В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые,
интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в
процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово
«интерактив» произошло от английского слова «interact», где «inter»- это
«взаимный», «act»- действовать.
Интерактивный означает способность активно
взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.
В планировании и разработке
системы взаимодействия с семьями воспитанников коллектив ГОУ детский сад №456
учитывает и интересы ребенка, и потребности родителей. Каждый из родителей
должен получать удовольствие от взаимодействия с педагогами и от совместной
деятельности со своим ребенком.
Интерактивной формой сотрудничества с
семьями в нашем детском саду является система средств массовой информации:
детского радио, выпуски детской газеты, журнала для родителей. Это и способ
педагогического информирования, и форма взаимодействия педагогов с семьёй, и
средство развития творческих способностей всех участников педагогического
процесса.
В журнале «Школа заботливых родителей» специалисты нашего
учреждения консультируют читателей по различным вопросам воспитания детей в
условиях семьи. Каждый номер посвящается определенной теме. Она всегда зависит
от актуальных для этого периода проблем воспитания. Так, в текущем учебном году
выпуски журнала «Школа заботливых родителей» посвящались следующим вопросам:
«Физкультура – лечит!», «Играйте вместе с детьми», «Зимние игры и забавы для
всей семьи», «Разговор о правильном питании», «Почитай мне книжку, мама, или с
какими книгами дружить дошколятам».
В газете «Здравствуй, мир!» в роли
корреспондентов выступают дети подготовительной группы. Они берут интервью в
разных группах детского сада, у родителей и педагогов. В газете несколько
рубрик. Первая страница посвящена новостям и мероприятиям детского сада.
Следующая рубрика - «Мир вокруг нас». Здесь ребята рассказывают о сезонных
изменениях в природе, о труде детей и взрослых, о том, как они проводят в данный
период свободное время дома. На страничке «Встреча с интересными людьми» члены
семьи наших воспитанников рассказывают о семейных традициях и обычаях, о
домашних питомцах, об увлекательных путешествиях и исследованиях, об интересных
профессиях своих близких. Так же родители, бабушки и дедушки могут написать
заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики. Еще в каждом выпуске
детской газеты можно увидеть поздравления именинников месяца.
Преимущество
газеты детского сада в том, что она ориентирована на конкретных родителей,
учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о
детях, об их достижениях. Газета пользуется большой популярностью.
Газеты и
журналы, как форма взаимодействия с семьей, хороши еще и потому, что здесь нет
"принуждения", о котором часто с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что
оно отталкивает родителей и иногда мешает восприятию даже интересной и значимой
информации. Газету, журнал можно просмотреть и отложить в сторону, а можно
прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.
Но не все
родители, из-за своей занятости, имеют возможность просматривать и, тем более,
подробно изучать наш печатный материал. И тогда мы нашли новый, современный
способ общения с родителями, чтобы рассказать им об их детях. Так появилось
детское радио «Здравствуй, мир!».
В подготовке радиоэфира принимают участие
педагоги, дети и родители. Рубрики детского радио: «Зарядка вместе с мамой» (по
временам года), «Что происходит за окном» (экологическое направление), «Семейные
традиции», «Музыкальные поздравлялки» (для детей и педагогов), «Новости». В
эфире звучат детские песни, загадки, стихи, сказки. На детском радио
«Здравствуй, мир!» работают как постоянные ведущие, так и воспитанники всех
возрастных групп, включая младшую. Активные родители тоже принимают участие в
подготовке и записи эфиров радиопередач.
Детское радио разговаривает с
современными детьми и их родителям на современном языке и помогает ребенку
познавать окружающий мир, взрослому - познавать жизнь ребенка.
Выпуск
радиоэфиров, газет и журнала - достаточно трудоемкая работа, требующая
определенной подготовки. В коллективе ГОУ детского сада №456 есть специалисты
высокой квалификации, выполняющие эту работу: воспитатели, старший воспитатель,
педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, социальный педагог,
учитель-логопед и, конечно, руководитель детского сада. Все педагоги, работающие
над очередным выпуском радиоэфира, газеты или журнала для родителей, искренне
стремятся к социальной и профессиональной компетентности, общности интересов, к
укреплению связей с семьёй, стараются продумывать и в содержательном и в
эстетическом плане каждый номер газеты, чтобы донести необходимую информацию до
каждого читателя.
Организация работы по выпуску каждого номера газеты или
журнала, а так же каждой передачи радиорубки проходит в следующем алгоритме:
• воспитатели выясняют интересующую родителей проблему, собирают информацию
по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических
ситуаций, рисунки и т. п.
• психолог наблюдает, выявляет индивидуальные
особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные
для публикации материалы;
• родители пишут заметки в газету, помогают детям
и педагогам в подготовке эфиров радиопередач;
• все специалисты ДОУ
периодически готовят материалы в соответствии с темой;
•старший воспитатель
редактирует журнал, осуществляет компьютерную верстку; педагог-психолог
записывает радиоэфиры, выполняет функцию звукорежиссера и редактора; социальный
педагог форматирует, выпускает каждый номер газеты.
Таким образом,
взаимодействие вовлечены все участники педагогического процесса: администрация
учреждения, воспитатели, родители, специалисты, психологическая и социальная
службы.
Так же одной из интерактивных форм сотрудничества с родителями
являются природоохранные и социальные акции, ставшие уже традицией в нашем
учреждении. В процессе проведения акций ведётся большая предварительная работа,
которая построена таким образом, что мотивированы на деятельность не только
дети, но и их родители. Например, акция «Подари ребенку улыбку» - специалисты
детского сада вместе с детьми подготовительной группы подбирали материал о
детях-сиротах, написали статью в газету, провели радиопередачу о предстоящей
акции, говорили о доброте и милосердии. После проведения акции участники имели
возможность реально ощутить, какую пользу от этого мероприятия получили дети,
оставшиеся без родителей: волонтёры принесли фотографии посещения приюта, а за
активную помощь детский сад получил Благодарность от Благотворительного фонда
«Волонтёры – детям-сиротам». Ещё в ГОУ детский сад №456 проводились такие акции:
«Посади дерево», «Спасём зеленую ёлочку – сохраним планету» (предновогодняя
акция), «Каждой птице свой дом», «Подари ребенку праздник» (родительская акция –
экскурсия в Конный полк милиции), «Вместе с нами малыши» и др.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и
кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и
взаимопонимания. Использование интерактивных форм работы даёт определенные
результаты: родители стали активными участниками педагогического процесса и
помощниками педагогов.