Воскресенье, 13.06.2021, 15:37

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

Рисуем на стенах: если хочется, то можно?

Рисуем на стенах: если хочется, то можно?

Савченко Людмила Сергеевна, член интерактивной группы журнала "Современный детский сад" на Facebook, г. Белогорск, Республика Крым

 

Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад"  №2 за 2016 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).

В интерактивной группе журнала  на Facebook познакомилась с заметкой для родителей о том, как совместить желание детей разрисовывать дома обои, соблюдать баланс запретов и разрешений, при этом сохраняя установку на креатив и эстетику в доме. Прочитав ее, вспомнила, что когда-то, работая воспитателем, мне очень понравилась эта идея, которую я привезла после  курсов повышения квалификации в Крымском   республиканском институте последипломного педагогического образования. И я решила в группе  воплотить эту идею в жизнь моих маленьких трёхлетних воспитанников, которые перешли только из ясельной группы.

Я нашла красивую белую раму пропустила через нее рулон обоев. Только рулон не был так высоко подвешен как на фото, а сразу над рамой и ближе к стене, потому что тогда его легче протягивать  под рамой. Обои были с  матовой, а не глянцевой поверхностью. Раму закрепила на уровне глаз детей. Под ней  была, немного выступающая вперед тумба, чтобы ребенку было удобно подходить к картине. В тумбе и рядом на столике стояли краски, кисточки и всё что нужно для рисования:  стаканчики, салфетки, спонжики, поролон, гусиные перья, вата, трафареты, шаблоны, геометрические фигуры, зубные щетки и пр. Помню, что постоянно  я добавляла в  оборудование, что-то новое.

Обратила внимание детей и объяснила, что к чему и для чего. Это вызвало у них  необычайный интерес. Сначала они рассматривали  всё, пробовали на ощупь и даже, в шутку говоря, на зуб и на глаз.

Дети подходили и рисовали (конечно, первые картины со мной и под моим  руководством). Первая картина была «Осень за окном». Это были капельки дождя (примакиванием), потом мы добавляли сюда падающие с деревьев листочки: дети брали  засушенные листочки, накладывали на них с обратной стороны слой гуашевой краски, выбирая  осенний  цвет по своему  желанию, и «печатали». Отпечатки были потрясающими, была видна каждая прожилочка на листочках! Ствол дерева и несколько веток, выходящих со стороны рамы ,я нарисовала сама. Великолепные листочки «падали на полотно» несколько дней подряд. А вот когда на нём появился тёмно-синий листочек, который напечатал Игорь, дети стали его укорять, что такого цвета листочек не бывает, а Игорёк  сказал, что ночью он синий! И он сам это видел. Так появилась идея нарисовать картину «Ночной листопад за окном». По центру второй картины я «посадила кленовое дерево»  и нанесла мутно-голубой фон, и с дерева «полетели» разных оттенков голубые  и синие листочки, особенно, много их было под кленом, а сверху светила желтая луна и сверкали золотые звездочки. А когда на двух картинах поверх рисунка мы добавили две полосы, вертикальную и горизонтальную, широкой кистью, т.е. раму на окне (ребенок держал кисть в руке, а я помогала ему вести линию), получился настоящий вид из окна.

Каждая работа была коллективной. Мы рисовали картину по неделе, две недели, а иногда и по месяцу. Дети росли и росло их мастерство. Больше всего внимания рисованию  в раме мы уделяли во вторую половину дня, особенно в непогоду. Занятия по рисованию были согласно расписанию, а здесь уже дети применяли  свой полученный опыт. Каждый добавлял в сюжет, что-то новое по своему желанию. Причем готовый прямоугольник картины ,мы не отрезали, он был внизу в рулоне и всегда можно было размотать и полюбоваться.

Припоминаю, как в старшем возрасте, на только что протянутом чистом листе, кто-то нарисовал девочку в красной  кофточке и трапецевидной синей юбочке, но юбочка не была закрашена полностью и Саша, решил её закрасить, но краски набрал много и она потекла толстым жирным ручьем по листу вниз. Он очень огорчился, и мы стали думать как исправить ситуацию. Как всегда помог Игорёк со своим оригинальным предложением: «А давайте, ей «оденем» длинную юбку!».Так появилась  девочка в длинной юбке, а потом кто-то дорисовал на голове платочек и она стала бабушкой. После этого появился  бабушкин домик и двор с забором, цветами, собакой и кошкой. Рядом на травке гуляли цыплята, вверху в небе летели клином птицы, светило солнышко и плыли  по небу облака. Получился милейший деревенский пейзаж. Дети все хорошо помнили, кто и что рисовал и дорисовывал, показывали родителям.

У каждой картины было свое название, выбранное путём обсуждения, из предложенных каждым участником. Я предоставляла как можно больше детям самостоятельности  во время рисования, контролируя  со стороны незаметно. С самого первого дня дети приучались убирать самостоятельно рабочее место, расставлять всё по местам после рисования. Вместо стаканчиков  для воды я обклеила двухсотграммовые баночки из- под майонеза бумажным шнуром и покрыла лаком,  получилось оригинально и безопасно, когда дети меняли воду,  мыли баночки  самостоятельно, а подставочки для кисточек тоже мы изготавливали вместе  с детьми из почтовых открыток, у каждого была своя подставочка, одинаковых не было.

Рассматривая и анализируя работы по рисованию, я заметила, что больше всего нравилось детям рисовать абстракцию. Красивее всего и эстетичнее получалось рисование гуашью. Больше всего таких работ было в последний год в детсаду, перед поступлением в школу. Однажды, когда я приготовила новый  чистый формат  бумаги в раме  и поставила в центре жирную точку зеленого цвета (потому  что люблю этот цвет ), и предложила заполнить лист своими любимыми фигурами,  цветами и элементами так, чтобы не осталось свободного пространства;  попросила поиграть с цветом так, как они чувствуют и фантазируют. В это время включала легкую тихую музыку (инструментальную, классическую).Просила играть в тишине и не мешать «художникам». Позже, когда кто-то хотел рисовать, то подходил и просил включить музыку и как только включалась музыка, наступала тишина. Это было такое умиление! Кто-то рисовал, кто-то наблюдал, кто-то в это время играл в шашки, конструировал. Я просто любила  и любовалась моей «маленькой» большой семьей в такие минуты. Для всех это была какая-то  небольшая искусствотерапия. Мы рисовали такие картины  пальцами, губками, скомканной бумагой. Через определенное время получались сочные интересные картины, рассматривая  их,  у каждого ребенка складывалось своё  видение чего-либо: приблизительных форм, предметов. Эти картины демонстрировали настроение и чувства детей ,передаваемые цветом. Вот этот вид рисования прижился у нас надолго в детсаду и ежегодно мы устраивали выставку картин от каждой группы с оригинальным названием. А всё начиналось с маленькой точки  на обоях в  раме на стене.

По картинам мы составляли сказки и рассказы. Получалось в году по 15-20 картин. Потом мы организовывали выставку. Картины оформляли в отдельные рамки и они украшали "зимний сад". За четыре года собралось много картин и мы сделали галерею к выпуску. Картины я хранила очень долго, а потом раздала воспитанникам, когда мы собрались на встречу выпускников уже в их школьном возрасте (а собирались мы в первую пятницу лета ежегодно, об этом знали все мои выпускники). Сейчас многие уже сами стали родителями и до сих пор вспоминают как мы их рисовали. 

Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (02.03.2016)
Просмотров: 891 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: