Рисуем на стенах: если хочется, то можно?
Савченко Людмила Сергеевна, член интерактивной группы журнала "Современный детский сад" на Facebook, г. Белогорск, Республика Крым
Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад" №2 за 2016 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).
В интерактивной группе журнала на Facebook познакомилась с заметкой для родителей о том, как совместить желание детей разрисовывать дома обои, соблюдать баланс запретов и разрешений, при этом сохраняя установку на креатив и эстетику в доме. Прочитав ее, вспомнила, что когда-то, работая воспитателем, мне очень понравилась эта идея, которую я привезла после курсов повышения квалификации в Крымском республиканском институте последипломного педагогического образования. И я решила в группе воплотить эту идею в жизнь моих маленьких трёхлетних воспитанников, которые перешли только из ясельной группы.
Я нашла красивую белую раму пропустила через нее рулон обоев. Только рулон не был так высоко подвешен как на фото, а сразу над рамой и ближе к стене, потому что тогда его легче протягивать под рамой. Обои были с матовой, а не глянцевой поверхностью. Раму закрепила на уровне глаз детей. Под ней была, немного выступающая вперед тумба, чтобы ребенку было удобно подходить к картине. В тумбе и рядом на столике стояли краски, кисточки и всё что нужно для рисования: стаканчики, салфетки, спонжики, поролон, гусиные перья, вата, трафареты, шаблоны, геометрические фигуры, зубные щетки и пр. Помню, что постоянно я добавляла в оборудование, что-то новое.
Обратила внимание детей и объяснила, что к чему и для чего. Это вызвало у них необычайный интерес. Сначала они рассматривали всё, пробовали на ощупь и даже, в шутку говоря, на зуб и на глаз.
Дети подходили и рисовали (конечно, первые картины со мной и под моим руководством). Первая картина была «Осень за окном». Это были капельки дождя (примакиванием), потом мы добавляли сюда падающие с деревьев листочки: дети брали засушенные листочки, накладывали на них с обратной стороны слой гуашевой краски, выбирая осенний цвет по своему желанию, и «печатали». Отпечатки были потрясающими, была видна каждая прожилочка на листочках! Ствол дерева и несколько веток, выходящих со стороны рамы ,я нарисовала сама. Великолепные листочки «падали на полотно» несколько дней подряд. А вот когда на нём появился тёмно-синий листочек, который напечатал Игорь, дети стали его укорять, что такого цвета листочек не бывает, а Игорёк сказал, что ночью он синий! И он сам это видел. Так появилась идея нарисовать картину «Ночной листопад за окном». По центру второй картины я «посадила кленовое дерево» и нанесла мутно-голубой фон, и с дерева «полетели» разных оттенков голубые и синие листочки, особенно, много их было под кленом, а сверху светила желтая луна и сверкали золотые звездочки. А когда на двух картинах поверх рисунка мы добавили две полосы, вертикальную и горизонтальную, широкой кистью, т.е. раму на окне (ребенок держал кисть в руке, а я помогала ему вести линию), получился настоящий вид из окна.
Каждая работа была коллективной. Мы рисовали картину по неделе, две недели, а иногда и по месяцу. Дети росли и росло их мастерство. Больше всего внимания рисованию в раме мы уделяли во вторую половину дня, особенно в непогоду. Занятия по рисованию были согласно расписанию, а здесь уже дети применяли свой полученный опыт. Каждый добавлял в сюжет, что-то новое по своему желанию. Причем готовый прямоугольник картины ,мы не отрезали, он был внизу в рулоне и всегда можно было размотать и полюбоваться.
Припоминаю, как в старшем возрасте, на только что протянутом чистом листе, кто-то нарисовал девочку в красной кофточке и трапецевидной синей юбочке, но юбочка не была закрашена полностью и Саша, решил её закрасить, но краски набрал много и она потекла толстым жирным ручьем по листу вниз. Он очень огорчился, и мы стали думать как исправить ситуацию. Как всегда помог Игорёк со своим оригинальным предложением: «А давайте, ей «оденем» длинную юбку!».Так появилась девочка в длинной юбке, а потом кто-то дорисовал на голове платочек и она стала бабушкой. После этого появился бабушкин домик и двор с забором, цветами, собакой и кошкой. Рядом на травке гуляли цыплята, вверху в небе летели клином птицы, светило солнышко и плыли по небу облака. Получился милейший деревенский пейзаж. Дети все хорошо помнили, кто и что рисовал и дорисовывал, показывали родителям.
У каждой картины было свое название, выбранное путём обсуждения, из предложенных каждым участником. Я предоставляла как можно больше детям самостоятельности во время рисования, контролируя со стороны незаметно. С самого первого дня дети приучались убирать самостоятельно рабочее место, расставлять всё по местам после рисования. Вместо стаканчиков для воды я обклеила двухсотграммовые баночки из- под майонеза бумажным шнуром и покрыла лаком, получилось оригинально и безопасно, когда дети меняли воду, мыли баночки самостоятельно, а подставочки для кисточек тоже мы изготавливали вместе с детьми из почтовых открыток, у каждого была своя подставочка, одинаковых не было.
Рассматривая и анализируя работы по рисованию, я заметила, что больше всего нравилось детям рисовать абстракцию. Красивее всего и эстетичнее получалось рисование гуашью. Больше всего таких работ было в последний год в детсаду, перед поступлением в школу. Однажды, когда я приготовила новый чистый формат бумаги в раме и поставила в центре жирную точку зеленого цвета (потому что люблю этот цвет ), и предложила заполнить лист своими любимыми фигурами, цветами и элементами так, чтобы не осталось свободного пространства; попросила поиграть с цветом так, как они чувствуют и фантазируют. В это время включала легкую тихую музыку (инструментальную, классическую).Просила играть в тишине и не мешать «художникам». Позже, когда кто-то хотел рисовать, то подходил и просил включить музыку и как только включалась музыка, наступала тишина. Это было такое умиление! Кто-то рисовал, кто-то наблюдал, кто-то в это время играл в шашки, конструировал. Я просто любила и любовалась моей «маленькой» большой семьей в такие минуты. Для всех это была какая-то небольшая искусствотерапия. Мы рисовали такие картины пальцами, губками, скомканной бумагой. Через определенное время получались сочные интересные картины, рассматривая их, у каждого ребенка складывалось своё видение чего-либо: приблизительных форм, предметов. Эти картины демонстрировали настроение и чувства детей ,передаваемые цветом. Вот этот вид рисования прижился у нас надолго в детсаду и ежегодно мы устраивали выставку картин от каждой группы с оригинальным названием. А всё начиналось с маленькой точки на обоях в раме на стене.
По картинам мы составляли сказки и рассказы. Получалось в году по 15-20 картин. Потом мы организовывали выставку. Картины оформляли в отдельные рамки и они украшали "зимний сад". За четыре года собралось много картин и мы сделали галерею к выпуску. Картины я хранила очень долго, а потом раздала воспитанникам, когда мы собрались на встречу выпускников уже в их школьном возрасте (а собирались мы в первую пятницу лета ежегодно, об этом знали все мои выпускники). Сейчас многие уже сами стали родителями и до сих пор вспоминают как мы их рисовали. |