Пятница, 29.03.2024, 17:13

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

Особенности формирования образовательного пространства, ориентированного на социализацию дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Особенности формирования образовательного пространства, ориентированного на социализацию дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Садовская О.М.

Магистратура Института детства МПГУ

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных путей социализации детей.

Социализация  являлась  предметом  изучения  многих  наук:  философии,  психологии,  педагогики,  социологии.  Каждая  из  этих  наук  дает  свое  понимание  данного  определения. Вместе с тем, социальная интеграция детей с ОВЗ рассматривается как наиболее перспективное направление современной социальной культурной политики.

Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.

Процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.

Социальная инфраструктура для детей с ОВЗ должна быть направлена на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.

С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни.

С третьей стороны, к сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Несмотря на ряд существующих нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней (Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", общество не выработало специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц, учреждений и организаций за реализацию прав детей с ОВЗ на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование.

С вышеперечисленными задачами социализации связаны три главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:

  • развитие его личности и межличностного общения;
  • подготовку к самостоятельной жизни;
  • профессиональную подготовку.

Для преодоления этих трудностей образовательное учреждение должно:

  • обеспечить нормативную базу процесса социализации детей с ОВЗ в системе общего образования;
  • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами;
  • создать адаптивную образовательную среду;
  • создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля;
  • разработать программно-методическое обеспечение (учебные планы, учебные программы (их варианты), учебные пособия;
  • обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ;
  • обеспечить работу с семьей ребенка с ОВЗ.

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ указано, что в целях «реализации права каждого человека на образование» в образовательном учреждении должны быть созданы условия для получения качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации ребенка.

Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство

  • группы кратковременного пребывания;
  • группы компенсирующей направленности;
  • надомное (индивидуальное) обучение;
  • дистанционное обучение.

Вся работа начинается с проведения социально-психологического мониторинга, в основе которого лежит организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением. В дальнейшем деятельность образовательного учреждения, характеризующаяся единством диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, мероприятий медицинского, педагогического, психологического, социального характера, коррекции и реабилитации, должна быть направлена: 

на создание условий для получения доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей;
на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.

При этом образовательное пространство, обеспечивающее успешность социализации составляют:

  • дети
  • родители
  • педагоги
  • специалисты (мед. работник, психолог, логопед, дефектолог, работник доп. образования)

Задачи их взаимодействия тесно связаны между собой:

  • пробуждение социальной активности;
  • воспитание чувства собственного достоинства;
  • максимальная индивидуализации обучения;
  • формирование стремления к самоопределению;
  • формирование способности к выбору жизненной позиции;
  • формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества;
  • формирование навыков правильного поведения;
  • трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
  • развитие творческих способностей.

Семья тоже выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей. Остановимся на формах взаимодействия с ней, влияющим на социализацию дошкольников и младших школьников:

  1. Коллективные формы взаимодействия с родителями. 

 Общие родительские собрания. Задачи: решение организационных вопросов; информирование родителей по вопросам взаимодействия школы с другими организациями и социальными службами.

  1. Групповые родительские собрания. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и формы работы; сообщения о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов.
  2. Родитель-консультант. Задачи: участие родителей в образовательно - воспитательном процессе.
  3. Семейный клуб.

- Формы проведения: тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги; круглые столы; конференции.

- Задачи: знакомство и обучение родителей приемам оказания психолого – педагогической помощи детям, друг – другу.

  1. Проведение детских праздников. Задачи: поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, привлечение в этот процесс семьи.
  1. Индивидуальные формы работы с семьей. 

 Анкетирование и опросы. Задачи: сбор необходимой информации о ребенке и семье; изучение мнения родителями работы специалистов и учителей, всего коллектива.

  1. Беседы и консультации специалистов. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам воспитания; оказание индивидуальной методической помощи родителям.
  2. Школа родителя. Задачи: оперативное регулирование администрации на различные ситуации и предложения.
  3. Консультации медицинского работника. Задачи: контроль за здоровьем детей с ОВЗ.

Таким образом, проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – Спб., 2003.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004.
  3. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. -
  4. Доклад Государственного совета РФ ″Образовательная политика России на современном этапе″ от 10.08.2007
  5. Закон ″Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)″ от 2.06.1999 г.
  6. https://infourok.ru/
  7. http://in-texno.ru/?yclid=731136791662038113
  8. http://infourok.ru/
  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/19/sotsializatsiya-detey-s-ovz
  10. http://sociosphera.com/
  11. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/04/Sb_Socializacia.pdf
  12. http://vpokrovka.gvarono.ru/metod/work/savvina/statya.pdf

 

Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (04.11.2016)
Просмотров: 1386 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: