Суббота, 20.04.2024, 05:03

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

НЕ ГОТОВЫЕ К ШКОЛЕ ШЕСТИЛЕТКИ. ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

НЕ ГОТОВЫЕ К ШКОЛЕ ШЕСТИЛЕТКИ. ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (окончание)

Гулько Юлия Анатольевна

Кандидат психологических наук

Старший научный сотрудник лаборатории психологии творчества

Института психологии им. Г. С. Костюка

НАН Украины,

Психолог – педагог в центре дошкольного образования «Умнички», г. Киев

 

Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад"  №2 за 2016 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).

Что делать, если родитель ребенка не готового к школе «не слышит» рекомендации практического психолога?

Родителям хочется видеть своих малышей успешными, демонстрирующими высокие интеллектуальные достижения и с этим может быть связано желание отдать ребенка в школу «пораньше». Такие родители не соглашаются с данными психологического обследования и не принимают ко вниманию рекомендации психолога не отправлять ребенка в школу, оставить интенсивные занятия по подготовке к школе, предлагать ребенку только игровые виды деятельности.

Мама пятилетнего Илюши считает что сыну пора уже читать. Ведь через год в школу! А он до сих пор и буквы путает и в слоги их не соединяет. С Ильей занимались с рождения. Он знаком и с кубиками Зайцева и с карточками Домана и с книжками – шелестелками, со всякого рода глобальными табличками и проч. Но все это никогда не интересовало Илью. Как любого нормально развивающегося мальчишку его интересовали предметно – практические игры, рисование, лепка, игры со сверстниками. Сейчас Илья ходит в детский сад и три раза в неделю посещает детский центр развития интеллектуальных способностей. Там мама видела читающего четырехлетнего ребенка. Мама сменила сыну двух преподавателей (по ее словам они там с ним ничем серьезным не занимались, только поделки делали) и наконец то нашла педагога согласившегося заниматься с Ильей по тетрадкам В. Федиенко. На тетрадке же написано 4+, только вот то, что написано мелкими буквами в самой тетрадке мама не читала. Прошло полгода, но Илья пока не зачитал… А маме нужны результаты! Так она говорит на консультации психологу. Психолог пытается выяснить, что же она понимает под «результатами» и почему они ей так нужны и что же нужно самому Илье, который удобно расположился на ковре со своими машинками и судя по всему очень рад, что его не трогают. Диалог быстро заходит в тупик потому что маму не интересуют сензитивные периоды и ведущие виды деятельности, ее не интересует норма возраста, ее даже не интересует то, что ее саму начали обучать чтению в 7 лет, ЛЕКЦИИ ПСИХОЛОГА ЕЕ ВООБЩЕ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ, ее интересует только почему ТОТ четырехлетний ребенок читает, а ЕЕ пятилетний не читает.

В разговоре с родителями не желающими разбираться в психологических возрастных особенностях  детей, позитивное действие может оказать короткая не длинная, но емкая фраза. Может психологу полезным окажется вспомнить слова Л.С.Выготского о детях вундеркиндах как о таковых, чьи достижения оказываются в прошлом, а не в будущем (как ничтожно мало вундеркиндов добились успехов во взрослой жизни и как же печально у них эти жизни сложились). Возможно родители спешащие научить детей пораньше читать и  писать, лучше смогут понять рекомендации психолога, если тот, перефразируя Выготского, скажет им, что УСПЕХИ РЕБЕНКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ В БУДУЩЕМ, а НЕ В ПРОШЛОМ. Что точно так же как сейчас не актуально во сколько лет их малыш пошел на горшок - в  год или в два, так же в очень скором времени не будет важно во сколько малыш начал обучаться в школе и когда начал читать по букварю, сколько примеров решал за 10 минут и проч.

Родители часто сравнивают успехи чужого ребенка и своего и очень огорчаются, когда результаты сравнений не в их пользу. Если родители не соглашаются с тем, что их ребенку не нужно в 5 или 6 лет заниматься чтением и письмом, то психологу нужно будет в нескольких предложениях обосновать мысль о том, что «не интеллектуальных» видов деятельности в дошкольном возрасте не бывает, особенно если речь идет о самодеятельной творческой активности ребенка. Такое предложение может прозвучать так: Ориентация на интеллектуальные успехи других детей не позволяет видеть интеллектуальные успехи своего собственного ребенка. Дальше следует перечислить успехи их малыша делая акцент на том, что именно их развитие создаст предпосылки для успешного обучения в школе через год. Например, «посмотрите, как красиво он украсил пластилиновый бублик зернами гречки, это говорит о том, что у него прекрасно развивается мелкая моторика, что в будущем даст ему возможность быстро научится писать в прописях, а так же у него прекрасно развитие образное мышление  – он украсил ритмично чередуя крупные и более мелкие зернышки, в это время ваш ребенок мыслил на достаточно высоком уровне – он создал в уме и реализовал практически достаточно сложный для своих лет замысел. А выполнение такой сложной интеллектуально-творческой работы - – фундамент его будущего успеха.

Когда родители жалуются на лень, на не желание своего ребенка учится читать или считать, на то, что он хочет только играться и баловаться, психологу важно переориентировать их с констатации фактов - не сосредотачивается, не выполняет, не читает … на постановку вопроса – почему, почему не сосредотачивается, когда надо читать, почему не хочет писать в прописях, почему хочет играть …. Пусть родители сами постараются отвечать на эти вопросы так как они считают нужным. Возможно, что в поиске ответов на подобные « почему» родители сами прейдут к верным выводам.

Приведем пример такой беседы психолога с мамой:

Мама: Он все время играет, его интересуют только машинки и беготня с друзьями, я купила столько тетрадок и книг, но он не хочет писать, букварь он вообще «не видит».

Психолог:  А любит когда вы ему читаете?

Мама: Да, это он любит, книжки выбирает, а сам не хочет, ленится…он такой ленивый, что можно сделать с его ленью?

Психолог:  Я не думаю, что он ленивый, посмотрите какой дворец он построил из 400 мелких деталей, вы думаете это просто конструировать по такой сложной схеме? А ваш ребенок выполнил это и не бросил работу пока не закончил …

Мама:  Да, он только делает только то, что ему хочется, а вот что то полезное, например, читать, ему не хочется…

Психолог: А как вы думает, почему ему не хочется 5 минут с вами поучить буквы, зато он с удовольствием соглашается несколько часов подряд собирать сложную Лего конструкцию?

Мама: Может он не способный у нас?

Психолог: А разве может быть так, что к такому сложному виду деятельности как конструирование способный, а к чтению – не способный?

Мама: Ну так строить же многим деткам нравится, а читать не всем…

Психолог: А как вы думаете почему многим деткам в 5 лет нравится учиться строить из кубиков и блоков Лего и совсем не нравится учиться читать?

Мама: Может потому что еще рано, да?

Вывод вроде не сложный, но порой дорога к нему бывает очень непростой…

Порой, красноречивее слов может оказаться наглядный, показанный на их собственном ребенке пример. Д.Б. Эльконин описывая шестилеток говорил о том, что те из них, что не пошли в школу, а остались на подготовительных к школе занятиях в детском саду выглядели жизнерадостнее и здоровее, чем их одногодки учащиеся в первом классе. Действительно, простые наблюдения показывают как веселый, оптимистично настроенный дошкольник выполняя школьные задания быстро приобретает очень несчастный вид, даже если эти задания для него не представляют большого труда. На одной консультации психологу было достаточно показать маме мучительное личико Антоши, когда он морщил лоб и страдальчески закусывал губы пытался правильно выводить петельки букв. Такой красноречивой картины хватило, что бы мама приняла решение не отдавать сына в школу в 6 лет.

Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (04.03.2016)
Просмотров: 861 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: