Экологические игры дома и на даче[1]
- Игра в свет. Когда солнце ярко играет в комнате, наводят зеркало, заставляя свет играть на потолке, на полу, на стенах… Можно, например, придумать такой припев:
Скок да скок
Белый голубок
Вот на стенке пляшет,
Крылышками машет
Гуль, гуль – постой,
Гуленька ты мой!
Нет! Порхает, вьется,
В руки не дается.
Скок да скок
С полу в потолок.
- Игра в тень. Рукою делают зайчика, чтобы вышла тень его на стене. При этом можно спеть такую песенку:
Серый зайка ушками прядет,
Серый зайка листики жует.
Вот гляди-ка: ушки навострил,
Вот прыгнул, - и след его простыл!
- Четырехлетнему ребенку можно было бы сообщить о растениях и деревьях. Так про ель, например, ему следовало указать только на то, что вместо листиков она имеет иглы (хвои), показывать ему деревья с листьями и хвоями. Он узнал, что зимой только хвойные деревья сохраняют зелень, и, вероятно, остался при том убеждении, что этому дереву легче других живется на свете. Теперь ребенок подрос и уже более поймет. Расскажите ему, как страдает это дерево от бурь и зимы, как летом подтачивают его со всех сторон бесчисленные толпы насекомых.
- Некоторые атмосферические явления: гром, молнию, град – ребенку еще трудно объяснить; но и тут ему уже многое доступно. Он может узнать, что такое ветер, какое значение играет он в природе. Вот подул сильный ветер. Укажите ребенку, как закружилось и понеслось в это время в воздухе множество пыли, песку и всякого сору. Смотри, сколько крошечных крылатых насекомых прилетело на письменный стол. Однако они не двигаются. Ба! да это семечки различных деревьев! Опять рванул ветер, - и все эти семечки поднялись и понеслись далеко, далеко; то опускаются они вниз и падают на землю, то в лужи, в озера, в песок, то, взлетев очень высоко, сядут на деревья, на развалившиеся дома, на колокольни. Семена, которые упали в голый песок, на деревья, в озера, без сомнения погибнут: от других же может родиться красивое молодое деревцо. На старых зданиях, на голых скалах, на высоких башнях дерево может вырасти потому, что ветер успел уже нанести туда довольно песку, пыли, разных трав, которые сгнили и удобрили землю. Еще подул ветер и принес сюда семечко, которое и зародило деревцо.
- «Цветущая шишка». Пусть дети наберут сосновых или еловых шишек; возьмите большой цветной горшок, насыпьте на дно его песку и поставьте в нем шишки; в середине можно поместить большую шишку, вокруг нее – поменьше. Прежде, чем размещать шишки, набейте под их чешуйки земли и посейте семена каких-нибудь трав. Посеяв траву и разместив в горшке шишки, пусть дети каждое утро спрыскивают их водою, - дня через три выйдут ростки. Для посева лучше всего брать горчицу, кресс и т. п. Вместо шишек можно взять губку, намочить ее, выжать лишнюю воду, и положить губку в стакан, набросать на нее семян.
- Горка с кресс-салатом. Пусть ребенок из влажной глины устроит горку, на которой пальцем сделает несколько ямочек. В эти ямочки нужно насыпать влажного песку. Одновременно следует в продолжении нескольких часов размачивать семена кресс-салата; потом вдавливать их в ямочки, где насыпан песок. Горку эту можно поставить на тарелку и поливать теплой речной водой, в которую брошено несколько извести. Через несколько дней дети увидят прекрасную горку зелени. Эта зелень так же скоро увядает, как скоро выросла. Отчего она так быстро завяла? Выдерни, посмотри корешок. Отчего он так мал и слаб? А где для него была бы более питательная почва?
- Подведите ребенка к обрывистому речному или овражному берегу, который нередко бывает полосатый, особенно если он высок, и укажите на различные пласты земли. Где будут копать колодец или глубокую канаву, не пропустите и этого случая, чтобы убедить ребенка, что и тут земля большею частью лежит слоями: сверху пласт черной земли, или чернозема, под ним глина, под глиной докапываются и до песку, а иной раз и до крепкого камня. Расскажите наглядно, как образовались те или другие пласты. Объясните, отчего, когда копают землю в болоте, находят речной песок или рыбьи кости?
- Эксперимент с яблоками. Яблоки еще на деревьях: они не совсем созрели. Выберите из них более красивое и, не срывая его с дерева, налепите на нем какую-нибудь восковую фигуру – звездочку, крестик на той стороне яблока, которая обращена к солнцу. При этом остерегайтесь повредить черешок, чтобы не помешать дальнейшему росту яблока. От времени до времени нужно посматривать, цель ли воск на яблоке, и если свалится, - то его нужно возобновить. Когда яблоко созреет, снимите воск: места, которые были им покрыты, остались белыми или зеленоватыми, между тем, как остальная сторона зарумянилась. – Отчего отпечатался здесь рисунок? Что же с яблоком делает солнце?
- Гербарий. Заставляйте детей засушивать и сберегать листья и целые растения. Так как дети этого возраста не могут еще составить нестоящего гербария, то способ засушивания можно придумать весьма несложный; пусть они нарвут несколько листиков наиболее встречаемых деревьев или цветов и, хорошенько расправить отдельные части, разложить их между листьями какой-нибудь ненужной книги; затем книгу нужно закрыть и положить на солнце, в сухое или теплое место. На следующий день, когда сок достаточно высох (но не настолько, чтобы растение крошилось), следует опять взглянуть на растения, хорошенько расправить их, разложить в тетради, нарочно для этого приготовленные, и приклеить стебельки полосками бумаги.
- Отпечатывание листьев. Возьмите немного сажи (так с наперсток, — можно на копейку купить в каждой мелочной лавке), прибавьте к ней несколько капель льняного масла и разотрите все это на блюдечке гладкой пробкой. Потом той же пробкой перенесите часть этой смеси на твердую и гладкую бумагу и разотрите краску до такой степени, чтобы она была почти сухая и не тянулась нитками. Затем, положите древесный лист нижней стороной (с выпуклой сетью жилок) на зачерненное сажей место бумаги, накройте лист протечной бумагой и прижмите ее к краске, чтобы нижняя сторона его зачернилась. Снимите протечную бумагу, а лист осторожно положите на чистую бумагу зачерненной поверхностью, накройте другим куском протеки и, придерживая ее, потрите лист, либо рукой, либо довольно твердой подушечкой.
Отчетливый оттиск должен представлять как черешок листа, так и его
пластинку, жилку и край, и походить на хорошенький рисунок, сделанный итальянским карандашом. В этом деле искусство приобретается навыком. Если рисунок выходит неясно и грязно, то виной тому, чаще всего, бывает краска, которая недостаточно растерта или еще слишком сыра.
Вместо сажи, можно употреблять и что-нибудь другое, например, зеленую краску. Тетрадь с удавшимися рисунками представляет прехорошенький альбом и, запечатлевая в памяти вид листьев, может облегчить распознавание растений.
- Работы из семян. Когда дети едят различные плоды: арбузы, дыни, яблоки, груши, приучайте их, чтобы они собирали семена и, рассыпав на бумагу или тряпочку и просушив на окне, сохраняли бы их в коробочках до той поры, когда у них будет свободное время. Если дети малы, они просто могут нанизывать эти семена на нитку, отделяя одно от другого бисером или соломинками. Но когда они уже несколько подросли, и руки их навыкли к некоторым механическим занятиям, эту работу можно весьма разнообразить. Купите самой тоненькой проволоки и согните из нее небольшую вазочку, коробочку или какую-нибудь фигурку. Но прежде чем окончательно загибать концы проволоки, нанижите на них поплотнее разноцветные бусы или крупный бисер. Затем на нитку нанижите в различных положениях семена и между ними мелкий бисер и перпендикулярно прикрепите такие нитки к проволоке от самого верха коробки или вазы до дна.
Различные семена можно также наклеивать на крышечки коробочек, только нужно купить в москательной лавке аравийской камеди и смешать ее с таким же количеством желтого сахарного песка. Семена, которые вы хотите приклеить, вы должны сначала обмочить в эту смесь и наклеивать их в различном положении, напр. наклейте кружок из яблочных семян так, чтобы следующее семя закрывало своим концом часть предыдущего, а в кружке стоймя приклейте арбузных семян. В самый центр можно поместить цветную папиросную бумагу, сложенную в тоненькую трубочку, изрезанную в конце тончайшими бумажными нитями…
[1] В тексте даны ссылки на страницы этой книги: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.
|