Среда, 24.04.2024, 04:50

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

Направления работы с родителями в учебно-методическом центре «Семейный лад» при педагогическом университете

Зав. научной лабораторией «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями» Семенова Л.М.

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

Направления работы с родителями в учебно-методическом центре «Семейный лад» при педагогическом университете

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2018 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

В 2003 году на факультете педагогики и психологии Орловского государственного университета при кафедре коррекционной педагогики в рамках федеральной программы «Социальная поддержка инвалидов» был создана школа для родителей детей-инвалидов «Семейный лад». В школу родители приходили вместе с детьми, которых нужно было чем-то занять. Поэтому, для работы с ними были привлечены студенты-волонтеры коррекционного отделения, в этой связи, встал вопрос о подготовке студентов к работе с этой категорией детей. При этом нужно было придать процессу подготовки студентов целостность, системность, комплексность, преемственность, последовательность. Так родился Учебно-методический центр, который стал называться «Семейный лад».

Цель работы центра - оказание реабилитационной помощи семье детей-инвалидов, направленной на социализацию и последующую адаптацию детей в общество.

Задача центра:

- вооружение родителей знаниями, умениями, навыками необходимых в воспитании детей с ограниченными возможностями, а также оказание им комплексной реабилитационной помощи в организации эмоционально-комфортных условий в семье;

- организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и игр с детьми;

- повышение качества психолого-педагогической и методической подготовки студентов различным аспектам воспитания, формам, методам и приемам обучения детей с ограниченными возможностями в семье.

Основные функции работы центра: диагностическая, просветительская, консультативная, охранно-защитная, прогностическая, развивающая, учебная, воспитательная, поведенческая, перцептивная, организаторская, коммуникативная, досуговая, научно-методическая, посредническая, коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная.

Согласно цели, задач и функций были определены направления работы:

- с родителями детей-инвалидов;

- детьми-инвалидами;

- со студентами.

Для решения поставленных задач была разработана комплексная программа работы с родителями, студентами, детьми.

При разработке программы деятельности центра мы стремились создать модель служб, которые решают конкретные задачи, жизнедеятельности семьи, имеющей ребенка-инвалида. Все службы тесно взаимодействуют друг с другом, помогают семье преодолеть психологические барьеры и открыть путь в социум [1, 2, 5].

В рамках модуля, направленного на работу с родителями ставились следующие задачи:

изучение семьи, внутрисемейного климата;

изучение межличностных отношений и адекватности понимания родителями состояния своего ребенка;

коррекция внутреннего психологического состояния родителей;

обучение родителей взаимодействию и общению с детьми- инвалидами;

овладение родителями специальными коррекционно-педагогическими знаниями, умениями и навыками воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в семье;

умение видеть результаты своего труда в достижениях ребенка;

ориентировка родителей на активное взаимодействие с социумом.

Кроме того, в работе с родителями учитывались их желания встретиться с отдельными специалистами, обсудить предлагаемые ими вопросы. Родителей интересуют вопросы организации домашнего досуга, общение со сверстниками и социумом, подготовка ребенка к взрослой жизни, возможности трудоустройства детей с проблемами в развитии.

Для работы с родителями был составлен план и продумана система занятий, которая была направлена на ознакомление их с особенностями нервно-психического развития детей с ограниченными возможностями, режимом дня, физического воспитания, организацией досуга ребенка в семье. На занятиях родителей обучали специальным методам и приемам взаимодействия с ребенком, по организации дома педагогической обучающей среды и проведения с ним развивающих игр, упражнений и коррекционных занятий, способствующих его психическому развитию. Мы старались показать родителям, что совместная работа с ребенком оказывает положительное влияние на его развитие и интеграцию в социум. Центр стал для родителей местом, где они имели возможность обмениваться опытом, находить пути помощи детям, проводить совместный досуг, устраивать чаепитие. Они чувствовали себя более комфортно среди семей, имеющих схожие проблемы, избавлялись от необоснованных тревог и депрессивных состояний. В центре создана атмосфера открытости, уважительного и доверительного отношения людей друг к другу, родители не скрывают своих трудностей друг от друга и от организаторов. Здесь все стремятся помочь, поддержать, разделить тревогу, обсудить общие проблемы, поделится своим опытом, по развитию ребенка, его оздоровлению, пути интеграции в общество, который может быть полезен другим.

Они получали здесь адресную помощь врача, логопеда, психолога, юриста, социального работника, которые приглашались по просьбе родителей. Большой интерес у родителей вызвали советы массажиста, косметолога, дизайнера.

Всю кропотливую работу, с родителями: многочисленные консультации, тренинги, занятия, семинары-практикумы проводили педагоги кафедры.

Родителям нужно было показать, что значимость семьи для ребенка с проблемами в развитии состоит в духовном взаимопонимании и единстве, психологической защищенности и эмоциональной удовлетворенности [3,4].

В нашей работе с родителями положительно зарекомендовали себя семинары-практикумы. Семинары - практикумы включали самые разнообразные темы, направленные на оздоровление детей, развитие речи, интереса к художественной, трудовой деятельности и др. На этих занятиях родители овладевали широким спектром знаний по теме семинара и получали практические умения по формированию тех или иных навыков у ребенка. Кроме того, использовали выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями дефектолога, психолога, логопеда, а также рекомендаций по чтению специальной психолого-педагогической литературы. Родителям также предлагались игры и специальные пособий, которые они могли использовать в занятиях с детьми в семейных условиях.

Особое место отводилось работе со студентами. Занятия со студентами проводила психолог Мишина Е.А., они строились на психолого-педагогической подготовке их к работе с детьми-инвалидами и родителями.

В рамках модуля, охватывающего работу со студентами, предусматривалось:

  • формирование у будущих педагогов теоретических, практических умений и навыков, необходимых для работы с различным контингентом детей и подростков;

  • формирование умения относиться к детям с проблемами в развитии, как к равноправным партнерам, и накопление опыта общения с ними;

  • формирование умений, направленных на организацию взаимодействия и объединения нормально развивающихся детей с детьми с проблемами в развитии в различных видах деятельности;

  • приобретение навыков оказания педагогической поддержки детям в процессе познавательной деятельности, составление сценариев развлечений, праздников, конспектов занятий с детьми, подвижных игр;

  • изготовление дидактических пособий, которые можно раздавать родителям, для занятий дома;

  • обучение студентов формам, приемам и методам работы с семьями детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, студентов обучали не только методам и приемам работы с детьми и их семьями, но также подготавливали их к осуществлению педагогической деятельности в должности воспитателя группы продленного дня, вожатого, руководителя кружка в специальных и оздоровительно-образовательных учреждениях. На занятиях студенты учились разрабатывать проекты программ работы с детьми-инвалидами в условиях семьи, летнего пришкольного городского и загородного лагеря. Составляли сценарии спортивных праздников, развлечений. Подбирали песни, стихи, упражнения, подвижные игры, аттракционы для организации досуга детей. Они разрабатывали разнообразные дидактические и наглядные материалы для занятий с конкретными детьми, имеющими дефекты в развитии.

В рамках модуля, направленного на работу с детьми с проблемами в развитии решались вопросы обучения их социальному поведению, коммуникативной деятельности, познавательным, коррекционно-развивающим занятиям, упражнениям и играм. Студенты проводили с детьми коррекционно-развивающие игры, упражнения, подвижные игры, познавательные занятия, развлечения, ставили небольшие сценки и спектакли. Организация праздников, вечеров, чаепитий способствовала формированию у детей новых социальных связей.

Такая работа помогала родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка. У них повышалась самооценка, компетентность, интерес к проблемам коррекционно-развивающего обучения, уверенность в своих силах, снижалась тревожность, улучшалось эмоциональное состояние, они учились содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с нами. А у ребенка закладывались положительные функции взаимодействия в обществе.

Литература

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.

  2. Бертынь Г.П. Социально-педагогические аспекты работы с родителями детей с ограниченными возможностями. – М., 2000.

  3. Корельская Н.Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок.- М.,2003.

  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.

  5. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.

Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (20.12.2017)
Просмотров: 646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: