 19. «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» - Джон Леббок.
Психолог: Конечно, каждому из нас хочется воспитать успешного человека! Ведь так? Давайте подумаем, что может дать общение ребенку.
Практическая работа с возможностями, которые дает умение общаться
Слайд 20. «Если у ребенка удовлетворена потребность в общении, то он…»
Психолог: Перед вами два листка с продолжениями фразы: «Если у ребенка удовлетворена потребность в общении, то он…».
(Фразы на листках: будет полон жизненных сил, будет доброжелательным, будет всегда уверенным в себе, будет более культурно развитым, будет менее тревожным, будет всегда жизнерадостным, будет более уравновешенным, будет иметь много друзей; сможет узнавать новое о мире, сможет выражать свои эмоции, сможет общаться с новыми людьми, сможет выражать свои потребности, сможет организовывать работу людей, сможет развить свои способности, сможет научиться оценивать поступки, сможет в жизни большего достичь)
Психолог Вам нужно выбрать 4-5 фраз, которые вы считаете самыми важными, и наклеить их на вашу ладонь. (Родители выбирают и наклеивают).
Посмотрите теперь на вашу ладонь – вот это все то, чем вы можете помочь своему ребенку стать более общительным, а значит более успешным в жизни. А это значит, что ему легче будет найти настоящих друзей, свою вторую половину и просто самого себя.
Так давайте протянем эту ладонь вашим детям. Это ладошки ваших детей, которые они сами обвели и подписали (родители приклеивают заранее приготовленные картонные ладошки детей к своим ладошкам).
Посадите этот росток к себе на ладонь!
Слайд 21. «Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию» - Шарлотта Бронте.
Психолог Так радуйтесь тому, что у вас есть дети и у вас есть возможность общаться с ними.
Рефлексивный этап
Психолог А теперь вернемся к нашему листочку, на котором в самом начале нашего общения вы написали, что такое общение. Перечитайте его еще раз. Надеюсь, в нашей беседе, вы нашли то, что можно сюда еще добавить?
Слайд 22. «Большое спасибо за внимание!»
Вот наша беседа и подошла к концу. Мне бы хотелось, что бы каждый сказал несколько слов о том, какие эмоции получил от этой беседы. (Родители говорят). |